Программа экспериментальной деятельности Школа здоровья и развития


“Здоровье – это драгоценность, и
притом единственная, ради которой,
действительно, стоит не только не жалеть времени,
сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать
ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь
без него становится нетерпимой и унизительной”

Мишень
де Монтень

Содержание проблемы и обоснование
необходимости её решения.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху.
Практически во всех регионах России (включая
Кузбасс) в среднем более 35% дошкольников, 60%
школьников имеют хронические заболевания и
нуждаются в стационарном лечении.
Многочисленные исследования показывают, что
около 25-30% детей приходящих в 1-й класс, имеют те,
или иные отклонения в состоянии здоровья. За
период обучения в школе число здоровых детей
уменьшается в 4 раза, число близоруких детей
увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5
до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с
5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из
частых патологий школьников – нарушение остроты
зрения, составляющее в ряде регионов России до
30-40%. У многих школьников наблюдается
дисгармоничное развитие , что создаёт проблемы в
общей работоспособности подрастающего
поколения. Поэтому, достаточно закономерно, что в
соответствии с законом РФ “Об образовании”
здоровье школьников отнесено к приоритетным
направлениям государственной политики. О
неблагополучии в этой сфере знали и говорили
давно, но в последние годы поблема стоит особенно
остро.

Общеобразовательные учреждения являются
единственной системой общественного воспитания,
охватывающей в течение продолжительного
онтогенетического периода всё детское
население.

Большую часть недели воспитанники проводят в
стенах школы-интерната. Время обучения в школе
совпадает с периодом роста и развития ребёнка,
когда организм наиболее чувствителен к
воздействию различных факторов окружающей
среды.

Успешное обучение в школе определяется уровнем
состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в
школу, что является исходным фоном на старте
обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее
важна и правильная организация учебной
деятельности. На педагогическом совете, перед
педагогами нашей школы был поставлен ряд
вопросов:

  • почему количество детей, пришедших в 1 класс
    школы и имеющие физические недостатки или
    хронические заболевания. увеличивается к концу
    обучения в школе?
  • почему только 8-10% выпускников школ можно
    считать действительно здоровыми?
  • Как так мы учим наших детей, что наши дети
    выходят из школы неполноценными членами
    общества?

А сегодняшние больные дети – это больное
будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее
время физически зрелыми рождаются не более 14%
детей.

Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно
педагог может сделать для здоровья воспитанника
интерната гораздо больше, чем врач.
Педагога
надо не заставлять выполнять часть обязанностей
врача или медсестры, а обучать
психолого-педагогическим технологиям,
позволяющим ему самому работать так, чтобы не
наносить ущерба здоровью своих воспитанников и
на своих уроках, и в общей программе работы школы,
на деле решающей приоритетную задачу охраны
здоровья всех, находящихся под её крышей.

Понятие “здоровьесберегающие
технологии” как раз и интегрирует все
направления работы школы-интерната по
сохранению, формированию и укреплению здоровья
учащихся.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии можно определить как
науку, искусство и обязанность так обучать и
воспитывать учащихся, чтобы они могли потом
вырастить здоровыми и счастливыми своих детей,
будучи им достойным примером. Задача
школы-интерната – не “дотянуть” ребёнка до
последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним
не случилось ни чего плохого, а полноценно
подготовить подростка к самостоятельной жизни,
создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь
сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не
последнюю роль. Учитывая, что у больных и не
грамотных в вопросах здоровья родителей не может
быть здоровых детей, сохранение здоровья
школьников – это и закладка фундамента
благополучия следующих поколений.

Наши исследования показали, что даже у
маленьких детей есть свой опыт в данной сфере
жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать
этого нельзя.

Если мы хотим достичь цели – направить выбор
детей к принятию здорового образа жизни, то
должны признать их право иметь полезные идеи и
взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как
граждан с правами на здоровье и ответственность
за него и искать такие подходы, которые бы
помогли нам понять, как они видят мир.

Практический опыт показывает, что дети
способны самостоятельно не только формировать
цели, но и воплощать их. Совместная с ними
деятельность поможет понять, что они знают о
здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит
больше всего, что бы они хотели сделать для
своего здоровья и здоровья других людей. А
инструментом может стать сотворчество,
совместное постижение знаний, опыта – в
неформальном, партнёрском взаимодействии детей,
родителей и педагогов.

Одним из ключевых моментов в выработке
мотивации ребёнка на сознательное отношение к
своему здоровью и здоровью окружающих является
сознание у него ситуации успеха в решении
вопросов физического и нравственного
совершенствования. Если подростком не будут
внутренне приняты позиции: “Это мне надо”, “В
этом я через неделю (месяц, год) могу достичь
успеха”, то все старания педагога будут
напрасны. Ситуация успеха – это результат
сотворческой деятельности педагога и
воспитанника. При которой результат
деятельности подростка сопоставим с его
ожиданиями.

Любой выбор, любой труд, который будет
способствовать улучшению здоровья детей.
Бесценен. Это необычайно благородная и
благодатная роль.

Результатом и наградой будет сознание, что ты
внёс свой вклад в то. Чтобы здоровье детей в
России стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы
сегодняшние подростки стали завтра духовно и
физически здоровыми на благо себе и Отечеству.

Главное, что приобрела школа-интернат за
последнее время и что даёт основание для
оптимизма в этой области, – стремление к
перестройке своей работы с учётом приоритета,
каковым является сохранение и укрепление
здоровья учащихся.

В связи с вышеизложенным, школа-интернат
поставила перед собой задачу создания и
реализации программы “Школа здоровья и
развития”.

ЦЕЛЬ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА “Здоровья и
развития”

“Способствовать формированию установки
на здоровый образ жизни учащихся и выработке на
этой основе жизненной позиции, позволяющей
личности понимать обязанность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих”

Для достижения стратегической цели считаем
необходимым выделение трёх тактических целей,
которые будут определять направления в
образовательном процессе:

  • Способствовать приведению образовательного
    процесса в соответствие с
    психолого-физиологическими возможностями
    учащихся.
  • Формирование системы валеологических знаний
    воспитывающих психологию,
    санитарно-гигиенических установок и мотивацию,
    направленную на формирование сохранения и
    укрепления здоровья учащихся и учителей.
  • Повышение знаний родителей в вопросах
    формирования сохранения и укрепления здоровья
    детей и подростков.

Принципы организации здоровьесберегающей
работы в школе:

  • системный подход – взаимодействие различных
    специалистов всех уровней (администрации школы,
    психолога, врача, педагогов …);
  • комплексный подход – использование целого
    комплекса различных методов и приёмов при
    организации здоровьесберегающей среды;
  • индивидуальный подход – учёт
    индивидуально-типологических и
    психофизиологических особенностей учеников ( их
    мотивацию, ценности, самосознание);
  • позитивный подход – опора на сильные стороны в
    личности и поведении ребёнка; позитивная
    ориентация работы (учить тому, что нужно делать
    для сохранения здоровья, а не бороться с
    недостатками);
  • гуманистический подход – признание активной
    роли самого ребёнка в сохранении своего
    здоровья, его право на выбор, вера в способность
    учащегося делать правильные выборы (ребёнок — не
    пассивный объект воздействия, а активный
    субъект).

Сохранение здоровья воспитанников
школы-интерната во многом зависит от организации
специализированной системы условий школьной
среды, способствующих формированию, развитию и
сохранению здоровья воспитанников, реализация
которых возможна при тесном взаимодействии
специалистов всех уровней образовательного и
воспитательного процесса, внедряющих в учебный
процесс здоровьесберегающие технологии.



Внедрение в практику образования
здоровьесберегающих и здоровьеформирующих
технологий предполагает обеспечения
соответствия содержания
воспитательно-образовательного процесса
адаптационным возможностям учащихся.

(Таблица1)

Комплекс мероприятий, направленных на
решение проблем адаптации и сохранения здоровья.

  • оценка санитарно-эпидемиологического
    благополучия окружающей ребёнка среды и условий
    жизнедеятельности–широкого комплекса
    эколого–гигиенических,
    социально-экономических, внутрижилищных,
    внутрисемейных и школьных факторов;
  • научное обеспечение нормативного
    распределения детей по группам здоровья и
    группам физического воспитания;
  • разработка и реализация комплекса
    профилактических и оздоровительных мероприятий,
    направленных на:
  • уменьшение уровня заболеваемости;
  • снижения уровня функциональной напряжённости
    детей и педагогов; восстановление обратимого
    резерва здоровья;
  • реализацию режимов жизнедеятельности с учётом
    индивидуальных особенностей организма и
    личности, «критических» периодов
    индивидуального развития, оценку степени
    наследственно обусловленных компонентов
    адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;
  • работу с семьёй по повышению уровня
    компетентности в вопросах культуры здоровья и
    здорового образа жизни.

Суть внедрения здоровьесберегающих технологий
заключается в комплексной
медико-физиологической и
социально-психологической оценки условий труда,
воспитания и обучения, позволяющей создать
систему предпосылок для формирования здорового
образа жизни, осуществлять мониторинг
показателей индивидуального развития,
прогнозировать вероятные изменения состояния
здоровья детей и проводить соответствующие
коррекционные и реабилитационные мероприятия с
целью обеспечения успешности учебной и
внеклассной школьной деятельности.

Экспертной группой педагогов были выявлены
школьные факторы риска негативно влияющие на
здоровье учащихся:

  • интенсификация учебного процесса;
  • стрессовые последствия авторитарной
    педагогики;
  • раннее начало дошкольного систематического
    обучения;
  • несоответствие программ и технологий обучения
    функциональным и возрастным особенностям
    обучающихся;
  • несоблюдение элементарных физических и
    гигиенических требований к организации учебного
    процесса;
  • недостаточная подготовка родителей и педагогов
    в вопросах развития и охраны здоровья детей,
    включая вопросы полноценного питания;
  • недостатки в существующей системе физического
    воспитания;
  • отсутствие межведомственного подхода к решению
    данной проблемы.

На основе исследований выработаны формы и
методы здоровьесбрегающих технологий в работе
школы “Здоровья и развития”.

(Таблица 2)

Пересечение всех систем образования
составляет область физического воспитания
школьника. Во всех системах образования созданы
организационно-педагогические условия
формирования здорового образа жизни в
воспитательно– образовательном процессе. Это то
пространство, где сходятся интересы всех ребят и
педагогов, где могут быть реализованы знания и
умения, полученные и на уроках, и в творческих
объединениях, и в процессе общения с
одноклассниками.

Данная схема даёт представление о том, что у
классных руководителей, воспитателей, педагогов
дополнительного образования и родителей одна
общая задача – повышение мотивации на здоровый
образ жизни.

Ожидаемые конечные результаты

  • Создание благоприятной образовательной среды,
    способствующей сохранению здоровью, воспитанию
    и развитию личности.
  • Формирование гармонически развитой личности,
    обладающей высоким уровнем резерва здоровья.
  • Развитие физических, психических, когнитивных,
    социальных способностей.
  • Создание устойчивой мотивации на здоровый
    образ жизни на основе учебной деятельности и
    врачебно-педагогического контроля.
  • У учащихся должны быть выработаны формы
    поведения, помогающие избежать опасностей для
    жизни и здоровья.
  • Создание познавательно–развивающей учебной
    деятельности учащихся на основе
    дифференцированного и
    личностно-ориентированного подходов.
  • Снижение заболеваемости среди учащихся и
    педагогов.

План работы по здоровьесберегающей
деятельности

Цель школы “Здоровья и развития” № 19:
Способствовать формированию установки на
здоровый образ жизни учащихся и выработке на
этой основе жизненной позиции, позволяющей
личности понимать обязанности ответственного к
своему здоровью и здоровью окружающих.

Для достижения стратегической цели считаем
необходимым выделение трех тактических целей,
которые будут определять направления в
образовательном процессе:

  1. Способствовать приведению учебного процесса в
    соответствии с психолого-физиологическими
    возможностями учащихся.
  2. Формирование системы здоровьесберегающих
    знаний воспитывающих психологию,
    санитарно-гигиенических установок и мотивацию,
    направленную на формирование, сохранение и
    укрепление здоровья учащихся и учителей.
  3. Повышение знаний родителей в вопросах
    формирования и сохранения и укрепления здоровья
    детей и подростков.

Таблица 3

Работа с родителями

Одним из самых важных и ответственных
направлений в работе школы можно с уверенностью
назвать работу с родителями и даже с целыми
семьями. Семья– социальный институт, который
закладывает основы будущего общества. И не
всегда можно быть уверенным, что основы эти будут
соответствовать ожиданиям общества,
принимающего в свои ряды совершеннолетних
граждан.

Сложно сегодня точно предсказать, каким станет
тот, или иной ребёнок. Но вот то, что внесёт оно с
собой в окружающий мир, какие мысли, поступки,
жизненные принципы вместе с ним “проникнут” в
социум, вполне можно предвидеть, учитывая
поведение родителей, наблюдая взаимоотношения в
семье, анализируя те привычки и традиции, которые
через несколько лет станут привычками самого
ребёнка.

Конечно, не нова мысль, что все достижения и все
проблемы нашего будущего и настоящего
происходят из семьи. Исправить то, что многие
годы разрушалось или культивировалось трудно. Но
попытаться не только можно – нужно. Тем более,
что для реализации в жизнь главной задачи,
поставленной перед нами в экспериментальной
деятельности, требуется участие не только школы,
но и всех членов семьи. И кто, если не мы, учителя
“Школы Здоровья и развития” начнём свою
деятельность по формированию потребности в
здоровом образе жизни у учащихся именно с их
родителей, вместе с ними, всей их семьёй, а не
отдельно от них.

Таблица 4

Мероприятия Сроки выполнения Ответственный Результат выполнения. Эффективность
Заседания родительского комитета 3 раза в год Классный руководитель,
воспитатель,

педагог- психолог

Формирование потребности в ЗОЖ у
родителей, вовлечение их в совместную работу по
сохранению и укреплению здоровья детей и всей
семьи.
Родительская школа общения (групповые
занятия)
В течение года
Родительские собрания 1 раз в четверть
Открытые конференции и семинары школы
для родителей.
2раза в год Методический совет, родительский
комитет
День здоровья “Папа, мама и я
спортивная семья”
2 раза в год Инструктор физического воспитания.

воспитатель

Совместные походы, экскурсии в лес, на
реку, парк.
В течение года
Внеклассные мероприятия при участии и
сотрудничестве родителей
В течение года Воспитатели

Родительский комитет

Приложение 4




Следующий: