Профориентация как средство социализации школьников


Цель:


Реализация идеи профильности старшей
ступени, ответственного выбора –
предварительного самоопределения в
отношении профилирующего направления
собственной деятельности.

Задачи:

  • Знакомство с процессом самопознания,
    самоопределения.
  • Выбор профилирующего направления
    собственной деятельности.
  • Реализация идеи профильности старшей
    ступени.
  • Внедрение направления самоопределению
    учащегося основной ступени.

Основной материал:

Необходимыми условиями создания
образовательного пространства,
способствующего самоопределению учащегося
основной ступени, является введение
предпрофильной подготовки через: предметы
и спецкурсы; индивидуальные маршруты;
индивидуальные учебные планы (ИУП); детско-родительские
игры; беседы с учащимися и их родителями.





Опыт работы в МБОУ “СОШ № 37”.

В школе созданы условия, позволяющие
учащимся 10 — 11 классов целенаправленно
осуществлять свое профильное обучение, так
как у большинства из них, еще в основной
школе, была сформирована способность
самоопределения, они научились делать
выбор.

В школе проходят:

  • двухмесячник по профориентационной
    работе по теме: “Выбираешь профессию –
    выбираешь и будущее!” с целью
    активизации работы профессиональной
    ориентации учащихся.
  • разнообразные по форме и содержанию
    мероприятия: тематические занятия для
    учащихся старшего звена “Я выбираю
    профессию”, спецкурс “Мой выбор” в
    восьмых классах, индивидуальный маршрут
    “Кем быть?” и детско-родительская игра “Профессию
    выбираем вместе” в девятых классах,
    конкурсные и игровые программы для
    учащихся начального звена, выставки
    рисунков, фотовыставки, конкурсы
    сочинений, экскурсии; КВН.
  • выставки детского рисунка “Радуга
    профессий”; фотовыставка “Профессии
    моих родителей” (врач, учитель, водитель,
    строитель, шахтер, горный мастер и др) в
    которой участвуют учащиеся 5-8 классов.

В школе создана инициативная группа под
руководством профориентатора, которая
обеспечивает работу кабинета
профориентации с учащимися 5-11-х классов. В
работу инициативной группы руководитель
привлекает учащихся старших классов,
которые имеют склонность к профессиям типа
“человек-человек” или “человек -
художественный образ”, что легко выяснить
с помощью опросника ДДО. Персональный
состав инициативной группы утверждается на
заседании школьного Совета по
профориентации.

В её задачи входит:

  1. Проводить экскурсии с учащимися
    начальных классов в школьный кабинет
    профориентации.
  2. Собирать и оформлять
    профориентационные материалы.
  3. Выдавать профинформационные материалы
    учащимся во время дежурства.
  4. Проводить экскурсии со школьниками на
    передвижные выставки предприятий, в
    школы и ПТУЗы района, города.

В 5 — 9 классах уделяется большое внимание
формированию у школьников представление о
главных отраслях народного хозяйства,
интереса к определенной области трудовой
деятельности, стремлении получить
профессию в средних профессиональных
училищах, ознакомлению со средними
специальными учебными заведениями,
направлениями профессионального обучения
в старших классах.

В 10 — 11 классах — закреплению у учащихся
интереса к профессии, с возможностями
продолжения образования в различных
учебных заведениях. Более полную
информацию о профессиональной
направленности можно получить в
профориентационном кабинете, где создана
картотека “Куда пойти учиться?”,
содержащая информацию об учебных
заведениях (адрес, специфика, будущая
профессия). Ценный профконсультационный
материал — рекомендации врача по
профориентации учащихся.



Под руководством наставника, работающего
в кабинете, старшеклассники составляют
характеристики профессий.

  • профессиограммы (характеристики)
    рабочих профессий, справочную, научно-популярную
    и другая литературу о профессиях, учебных
    заведениях, людях труда;
  • образцы продукции, выпускаемой местными
    предприятиями, макеты, муляжи, модели;
    схемы, таблицы, знакомящие с содержанием
    работы, технологическими процессами,
    организацией и экономикой производства.

Основной целью профилизации в школе
является предоставление учащимся
возможности спроектировать своё будущее и
сформировать необходимые ресурсы для
осознанного профессионального выбора.
Поэтому в школе созданы все условия для
индивидуальной образовательной активности
каждого учащегося в процессе становления
его способностей к самоопределению,
самоорганизации, осмыслению своих
образовательных перспектив. Эти условия
включают: индивидуализацию учебного
процесса; расширение пространства
социальной деятельности учащихся; переход
от предметного к деятельностному освоению
материала. Индивидуализация учебного
процесса обеспечивается за счёт создания
условий для самостоятельного выбора
учащимися вариантов изучения предметов,
элективных курсов, самостоятельного
определения тем и направлений творческой,
исследовательской и проектной
деятельности. Профильные курсы
обеспечивают углубленное изучение
отдельных предметов и ориентированы в
первую очередь на подготовку выпускников
школы к-последующему профессиональному
образованию. Элективные курсы связаны,
прежде всего, с удовлетворением
индивидуальных образовательных интересов,
потребностей и склонностей каждого
школьника. Именно они являются важнейшим
средством построения индивидуальных
образовательных программ. По назначению
можно выделить несколько типов элективных
курсов. Одни из них являться “надстройкой”
профильных курсов и обеспечивают
повышенный уровень изучения того, или иного
учебного предмета. Другие элективы, должны
обеспечить межпредметные связи и дать
возможность изучать смежные учебные
предметы на профильном уровне. Примером
таких элективных курсов послужили курсы: “Математической
статистики” для школьников, выбравших
экономический профиль, “Компьютерная
графика” для индустриально-технологического
профиля или “История искусств” для
гуманитарного профиля.

Профориентационная работа в школе
показала, что целенаправленная ориентация
педагогической деятельности на создание
условий для формирования социализации
школьников, создание организованной
внешней среды, введение специальных курсов
в учебный план образовательного учреждения
позволили создать положительную тенденцию
в социализации старшеклассников
образовательного учреждения, у выпускников
определились профессиональные намерения,
значительно выросла инициатива,
самостоятельность, ответственность.




Следующий: