Программа дополнительного образования детей Необыкновенные приключения ткани и меха

Программа дополнительного образования детей 6
– 13 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Паспорт программы

Приложение
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по мягкой игрушке
“Необыкновенные приключения ткани и меха”
является по содержанию художественной. По
функциональному предназначению досуговая
(кружковая). Четырехгодичной подготовки.

В настоящее время дети мало занимаются
рукоделием. Школьная программа трудового
обучения содержит небольшое количество часов и
не позволяет на нужном уровне обучить ручным
швам, правилам изготовления и истории народной
игрушки. Изготовление игрушек развивает мелкую
моторику рук; изучение истории народной игрушки
расширяет кругозор, приобщает к народному
творчеству, что важно для развития детей и
значимо для ДДТ в рамках работы областной
базовой площадки “Истоки”. Обучение по данной
программе помогает детям на уроках технологии,
ИЗО, МХК. Приобретенные практические навыки
помогут в различных жизненных ситуациях: ремонт
одежды, изготовление предметов интерьера,
правильно подобрать цвет в одежде и при создании
домашнего уюта.

В первый год обучения большое внимание
уделяется изучению ручных стежков и швов, т. к.
это базовая тема. К тому же в настоящее время
возраст обучающихся в детских объединениях
снизился, в первый год обучения часто приходят
дети 6-7 лет. После изучения швов в первый год
обучения дети изготавливают простейшие игрушки
(овощи, фрукты), плоские игрушки и куклу-закрутку.
Во второй год обучения дети знакомятся с
изготовлением игрушек из шариков, валика, более
сложных плоских и простейших объёмных игрушек,
изготавливают куклу – пеленашку. В третий год
обучения дети шьют объемные игрушки из ткани и
меха и универсальную куклу. В четвёртый год
обучения изготовление игрушек разделено по
видам (птицы, земноводные и т.д.) – это даёт
свободу выбора игрушек и творчества детей. Дети
учатся увеличивать и уменьшать игрушки, включена
тема “Полезные игрушки для дома и семьи”. Дети
знакомятся с тем, как можно использовать умение
шить игрушки для создания предметов интерьера и
быта. Каждый год обучения включает изучение
истории народной и современной,
анималистической игрушки, основ цветоведения,
начиная со второго года – материаловедение. Если
на занятия 1 года обучения приходит ребёнок
старшего возраста, имеющий начальные умения и
навыки в данной области – используется метод
индивидуального обучения. С ребёнком проводится
мониторинг по знаниям и умениям в данной технике
и по его результатам определяется программа
индивидуальных занятий или переводится в группу
второго года обучения.

Эффективным для творческого трудового
развития детей является такое введение нового
теоретического материала, которое вызвано
требованиями творческой практики. Ребенок
должен знать разные виды швов, увеличивать и
уменьшать выкройки, знать разные виды
изготовления игрушек, использовать умение шить
для создания предметов интерьера, уюта в доме.
Новые знания и умения помогут ему в этом. Данный
метод дает более глубокие знания и помогает
творческой самореализации ребенка.

Программа построена на принципах
дифференциации и индивидуализации образования,
увлекательности и творчества, системности,
сотрудничества, доступности и результативности.

При разработке программы за основу
взяты требования к уровню районных, областных
выставок.

Данная программа связана с учебными
школьными предметами: изучение стежков и швов,
изготовление игрушки с уроками технологии.
Изучение истории народной игрушки, основ
цветоведения, росписи с уроками ИЗО и МХК.
Использование на занятиях компьютера с уроками
информатики.

Связь программы с НРК прослеживается в
изучении традиционных народных ремёсел и
игрушек, в изготовлении животных, птиц нашей
области, района. Создание композиций из данных
игрушек.

Цель программы:

Воспитание и
развитие в ребенке творческой личности через
изучение народной культуры и изготовление
традиционной игрушки.

Задачи 1-го года обучения:

Обучающие:

– развитие мотивации к изготовлению
мягкой игрушки;
– приобретение знаний и умений по технике
исполнения различных стежков и швов;
– развитие познавательного интереса к истории
народной игрушки;
– знакомство с основами цветоведения;
– приобретение умений и навыков по технике
изготовления простейших и плоских игрушек;

Воспитательные:

– воспитание уважительного и
бережного отношения к традиционной народной
культуре;
– воспитание культуры общения в коллективе;

Развивающие:

– развитие аккуратности, усидчивости;
– развитие ответственности;

Задачи 2-го года обучения:

Обучающие:

– развитие мотивации к изготовлению
игрушек в разной технике: из шариков, валика,
плоских, простейших объемных игрушек;
– развитие познавательного интереса к истории
народной игрушки и материаловедения;
– приобретение знаний по основам цветоведения;
– приобретение умений и навыков по технике
изготовления игрушек из шариков, валика,
плоских, простейших объемных игрушек;

Воспитательные:

– воспитание бережного отношения к
творчеству народных мастеров и народной
культуре;
– воспитывать трудолюбие, бережливость;

Развивающие:

– развитие образного мышления;
– активности, самостоятельности;

Задачи 3-го года обучения:

Обучающие:

– развитие мотивации к изготовлению
игрушек в технике объемной игрушки;
– приобретение знаний по основам
материаловедения;
– приобретение знаний по истории народной
игрушки;
– приобретение умения применять знания о цвете
при изготовлении игрушек;
– приобретение умений и навыков по технике
изготовления объёмных игрушек;
– приобретение умения составлять
технологическую карту изделия;

Воспитательные:

– воспитание у детей через изучение
народного творчества любви к Родине, родному
краю;
– воспитание навыков здорового образа жизни;

Развивающие:

– развитие индивидуальности при
выполнении изделий;
– развитие воображения, образного восприятия;

Задачи 4-го года обучения:

Обучающие:

– приобретение знаний, умений и
навыков по увеличению выкроек;
– развитие познавательного интереса к изучению
новых форм использования техники мягкой
игрушки;
– получение знаний по материаловедению и
истории народной игрушки;
– развитие познавательного интереса к изучению
разных видов декоративно – прикладного
искусства;
– приобретение умений и навыков изготовления
предметов интерьера в данной технике;
– приобретение знаний и умений по написанию
рефератов;

Воспитательные:

– воспитание у обучающихся через
изучение народного творчества любви к Родине,
родному краю;
– воспитание целеустремленности;
– воспитание чувства взаимопомощи и поддержки,
справедливости;

Развивающие:

– развитие творческого подхода в
работе;
– формирование потребности в самообразовании;

Отличительная особенность данной
образовательной программы – большой диапазон
изучаемых тем и изготовляемых изделий. Обучение
построено по принципу “от простого к сложному”,
главная задача – чтобы у ребёнка не исчез
интерес. Начинается обучение со знакомства с
разными видами стежков и изготовлением
простейших игрушек (без оформления мордочки).
Постепенно игрушки усложняются, дети узнают всё
новые и новые способы их изготовления (из
шариков, валика и др.). К концу обучения дети могут
сшить игрушку разными способами и разных
размеров, по своему желанию. Обучение построено
так, чтобы дети знали все этапы изготовления
игрушки, начиная с изготовления выкроек – лекал
до создания композиций. Специфика предлагаемой
деятельности предполагает использование тканей
разного цвета, поэтому в программу включена тема
“Цветоведение”. Раздел “Полезные вещи для дома
и семьи” помогает детям старшего возраста
использовать умение шить для создания предметов
домашнего интерьера, уюта в доме. Начиная со
второго года обучения (индивидуальный подход)
дети учатся заполнять технологические карты,
писать рефераты и творческие проекты.

На основе данной программы были
созданы программы для индивидуальных занятий с
детьми ОВЗ “Мои друзья – игрушки”, для работы с
одарёнными детьми “Уральский народный девичий
костюм” (обшиваем куклу), “Мячи народов мира”,
“Забавные цветы” и др.

Возраст детей, участвующих в
реализации данной образовательной программе: от
6 до 13 лет. Дети 6-9 лет способны на репродуктивном
уровне выполнять предлагаемые задания по
созданию игрушки. Для данного возраста дается на
ознакомительном уровне материал по истории
народной игрушки, цветоведению,
материаловедению. В программу 1 года обучения не
включено изготовление выкроек-лекал. Дети
изготавливают простейшие игрушки и плоские
игрушки-сувениры, во 2-ой год начинают
изготавливать простейшие объёмные игрушки.

Дети 10-11 лет предлагаемые задания
могут выполнять не только на репродуктивном, но и
на эвристическом уровне. В программу включено
изготовление объемных игрушек с самого первого
этапа (изготовление лекал) до оформления игрушки.
При изготовлении и оформлении игрушки детям
дается возможность проявить фантазию. Дети
учатся заполнять технологические карты.

Дети 11-13 лет предлагаемые задания
могут выполнять не только на репродуктивном,
эвристическом, но и творческом уровне. Свобода в
выборе игрушек, использование игрушки для
создание предметов интерьера, создание
композиций из игрушек – дает простор фантазии и
творчеству обучающихся. Дети пишут рефераты и
творческие проекты.

Группы профильные постоянного
состава. Набор детей свободный, согласно их
желанию. 1год обучения – 12-15 человек; 2 год – 10-12
человек, 3,4 год – до 10 человек. Количество часов в
год в 1год обучения – 72 (2 часа в неделю, два
занятия по одному часу), в последующие – 144 (4 часа
в неделю, два занятия по два часа).

Прогнозируемый результат:

В конце обучения учащийся должен

1 год обучения

Знать:

– историю народной игрушки (общие
сведения);
– значение игрушки в жизни детей;
– правила техники безопасности при работе с
ручным инструментом;
– название ручных стежков, швов и их применение;
– приёмы изготовления простейших и плоских
игрушек;
– теплые, холодные, нейтральные цвета и их
свойства;
– как уважительно относиться к народной
культуре;
– правила общения в коллективе;

Уметь:

– организовать рабочее место;
– пользоваться выкройками-лекалами;
– использовать ручные стежки и швы при
изготовлении игрушки;
– набивать изделие;
– оформлять внешний вид игрушки;
– быть аккуратным, ответственным.

Подведение итогов по результатам
освоения материала данной программы проводится
на промежуточном этапе – проведение викторины
по пройденному материалу, на итоговых занятиях
по каждой теме в виде опроса или собеседования, в
конце года на итоговом занятии – конкурсе.


2 год обучения

Знать:

– историю русской народной игрушки; – приёмы
изготовления игрушек из шариков, валика, плоских
и простейших объёмных игрушек; – виды тканей;
– дополнительные и родственные цвета; –
нравственно – эстетические нормы жизни;

Уметь:

– изготавливать и оформлять игрушки из
шариков, валика, плоские и простейшие объёмные
игрушки;
– шить всеми видами швов; – использовать
бросовый материал для изготовления игрушки; –
использовать знания о цвете при изготовлении
игрушки; – быть активным, самостоятельным и
трудолюбивым;

Подведение итогов по результатам освоения
материала данной программы проводится на
итоговых занятиях в виде опроса или
собеседования. На промежуточном этапе –
викторина, итоговое занятие – конкурс. Участие в
итоговой районной выставке. В конкурсе “Ступени
творческого роста”, получение звания
“Подмастрье”.


3 год обучения

Знать:

– приёмы изготовления объёмных игрушек;
– виды ткани, используемые при изготовлении
игрушек и соответствующие тканям швы;
– варианты оформления игрушек; –
дополнительные, родственные и контрастные цвета;
– народных умельцев своего района;
– основы здорового образа жизни;

Уметь:

– изготавливать объемные игрушки;
– изготовить проволочный каркас для игрушки;
– использовать знания о цвете при изготовлении
игрушки;
– использовать народную игрушку для оформления
интерьера.
– индивидуально и самобытно подойти к
изготовлению игрушки;
– составить технологическую карту изделия;

Подведение итогов по результатам освоения
материала данной программы проводится на
итоговых занятиях в виде опроса или
собеседования. На промежуточном этапе и в конце
года тестирование. Участие в районных и
областных выставках, в конкурсе “Ступени
творческого роста”.


4 год обучения

Знать:

– виды декоративно-прикладного искусства; –
правила увеличения и уменьшения выкроек; –
разные виды кукол;
– виды и свойства цвета;
– способы изготовление украшений, предметов
быта и домашнего интерьера в технике мягкой
игрушке;
– народное творчество своей местности;

Уметь:

– раскрыть свои творческие возможности;
– самостоятельно решать вопросы
конструирования и изготовления мягкой игрушки;
– увеличивать и уменьшать выкройки;
– успользовать знания о цвете при изготовлении
игрушки и оформлении интерьера;
– изготавливать украшения, предметы быта и
интерьера в технике мягкой игрушки;
– составить реферат по определенной теме;
– поддержать товарища, оказать ему помощь;
– доводить начатое дело до конца;

Подведение итогов по результатам освоения
материала данной программы проводится на
итоговых занятиях в виде опроса или
собеседования. На промежуточном этапе и в конце
года тестирование. Участие в районных и
областных выставках, в конкурсе “Ступени
творческого роста”.

Критерии оценки –

Приложение
2.

Учебно-тематическое планирование

Приложение 3.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа ориентирована на
изготовление широкого спектра игрушек.
Содержание курса объединено в тематические
модули, каждый из которых разъясняет отдельную
задачу по приобретению трудовых навыков и
творческому развитию детей. Все образовательные
блоки предусматривают усвоение теоретических и
практических навыков. Практические задания
способствуют развитию у детей умению создавать
игрушки разных видов и способов изготовления.
Программа четырехлетнего обучения способствует
развитию у детей творческих способностей, умению
создавать творческие работы, писать рефераты и
творческие проекты.

Освоение материала в основном
происходит в процессе практических занятий. В
работе над созданием игрушки дети должны знать
все этапы создания: от изготовления лекал и
увеличение выкроек до оформления игрушки,
стремиться к созданию авторской игрушки.
Применять знания о цвете при изготовлении
игрушки.

Прохождение каждой новой
теоретической темы предполагает постоянное
повторение изученного, обращение к которому
диктует практика. Такой методический прием как
возвращение к пройденному придают объемность
“линейному” последовательному освоению
материала в данной программе. Ребенок должен не
только правильно аккуратно соблюдать
последовательность, научиться шить игрушку, но и
уметь использовать полученные умения при
создании предметов быта, авторских игрушек.
Поэтому важным методом обучения изготовлению
игрушек является разъяснение ребенку
последовательности действий и операций, в основе
чего лежит наглядность, доступность.

Срок реализации образовательной
программы 4 года. Они делятся на периоды(1,2,3,4 года
обучения) при этом продолжительность периодов
является ориентиром – она определяется не
временем, а достигнутым результатами, которые
определяются участием в выставках, конкурсах,
практикумах.

Первый период вводный и направлен на
первичное знакомство с историей игрушки,
цветоведением, изготовлением простейших игрушек
по готовым выкройкам и деталям, второй и третий –
на базовую подготовку детей. Четвертый посвящен
более углубленному изучению программы и
подготовке рефератов и творческих проектов.

Занятия по данной программе состоят из
теоретических и практических частей, причем
большее количество времени занимает
практическая часть. Форму занятий можно
определить как самостоятельную деятельность
детей, коллективная, так же может быть
индивидуальная. Занятия проходят в виде бесед,
практикумов, экскурсий, конкурсов. Включает в
себя вводные занятия, занятия по углублению
знаний, практические занятия, комбинированные
формы занятий.

Режим занятий в первый год обучения 2
раза в неделю по 1 часу. В последующие годы 2 раза в
неделю по 2 часа, при большом количестве детей
создается необходимость деления на подгруппы.

Используются в сочетании словесные, наглядные
и практические методы обучения.

Словесные методы обучения

– рассказ,
беседа, объяснение. Для более доступного
преподнесения изучаемого материала
используется показ, демонстрация.

Средства наглядности

: схемы, чертежи,
таблицы, иллюстрации, компьютерные презентации и
т.д.;

Раздаточный материал

: нитки, иголки,
карточки с образцами швов, инструкционные карты;
выкройки – лекала, чертежи выкроек.

– стенды с образцами мягкой игрушки;
– литература по истории народной игрушки,
декоративно – прикладному творчеству, по
изготовлению мягкой игрушки.
– таблицы спектральных цветов, цветовой круг,
таблицы с различными цветовыми композициями;
– таблицы по материаловедению;

Практические методы обучения:

Демонстрация приемов работы иглой с
одновременным объяснением, как легче и удобнее
сделать какое – либо действие.
– Демонстрация готовых изделий.

Текущий инструктаж: проводится с
целью устранения затруднений обучающегося.
Выполнение технических приемов шитья
способствуют выработке практических умений и
навыков.

Графические работы:

зарисовка схем,
чертежей, выкроек изделий.

– Творческие задания

: Сбор и обработка
материала для реферата, проекта, подбор цветовой
гаммы для изготовления изделий.

Материально – техническое обеспечение – Приложение 4.

Литература – Приложение 5.


Следующий: