Программа детского объединения Рукодельница дополнительного образования детей

Пояснительная записка

Основная задача, стоящая перед
государством и обществом в целом в
отношении детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами , -
создание надлежащих условий и оказание
помощи в их социальной реабилитации и
адаптации, подготовке к полноценной жизни в
обществе.

В связи с этим важность и необходимость
значительного повышения роли системы
дополнительного образования в развитии,
воспитании и обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами .

Имея, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и Законом «Об
образовании»ст.2,5,10,14,16,20,50, Закон «Об
образовании в Свердловской области»ст.14,18-22,35,
Закон Свердловской области «О защите прав
ребенка» ст.23,24,25,43,Закон РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка» ст.1,15, Закон «О
социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19., «Об
утверждении порядка воспитания и обучения
детей – инвалидов на дому и в
негосударственных образовательных
учреждениях» Постановление Правительства
РФ от 18.07.96 № 861, Социальные нормативные
нормы( Распоряжение Правительства РФ от
03.07.96 №1063 – о нормах наполняемости и групп в
образовательных учреждениях), такая
категория детей имеет равные со всеми
другими детьми права на образование и
творческое развитие , так как в жизни они
зачастую лишены возможности реализовать
это право.

Назрела острая необходимость в
разработке и реализации социальных
программ, направленных на воспитание и
социализацию личности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалида, подготовку к самостоятельной
жизни в обществе, обеспечить развитие его
потенциальных возможностей.

В процессе труда формируются такие
личностные качества, как привычки к
трудовому усилию, способность работать в
коллективе, что является важным условием
для дальнейшей социально – трудовой
адаптации обучающихся. Трудовая
деятельность оказывает большое внимание на
физическое развитие детей. В процессе труда
у обучающихся улучшается общее физическое
состояние, развиваются работоспособность,
координированность движений.

Программа построена по принципу
поэтапного усложнения и расширения объема
сведений, с учетом преемственности
планирования тем на весь курс обучения.
Такой принцип позволяет повторять и
закреплять полученные знания и умения в
течении первого года, а далее дополнять их
новыми сведениями и умениями.

Центральное место на занятиях занимает
практическая работа. Кроме непосредственно
практической работы, определенное время
отводится на приобретение обучающимися
знаний познавательного характера, они
изучают технику безопасности и санитарно –
гигиенические требования к занятиям
ручного труда.

Программа обучения ручному труду
содержит перечень изделий, изготовлением
которых должны овладеть обучающиеся.

Обучение ручному труду предусматривает
проведение экскурсий и выставок в музее –
мастерской Дома детского творчества,
Шалинского краеведческого музея с целью
изучения окружающего мира, знакомство с
мастерами Шалинского городского округа,
участия в районных и областных выставках
детей с ограниченными возможностями
здоровья, участие в мероприятиях Дома
детского творчества и посещения детских
объединений с той же направленностью.

Программа является составительской.
Разработана, с учетом возрастных
особенностей и с учетом заболевания
обучающегося в соответствии с требованиями
программ: «Программы обучения детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью».
Новоселова Н.А.- Екатеринбург: Центр «Учебная
книга»,2004, Сборник программ
дополнительного образования «Социально –
педагогическая поддержка детей» -
Екатеринбург,2000, Сборник программ
дополнительного образования социально –
педагогического направления. Вып.3-Екатеринбург
2004, Программа «Умелец» Гиззатуллина М.А.
Набережные Челны,2006.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 2
часа в неделю, 72 учебных часов.

Принципы создания программы:

Принцип гуманизма

означает
признание обучающегося ценностью со всем
своим внутренним миром, интересами,
особенностями, способностями; активным
субъектом учебно- развивающегося процесса,
позволяющим раскрыться ему как личность и
получить социальное призвание, которое
реализуется в атмосфере
доброжелательности и сотрудничества.

Принцип природосообразности.


Отличительной чертой подросткового
возраста необходимо учитывать возрастную ,
половую дифференцированную; законы природы
при выборе содержания, форм, методов
обучения и взаимодействия педагога и
обучающегося, что позволит восполнить
дефицит общения у обучающегося.

Принцип культуросообразности


отражение культурных ценностей через
содержание, формы и методы обучения.
Создание среды, «Растящей и питающей
личности» ( П. Флоренский).

Принцип демократизма и сотрудничества


реализуется на равноправном общении как
обучающегося с педагогом, так и между
детьми, что позволяет обучающемуся
свободно мыслить, находить новые идеи и
решения поставленные педагогом или самим
обучающимся.

Принцип включения личностив социально-
значимую активную

деятельность учит
преодолевать психические барьеры и
трудности, которые препятствуют активно
развиваться и реализоваться.

Принцип самореализации

в творчестве
позволяет обучающемуся раскрыть, развить и
реализовать имеющиеся у него возможности и
интересы.

Принцип постепенного убывания помощи и
увеличения доли самостоятельной
деятельности обучающегося.

1. Обучающая цель: Формирование
первоначальных трудовых навыков детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

  • Формирование интереса к декоративно –
    прикладным видам деятельности.
  • Обучение обучающихся использовать в
    своей речи правильной терминологии,
    понятий и сведений.
  • Формирование навыков работы с
    инструментами и приспособлениями при
    работе с различными материалами.
  • Формирование умения самостоятельно
    решать вопросы по изготовлению изделий.
  • 2. Воспитывающая цель

    : воспитание
    самостоятельной, уверенной в своих силах
    личности.

    Задачи

    :

    • Создание ситуации успеха
    • Воспитание настойчивости в преодалении
      трудностей, достижения поставленных
      задач
    • Воспитание аккуратности,
      ответственности за порученное дело
    • Приобщение к нормам социальной
      жизнедеятельности

    3. Развивающие цели:

    развитие
    творческих способностей детей с ОВЗ
    средствами декоративно – прикладного
    творчества.

    Задачи :

    Развитие мотивации обучающегося к
    творческому поиску

  • Развитие творческого мышления
  • Развитие умений умственного труда (
    запоминать, анализировать, оценивать и т.д.)
  • Развитие умений организации учебного
    труда
  • Программа состоит из блоков:

    1 блок – Вязание крючком

    Вязание крючком является исконным
    народным ремеслом. Ни один человек с самого
    раннего возраста не обходится в своем
    гардеробе без вязанных вещей. Ручные работы
    не выходят из моды, меняются лишь виды,
    элементы, украшения изделий.

    Блок по вязанию крючком включает в себя
    систематический курс знаний, навыков и
    приемов работы, она также дополнена темой
    по изготовлению изделий. .

    Приобщение к вязанию крючком – это и
    подготовка обучающегося в рамках ДДТ к
    будущей семейной жизни, формирование
    культуры одежды как части бытовой культуры,
    развитие таких качеств и воспитания, как
    усидчивости, трудолюбия, аккуратности,
    хорошего вкус, развитию пальцев рук,
    благотворно влияет на нервную систему.
    Обучающий получает удовлетворение от
    выполненной работы, так как сразу видит ее
    результат.

    2 блок – техника «Изонити»

  • История возникновения изонити
  • Развивает математические представления (
    геометрические формы, ориентировка на
    плоскости)
  • Сенсорное развитие (цветовое восприятие)
  • Умственное воспитание (развитие
    абстрактного мышления, обучает
    плоскостному моделированию- умение
    составлять из окружностей и углов
  • ( треугольников) изображения предметов и
    композиций, закреплять знания понятия «зеркальное
    изображение)
  • Трудовое воспитание (владеть иголкой,
    ниткой, шилом, работать с трафаретом,
    научиться технике работы с изонитью)
  • Физическое воспитание ( развить
    мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту
    зрения)
  • Нравственное воспитание (воспитывать
    усидчивость, терпение, внимательность,
    старательность)
  • Эстетическое воспитание ( познакомить с
    новым видом художественной деятельности.
    Воспитать эстетический вкус, умение
    подбирать контрастные цвета, оттеняющие
    друг друга, умение пользоваться знаниями,
    на других видах деятельности ( вязание,
    вышивка)
  • Речь. (развивать активной и пассивной
    словарь обучающегося, развивать
    объяснительную и доказательную речь,
    способствовать повторению словаря
    обучающегося математических терминов)
  • 3 блок – Вышивка

  • Сформировать знания по вышивке,ее
    история возникновения;
  • обучить выполнению заданий по образцу;
  • научить самостоятельной оценке
    результатов работы;
  • воспитывать эстетический взгляд.
    • Готовить к будущей семейной жизни,
      прививая практические навыки работы с
      иглой, тканью, украшения одежды,
      интерьера.
    • С помощью вышивки обогатить и
      разнообразить свой досуг.

    Предложенный в программе широкий
    перечень изделий не подлежит выполнению в
    полном объеме, а предназначен для широкого
    выбора изделий в соответствии с интересами
    и запросами обучающегося, для оптимизации
    обучения как начинающих, так и имеющих
    навыки и опыта вязания.

    Программа предлагает не только
    использование различных традиционных
    методов обучения, таких, как объяснение,
    показ, практическое закрепление полученных
    знаний на занятии, но широкое использование
    фотографий, слайдов, литературы, периодики
    и новые формы работы.

    Это широкий обмен опытом, встреча с
    приглашенными специалистами, мастерами,
    участниками других детских объединений
    такого же профиля, экскурсии.

    Только широкая информация о данном виде
    рукоделия и направлениях развития
    творчества и моды, постоянное общение,
    приток новых впечатлений дадут возможность
    занятиям выполнять функции не только
    обучения, но и воспитания, внесут
    разнообразие в их работе, сделают их более
    привлекательными для обучающихся и ,
    главное, помогут сформировать хороший
    эстетический вкус, умение модно и красиво
    одеваться.

    Обучение включает следующие методы и
    приемы:

    1. Стимулирование и мотивация:

  • Наглядность( иллюстрации, видеозаписи,
    фотографии, экскурсии);
  • Индукция (проблемные ситуации, ситуация
    новизны, активизирующая познавательный
    процесс)
  • Витагенное обучение (опора на жизненный
    опыт обучающегося)
  • Дискуссии ( в процессе обсуждения и
    спора возникает интерес к данному виду
    деятельности)
  • Эмоциональность ( яркость,
    занимательность примеров, опытов, фактов;
    создание эффекта удивления, переживания;
    присутствие чувства юмора)
  • Рефлексия анализа (обсуждение
    результатов, поощрения и выявления
    ошибок)
  • Предъявление учебных требований
  • Авансированный успех ( индивидуальный)
  • Занятия практические и теоретические

  • как сациально — организованные методы
    обучения.

  • Индивидуальная работа
  • Социализация,
  • как приобретение
    социального опыта через совместное участие
    в конкурсах, праздниках.

  • Проблемно – поисковый метод:
    • создание проблемных ситуаций, требующие
      новых знаний, поисков , решений (кроссворды,
      загадки и т.д.)
    • самоконструкция ( индивидуальное
      создание эскиза, проекта, изделия)
    • самостоятельная работа
    • экспериментальные занятия по созданию
      новых идей.

  • Социоконструкция
  • (самостоятельное
    построение творческого процесса, создание
    результата)

  • Диалоги, беседы
  • ( на философские
    темы о смысле жизни, о мире, нахождении
    своего места макро – и микромире и т.д.)

    Система критериев и форма контроля

    Завершение работы по изготовлению
    изделий, участие в праздниках и достижение
    на выставках. Свободное владение
    полученными навыками ДПИ и приемами
    полученных знаний и творческих навыков в
    различных жизненных ситуациях.
    Приобретение навыков самоконтроля,
    самооценки и общения через общение с
    другими обучающимися детских объединений
    Дома детского творчества.

    Особенности программы:

    Отличие настоящей программы от
    существующих в данной области программ
    заключается в том, что одним из видом
    деятельности курса является новый вид ДПИ
    – «Изонить».

    Именно этот вид деятельности позволяет
    обучающемуся, самостоятельно вводить
    новшества в искусство изонити.

    Разработка блока «изонить» выполнена
    преимущественно для той категории детей, у
    которых нарушена коррекция рук, т.е. для
    детей с ДЦП, с задержкой психики, поскольку
    развивает мелкую моторику рук и т.д.,
    заставляет думать, доступен в выполнении и
    позволяет в каждом ребенке воспитывать
    уверенность в своих силах.

    Данная образовательная программа
    рассчитана на 2 год.

    Занятия проводятся согласно учебно –
    тематическому плану, с учетом возрастных
    особенностей и диагноза ребенка.

    Для детей 13 лет продолжительность занятий
    40 мин.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

    Ожидаемый результат.

    1 блок

    Знать: Историю ремесла

    Уметь. Правильно подобрать пряжу,
    крючок к выполненному изделию. Изделия
    должны быть аккуратными, чистыми, хорошо
    отглажены, связаны со вкусом.

    Выполнять простейшие виды изделий

    2 блок

    Знать: Историю ремесла,математические
    представления

    Уметь: владеть иголкой, ниткой,
    шилом, работать с трафаретом, научиться
    технике работы с изонитью, уметь составлять
    из окружностей и углов, дуг работы .

    Развить: развивать активной и
    пассивной словарь ,объяснительную и
    доказательную речь.

    3 блок

    Знать: Историю ремесла.

    Уметь подбирать нити (мулине) по
    цвету в работе.

    Выполнять: задания по образцу;

    Обогатить и разнообразить свой досуг.

    Цели и задачи программы:

  • Развитие интеллектуальных и социальных
    творческих способностей здоровья (ОВЗ)
    средствам ДПИ.
  • Воспитание социально адаптированной,
    приспособленной к полноценному развитию
    личности ребенка
  • Формирование познавательных интересов,
    расширение познавательного кругозора в
    области ДПИ.
  • Готовить к будущей семейной жизни.
  • Полный
    текст статьи.

    Следующий: