Программа дополнительного образования Пластика на стекле

Пояснительная записка

Миру известны все шаги человечества в
изобразительном творчестве, начиная с глиняных
табличек с клинописью и наскальной живописи,
заканчивая великолепной графикой и картинами
маслом на холсте. Но изобразительная
деятельность человечества, изучаемая в кружках,
не включала до последнего времени изготовление
картин из пластилина на стекле. Вместе с тем
известно, что такие занятия способны расширить
познавательный кругозор, развить
наглядно-образное мышление, воспитать мотив к
труду.

Отличие настоящей программы от уже
существующих в данной области программ
заключается в том, что основным видом
деятельности курса является новый вид
изобразительной деятельности – «Рисование
пластилином на стекле». Именно этот вид работы
позволяет воспитаннику оттачивать высокое
художественное мастерство, самостоятельно
вводить новшества и искусство лепки, развивать
выявленный талант. Пластилин в силу своих
свойств (мягкости, пластичности, легкости в
применении) позволяет воспитаннику создавать
настоящие шедевры.

Декоративно прикладное творчество
является одним из новых направлений подготовки
молодого поколения к будущей жизни, к
творческому отношению к труду. Также эта область
способствует воспитанию и развитию
инициативной, творческой личности, ее
самоопределению и самореализации. Опыт работы по
данной программе свидетельствует о высоком
уровне интереса воспитанников, их активном
стремлении овладеть практическими навыками в
новом для них виде декоративно-прикладного
творчества. Разработанная программа
дополнительного образования «Панно из
пластилина» имеет художественно эстетическую
направленность, открывает большой просмотр для
фантазии, создает условия для реализации
собственных идей учащихся. Программа пробуждает
интерес к освоению методики – «пластика на
стекле». Знакомит детей с интересной техникой
изготовления картин с помощью пластилина. Лепка
развивает тонкую моторику рук, учит детей быть
аккуратными, помогает воплощать детские
фантазии в реальность и просто замечательная
детская забава! Программа дополнительного
образования « Панно из пластилина»
предназначена для детей в возрасте от 7 до 12 лет.

Цели:

  • привитие эстетического вкуса, пробуждение
    творческой активности у воспитанников;
  • знакомство с новым видом аппликации;
  • приобретение знаний, умений и навыков
    выполнения картин из пластилина;
  • обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи:

  • развитие фантазии, воображения, творческого
    мышления воспитанников;
  • воспитание усидчивости, аккуратности,
    трудолюбия;
  • формирование умения работы в коллективе;
  • реализация творческих и эстетических
    способностей воспитанников;
  • создание условий для самостоятельного
    творчества;
  • соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: помещение, шкаф для
хранения инструментов и незаконченной
продукции, стекло, тряпочка для протирания
стекла, ручка для рисования, маркер, иллюстрация
для перевода рисунка на стекло, цветной
пластилин, линейка, карандаш, цветная бумага,
картон, газета (как подкладочный материал),
образцы готового изделия.

Учебно-тематический план занятий


Тема занятия

Всего часов

Количество часов

теоретических

практических

1 Презентация программы. 2 1 1
2 Знакомство с принципами работы. 2 1 1
3 – 4 Перенесение рисунка на стекло.
Работа с пластилином.
4 1 3
5 Подбор цветовой гаммы.
Работа с пластилином.
2 1 1
6 – 8 Нанесение пластилина на стекло. Подбор
цветовой гаммы.
6 1 5
9 Оформление фона работы. 2 1 1
10 Сборка изделия. 2 1 1
Итого: 22 7 15

Программа занятий кружка

Занятие 1: «Презентация программы»

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Приветствие. Объявление о названии творческой
мастерской.
2. Основная часть.
– Краткая беседа о содержании работы данной
мастерской.
– Наглядная демонстрация готовых изделий.
3. Итоговая часть.
Воспитанники получили представление о том, чем
они будут заниматься в мастерской.

Занятие 2. Знакомство с принципами работы

Ход занятия:

1. Организационный момент.
– Проверка готовности воспитанников к занятию.
2. Основная часть.
– Знакомство в форме игры.
Дети встают в круг. По очереди каждый игрок
называет свое имя и вкратце рассказывает о себе
(сколько лет, откуда приехал, чем любит
заниматься). Каждый последующий игрок должен
назвать имена всех предыдущих игроков и то, что
он о каждом запомнил (например, возраст).

– Инструктаж по ТБ при работе со стеклом (см.
приложение 2).
Показ и анализ выполненных работ. Беседа c
воспитанниками о видах аппликации.
– Нравится ли такая аппликация?
– Можно ли назвать её картиной?
– Что нужно для создания такой картины?
– Посмотрите на каждую деталь картины в
отдельности.
– Вся работа по изготовлению аппликации
происходит на одной стороне
стекла.
– Выберите открытку или картинку для работы.
3. Итог занятия.
Воспитанники вспомнили виды аппликации, выбрали
картинку для работы.

Занятие 3. Перенесение рисунка на стекло.
Работа с пластилином

Ход занятия:

1. Организационный момент.
– Проверка готовности воспитанников к занятию.
– Наведение рабочего порядка (застелить стол
газетой).
2. Основная часть.
– Теоретический материал ( беседа ).
Пластилин — материал для лепки.
Изготовляется из очищенного и размельченного
порошка глины с добавлением воска, церезина, жира
и других веществ, препятствующих высыханию.
Окрашивается в различные цвета. Служит для
выполнения эскизов скульптурных работ,
небольших моделей, произведений малых форм. Был
разработан в 1897 году преподавателем школы
искусств в Англии. William Harbutt создал такой
материал, который бы не высыхал при создании
скульптур его студентами. Патент был получен в 1899
году, а в 1900 году началось промышленное
производство пластилина на заводе Bathampton.
Первоначальной пластилин был серого цвета, но
позже продукт стали производить в четырех
цветах. Пластилин был популярен среди детей,
широко используется для преподавания в школах
искусства. В отличие от глины и воска, пластилин
остается мягким и практически не твердеет и не
сохнет. В отличие от керамики, пластилин имеет
широкий спектр цветов. Кроме того, в отличие от
глины, пластилин не прилипает к рукам. Пластилин
приобретает разную степень мягкости в
зависимости от температуры, что позволяет
продолжать с ним работу через любой промежуток
времени. Пластилин – материал с богатыми
художественными возможностями. Моделирование,
лепка, аппликация развивают фантазию,
наблюдательность и художественный вкус.
Пластилин можно наносить плотными мазками или
прикреплять к поверхности отдельно вылепленные
фигуры и детали будущего сюжета. С помощью
пластилина можно создавать как небольшие
весёлые картинки, так и сложные профессиональные
работы. Что такое пластилин, никому объяснять не
надо. Хороший пластилин – это тот, который имеет
яркую окраску, тонко выкатывается и не липнет к
рукам, и его можно делать в домашних условиях.
Чтобы сделать пластилин вам понадобится: 400 гр.
муки, 200 гр. соли, 500 ml кипящей воды, 1 столовая
ложка «alann» и 1 столовая ложка подсолнечного
масла. «Alann» продаётся в аптеке. Это такой
порошок, как желатин, он не вреден и применяется в
медицине. Муку, соль и «alann» перемешать в
одной чашке, налить кипяток и быстро, чтобы не
было комочков, перемешать. Перемешивать лучше
миксером. После того, как налили воду, нужно
добавить столовую ложку масла. В кипяток можно
добавить пищевую краску. Краску надо добавлять
много, чтобы был красивый сочный цвет. Как масса
станет густой и миксер не сможет дальше крутить,
нужно еще хорошенько замесить массу, как тесто.
Пластилин готов! Пластилин надо держать в
закрытой банке или в закрытом пакете.
– Самостоятельная работа (работа с пластилином).
3. Итог занятия.
Воспитанники узнали историю создания
пластилина, познакомились с его свойствами.



Занятие 4. Перенесение рисунка на стекло.
Работа с пластилином

Ход занятия

1. Организационный момент.
– Проверка готовности воспитанников к занятию.
– Наведение рабочего порядка (застелить стол).
2. Основная часть.
1). Беседа.
Каждый, хотя бы раз в жизни, лепил неподражаемые
шедевры сам, помогал друзьям. Но оказывается
пластилином можно не только лепить, но и
рисовать. Для того чтобы попробовать себя в новом
виде изобразительного искусства вам понадобятся
следующие материалы:
– Стекло для создания основы под пластилиновую
картину.
– Деревянная или пластиковая дощечка в качестве
рабочего стола для
раскатывания пластилина.
– Стакан с водой (руки необходимо периодически
смачивать водой, чтобы
пластилин к ним не лип).
– Хлопчатобумажная салфетка для рук.
– Набор стеков различной формы (стеки – это
небольшие пластмассовые
или деревянные ножички для вырезания,
выравнивания пластилина и
деталировки изображаемых предметов).
– Хороший пластилин.
2). Самостоятельная работа.
Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о
контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет
будет казаться более ярким на зелёном, синий на
жёлтом фоне и т.п. Затем подбираем нужный формат
картины.
Стекло протираем с двух сторон. Тряпочкой слегка
влажной даем просохнуть. Рисунок под стеклом
располагаем так, чтобы со всех сторон было
примерно равное расстояние. Начинаем
прорисовывать рисунок на стекле с верхней части.
Контур рисунка выполняем тонкими линиями.
Проверяем, все ли перевели на стекло. Закончив
работу даем рисунку высохнуть.
Итак, мы уже подготовились к главной работе –
изготовлению картины. Например, при работе с
пластилином не всегда подходят «чистые» цвета,
иногда для задуманного цветового решения
применяют смешивание различных цветов и сортов
пластилина. Пропорции подбирают до получения
желаемого результата. Помним об основных цветах:
жёлтый, красный и синий. При их смешивании
получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с
синим, получим зелёный, жёлтый с красным –
оранжевый, красный с синим – фиолетовый.
Подмешивание белого пластилина ослабляет
влияние ярких цветов, делает их более тусклыми,
пастельными. Не стоит смешивать более двух
цветов одновременно. При смешивании матовых и
флуоресцентных сортов получаем пластилин нового
качества.
3. Итог занятия.
Воспитанники научились подбирать цвета
пластилина для работы и
создавать новые.

Занятие 5. Подбор цветовой гаммы. Нанесение
пластилина на стекло

Ход занятия:

1. Организационный момент.
– Проверка готовности воспитанников к занятию.
– Наведение рабочего порядка (застелить стол).
2. Основная часть.
1). Самостоятельная работа.
Выбор цвета изображения и фона, помня о
контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет
будет казаться более ярким на зелёном, синий на
жёлтом фоне и т.п. Помним об основных цветах:
жёлтый, красный и синий. При их смешивании
получаем новые, производные тона. Начинаем
наносить пластилин с внутренних частей рисунка и
с мелких деталей аппликации. Пластилин
размягчаем, наносим на нужное место, не выходя за
линии рисунка. Проверить аппликацию на просвет.
Незаполненные участки, где надо, – подтянуть или
убрать пластилин. Протереть стекло. Работаем
сухой тряпочкой, убираем все отпечатки пальцев.
2). Индивидуальная помощь детям.
3. Итог занятия.
Воспитанники научились аккуратно наносить
пластилин на стекло.

Занятие 6. Нанесение пластилина на стекло.
Подбор цветовой гаммы

Ход занятия:

1. Организационный момент.
– Проверка готовности воспитанников к занятию.
– Наведение рабочего порядка (застелить стол).
2. Основная часть.
Технология изготовления аппликации на стекле.
Практическая работа. Индивидуальная помощь
детям.
Наносим слой пластилина не очень толстый.
Начинаем делать с внутренних частей рисунка и с
мелких деталей аппликации. Пластилин размягчаем
наносим на нужное место, не выходя за линии
рисунка. Проверить аппликацию на просвет.
Незаполненные участки, где надо, – подтянуть или
убрать пластилин. Протереть стекло. Работаем
сухой тряпочкой, убираем все отпечатки пальцев.
3. Итог занятия.
Воспитанники научились аккуратно наносить
пластилин на стекло.

Занятие 7–8. Нанесение пластилина на
стекло. Подбор цветовой гаммы

Ход занятия:

1. Организационный момент.
– Проверка готовности воспитанников к занятию.
– Наведение рабочего порядка (застелить стол).
2. Основная часть.
Технология изготовления аппликации на стекле.
Практическая работа. Индивидуальная помощь
детям.
Наносим слой пластилина не очень толстый.
Начинаем делать с внутренних частей рисунка и с
мелких деталей аппликации. Пластилин размягчаем
наносим на нужное место, не выходя за линии туши.
Проверить аппликацию на просвет. Не заполненные
участки, где надо – подтянуть или убрать
пластилин. Протереть стекло. Работаем сухой
тряпочкой, убираем все отпечатки пальцев.
3. Итог занятия.
Воспитанники научились аккуратно наносить
пластилин на стекло.

Занятие 9. Оформление фона работы

Ход занятия:

1. Организационный момент.
– Проверка готовности воспитанников к занятию.
– Наведение рабочего порядка (застелить стол).
2. Основная часть.
1). Беседа. Оформление фона работы.
В зависимости от выбранного сюжета, решаем, что
будет являться фоном для изображения: сама
плёнка или нанесённый на нее пластилиновый слой.
Рекомендуемые цвета самоклеющейся плёнки для
фона – это все оттенки синего, зелёного, серый и
чёрный. Помним, что главное в картине – это не
фон, а задуманное вами изображение, поэтому фон
не должен быть ярким, подавляющим. Это относится
и к полям картины – их цвет должен сочетаться как
с основными цветами изображения, так и с цветом
фона. Универсальные поля – белые. Поля также
делаются из самоклеющейся плёнки и наклеиваются
после полного завершения работы.
2). Практическая работа.
3. Итог занятия.
Воспитанники узнали о технологии подбора фона
для своей работы.

Занятие 10. Сборка изделия

Ход занятия:

1. Организационный момент.
– Проверка готовности воспитанников к занятию.
– Наведение рабочего порядка (застелить стол
газетой).
2. Основная часть.
1). Сборка изделия.
Стекло, фон – цветная бумага, картон и все это
крепится на окантовке. Фон и картон между собой
не склеиваются. На стекло приклеиваем 1см.
окантовки вверху и внизу, натягиваем бумагу,
перегибая на заднюю сторону картины, и
приклеиваем на картон. На левую и правую стороны
стекла также приклеиваем окантовку.
2). Оформление работы для участия в выставке.
3. Итог занятия.
Воспитанники научились оформлять работы для
выставки.
Картины выполненные в технике – пластика на
стекле. Рисунок 1, Рисунок 2,
Рисунок 3, Рисунок 4.

Приложение




Следующий: