Профориентационная работа как важный элемент системы формирования контингента колледжа

Анализ результатов работы приемной
комиссии Димитровградского технического
колледжа за последние 3 года показал, что за этот
период произошло снижение конкурса при
поступлении на все специальности почти в 2 раза.
Но, несмотря на это, конкурс при поступлении в
колледж на большинство специальностей составил
в 2006 году от 1,1 до 1,7 человека на место.

Тенденция снижения конкурса при
поступлении в учреждения среднего
профессионального образования не связана с
падением спроса на такое образование, наоборот –
спрос на него растет. Так, например, по данным
социологического центра “Диалог” управления
образования администрации г. Димитровграда
количество учащихся 9-х классов, поступивших в
ссузы, увеличилось с 19% в 2003 году до 21% в 2006 году.

Объективными причинами уменьшения
количества поступающих в колледж являются:

  • демографический спад (за последние 5 лет
    количество учащихся в школах города сократилось
    почти на 4 тысячи);
  • введение с 2005 года подушевого финансирования
    общеобразовательных школ;
  • высокая конкуренция между городскими ссузам (их
    у нас 3) и профессиональными училищами (2 училища).

Что позволяет нам сохранять высокий
рейтинг среди ссузов города?

В таких условиях, когда идет острая
“борьба” за ученика, важным направлением
деятельности колледжа является повышение
привлекательности учебного заведения через
организацию различных форм работы с
потенциальными абитуриентами.

Одним из направлений работы с
учащимися школ является профориентационная
работа, т.е. работа по подготовке школьников к
профессиональному самоопределению и выбору
профессии.

Проведение профориентационной работы
среди школьников детерминируется также
возросшими требованиями современного
производства к уровню профессиональной
готовности кадров, т.к. профессиональные
намерения значительной части учащихся зачастую
не соответствуют потребностям экономики.

Целями профессиональной ориентации:

  • оказание учащимся психолого-педагогической
    поддержки в принятии решения о выборе профиля
    обучения, направления дальнейшего образования и
    возможного трудоустройства с учетом ситуации на
    рынке труда;
  • организация первоначального этапа
    социально-профессиональной адаптации личности
    взрослеющего человека;
  • создание условий для повышения готовности
    подростков к социальному, культурному и
    профессиональному самоопределению.

Полная реализация вышеперечисленного
требует полноценного психолого-педагогического
обеспечения. В нашем колледже создана
психологическая служба, осуществляющая
психолого-педагогическое сопровождение не
только участников образовательного процесса
комплекса “школа – колледж – вуз”, но и будущих
студентов.

Формами профориентационной работы,
которые использует колледж, являются –
профориентационное компьютерное тестирование,
профессиональные консультации учащихся и их
родителей по итогам тестирования, проведение
презентаций учебного заведения и учебных
программ, работа со средствами массовой
информации, размещении информации в глобальной
сети Интернет.

В 2006 году колледж заключил договор с
Центром тестирования и развития в МГУ
“Гуманитарные технологии”. В рамках этого
договора на базе колледжа открыто
представительство Центра, которое проводит
компьютерное профориентационное тестирование и
консультацию педагогом-психологом учащихся школ
города и их родителей. Тестирование помогает
учащимся определить профессиональные
склонности, исходя из их интересов и
способностей; выявить потенциал обучаемости и
определить пути развития; выбрать школу, лицей,
ССУЗ, ВУЗ, специальность, факультет. Кроме того,
результаты тестирования учитываются при
поступлении в колледж при прочих равных
результатах вступительных испытаний.

По данным исследования, проведенного
по заказу Тольяттинского государственного
университета – социального партнера колледжа,
Дни открытых дверей в учебных заведениях города
посещает один из пяти опрошенных. Примерно
столько же ответов приходится на поиск
информации в сети Интернет. 17% абитуриентов
следят за информацией на эту тему, которая
появляется в местной прессе.

Поэтому большое место в работе
колледжа занимает работа по презентации
колледжа и его образовательных программ. Она
ведется в нескольких направлениях – работа с
родительской общественностью и непосредственно
с учениками школ. Традиционно представители
колледжа в рамках месячника профориентационной
работы, проводимого в общеобразовательных
школах, встречаются со школьниками. Несколько
лет подряд колледж практикует проведение Дней
открытых дверей. В 2006 году мы впервые провели
специальные Дни открытых дверей для тех школ, из
которых к нам поступает больше всего учащихся.
Анализ зачисленных студентов в колледж в этом
году показал, что доля выпускников из этих школ
увеличилась с 16,7 до 40%.

Профориентационная работа, проводимая
колледжем, не ограничивается работой только с
городскими школами. В этом году колледж тесно
сотрудничает с городским краеведческим музеем,
где развернута большая экспозиция, посвященная
машиностроению. Частыми посетителями этой
выставки являются ребята из близлежащих
сельских школ. Осмотр экспозиции заканчивается
посещением колледжа, где их знакомят с колледжем,
образовательными программами, условиями приема
и обучения. Следует отметить, что доля учащихся
из сельских школ, поступающих в колледж,
составляет ежегодно до четверти и более от всех
поступающих. В 2005 году доля абитуриентов из
сельских школ составляла 25,6%, а в 2006 году – 29,7%.

Современные информационные
технологии прочно вошли в нашу жизнь. В апреле 2005
года в сети Интернет начал работу сайт колледжа,
где есть специальная страничка для абитуриентов.
За это время сайт колледжа посетило более 5 тысяч
человек.

Жизнь колледжа постоянно освещается в
печатных средствах массовой информации. За
последний год во всех СМИ о колледже вышло более
15 статей и информаций.

Важным направлением в повышении
привлекательности имиджа колледжа мы считаем
участие в спортивных, культурно-массовых
мероприятиях различного уровня, организация
совместных дел со школами района. В октябре 2006
года колледж совместно с профессиональным
училищем № 11, школами № 19, 26 и детскими садами
организовали впервые военно-спортивный праздник
“Микрорайон XXI-го века”. Праздник имел широкий
общественный резонанс.

Привлекательность учреждения
среднего профессионального образования
определяется также наличием у него профильных
классов и связей с высшей школой. В течение 14 лет
технический колледж работает в системе
непрерывного образования “школа – колледж –
ВУЗ”. На базе колледжа функционируют профильные
классы средней общеобразовательной школы № 2,
выпускники которых составляют большую часть
наших абитуриентов. Образовательный комплекс
“Школа – колледж – ВУЗ” обеспечивает
углубленное изучение отдельных дисциплин,
дифференциацию содержания обучения и
обеспечение гибких возможностей для построения
индивидуальных образовательных программ с
учетом склонностей и потребностей учащихся, а
также адаптацию к учебе в профессиональном
учебном заведении и будущей профессиональной
деятельности.

Кроме того, у колледжа сложились
тесные партнерские отношения с Тольяттинским
государственным университетом,
Димитровградским институтом технологии,
управления и дизайна и др.

Колледж планирует в новом учебном году
предложить школам города элективные курсы.

Таким образом, профориентационная
работа со школьниками с одной стороны готовит их
к обоснованному выбору профессии в соответствии
с личными склонностями, интересами,
способностями, содействует рациональному
распределению трудовых ресурсов общества в
соответствии с потребностями экономики в кадрах
определенных профессий, и с другой стороны
повышает привлекательность нашего
образовательного учреждения.

По данным социологического
исследования, о котором упоминалось выше, в
группе учебных заведений НПО и СПО безусловным
лидером как у абитуриентов и их родителей, так и у
предприятий (потенциальных работодателей)
является Димитровградский технический колледж,
который привлекает 42% абитуриентов и 40%
родителей, ориентированных на получение
среднеспециального образования.

Следующий: