Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения

Профильное обучение в старшей школе определено
Правительством России в «Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года».

Профильное обучение – это система
специализированной подготовки
старшеклассников, направленная на то, чтобы
сделать процесс их обучения на последней ступени
общеобразовательной школы, более
индивидуализированным, отвечающим реальным
запросам и ориентациям, способная обеспечить
осознанный выбор школьниками своей
профессиональной деятельности.

Профильное обучение в старшей школе – это
средство дифференциации и индивидуализации
обучения, когда за счет изменений в структуре
содержании и организации образовательного
процесса более полно учитываются интересы,
склонности и способности учащихся, создаются
условия для образования старшеклассников в
соответствии с их интересами и намерениями
дальнейшего продолжения образования.

В 2001-2002 учебном году в Усть-Эгитуйской школе
осуществлялось профильное обучение по двум
направлениям – это гуманитарно-педагогический
профиль и образовательный с аграрным уклоном. В
этом же году два профильных класса были включены
в экспериментальные классы. Нами были выполнены
диагностические контрольные работы (2 работы в
10-м классе и 2 работы в 11-м классе). В
общеобразовательном классе математика велась по
пятичасовой программе по учебнику А.Г.Мордковича
и один час – выбор предмета по факультативному
курсу. Для реализации профильного обучения были
составлены учебные планы с учетом выбора
предметов учащимися старших классов.
Профилизация предполагает существенные
изменения в структуре учебного плана и
содержания обучения. Также на базе нашей школы
созданы и действуют учебно-консультационные
пункты Бурятского республиканского
педагогического колледжа и Бурятской
государственной сельскохозяйственной академии.
Основные задачи УПК: систематизация знаний,
умений и навыков, диагностика, организация
профориентационной работы с целью дальнейшего
самоопределения. Преподаватели БРПК и БГСХА
проводят сессионные занятия на базе школы,
оказывают научно-методическую помощь в
разработке программ, пособий, проводят текущий,
рубежный и итоговый контроль.

Так как профильное обучение – это средство
дифференциации и индивидуализации обучения, то
новая педагогическая технология, основанная на
уровневой дифференциации обучения позволяет
вести эту работу и в обычных классах с
традиционным составом учащихся, без разделения
их на потоки и группы. Использование этой
технологии позволяет повысить положительную
мотивацию учения детей, сделать их пребывание в
школе спокойным и комфортным, значительно
снизить уровень конфликтности среди учеников,
учителей и родителей, перейти к доверительным и
уважительным отношениям между ними.

Для эффективного внедрения метода использую:

  • открытые листы обязательных результатов;
  • дидактический раздаточный материал;
  • методическое руководство и рекомендации.

Положительные результаты уровневой
дифференциации:

  • практически все учащиеся осваивают базовый
    уровень знаний, отсюда повышается общий уровень
    успеваемости и познавательный интерес учащихся;
  • система проверочных работ и зачетов допускает
    несколько попыток сдачи пройденного материала
    по мере его активного усвоения. Это приводит к
    исчезновению страха перед контрольными и
    зачетами;
  • коллективное повторение материала темы перед
    зачетом способствует эффективному закреплению
    материала.

Основная цель уровневой дифференциации:
обеспечить усвоение базового уровня знаний
всеми учащимися.

Ключевым элементом этой технологии обучения
являются тематические зачеты, представляющие
одну из возможных форм осуществления контроля за
усвоением материала, в условиях уровневой
дифференциации.

На стенде, перед началом изучения темы,
вывешиваю задания на зачет. Перед зачетом
провожу самостоятельную работу по карточкам. К
дополнительной части задания переходят учащиеся
после того, как получат оценку «зачет».

Для создания необходимых условий развития
личности, наиболее полного учета индивидуальных
различий учащихся необходимы дифференциация и
гуманизация.

С психолого-педагогической точки зрения цель
дифференциации – индивидуализация обучения,
основанная на создании оптимальных условий для
выявления задатков, развития интересов и
способностей каждого ученика.

С социальной точки зрения, цель дифференциации
– целенаправленное воздействие на формирование
творческого, интеллектуального,
профессионального потенциала общества, вызываемого
на современном этапе развития, стремлением к
наиболее полному и рациональному использованию
возможностей каждого члена общества в его
взаимосвязях с социумом.

С дидактической точки зрения, цель
дифференциации – решение назревших проблем
школы путем создания новой методической системы
дифференцированного обучения учащихся,
основанной на принципиально иной мотивационной
основе.

Существует две формы дифференциации:

Внутренняя (внутриклассная,
внутригрупповая) – совокупность методов, форм и
средств обучения, организуемых с учетом
индивидуальных способностей детей, на основе
выделения разных уровней усвоения знаний, при
овладении всеми школьниками обязательным
базовым уровнем подготовки.

Внутренняя дифференциация основана на
максимальном учете индивидуальных способностей
учащихся. С этой целью обычно варьируют темы
изучения материала, дифференцируют учебные
задания, обеспечивают возможность выбора разных
видов деятельности, меняют характер и дозировку
помощи со стороны учителя. При этом возможны:
фронтальная работа на различных уровнях;
внутриклассное деление учащихся на группы
(постоянные, мобильные); работа в парах
(постоянные и сменного состава); коллективная
работа.

Особенность, внутренней дифференциации на
современном этапе является направленность
внимания не только на детей, испытывающих
трудности в обучении, но и на одаренных детей.

Внутренняя дифференциация может
осуществляться, как в традиционной форме учета
индивидуальных особенностей учащихся (
дифференцированный подход на основе
психолого-педагогической диагностики и
мониторинга), так и в форме системы уровневой
дифференциации обучения на основе обязательных
результатов.

– Внешняя дифференциация – создание
на основе определенных принципов (интересов,
склонностей, темпа продвижения в изучении
учебного материала, проектируемой профессии)
относительно стабильных групп, в которых
содержание образования и предъявляемые к
школьникам учебные требования различаются.


Виды занятий и группы учащихся. Основание дифференциации. Формы дифференциации.
Традиционная классно-урочная система. Случайные признаки. Индивидуальный подход, уровневая
дифференциация.
Факультативные занятия Интересы и склонности. Гибкая (эллективная) дифференциация.
Профильные классы Интересы и склонности к проектн.
профессии.
Жесткая (селективная) и уровневая
дифференциация.
Классы с углубленным изучением
предмета
Интересы и склонности к проект. проф. и
учебные успехи
Жесткая (селективная) и уровневая
дифференциация
Индивидуальные занятия с одаренными
детьми и отстающими
Интересы, учебные успехи, способности Индивидуализация

В 10-11-х классах применяла развивающий цикл
уроков, следующих друг за другом:

  1. Уроки общего разбора темы (уроки лекции);
  2. Комбинированные семинарские занятия с
    углубляющейся проработкой учебного материала в
    процессе самостоятельной работы учащегося
    (таких уроков по каждой теме несколько, как
    правило, от трех до пяти);
  3. Уроки межпредметного обобщения материала
    (уроки защиты тематических заданий);
  4. Уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия
личностных качеств и других причин в классе
появляются отличники, хорошисты и отстающие.
Поэтому организую уровневые дифференцированные
работы учащегося на уроке, на всех его этапах: при
объяснении нового материала, закреплении и
повторении, при контроле ЗУН.

Выделяются три типа дифференцированных
программ А, В, С, разной степени сложности.
Дифференцированные программы предусматривают
два аспекта:

  • обеспечение определенного уровня овладения ЗУН
    ( от репродуктивного до творческого).
  • обеспечение определенной степени
    самостоятельности детей в учении ( от постоянной
    помощи учителя- работа по образцу, инструктаже и
    т. д. — до полной самостоятельности).

Программа «А» — как базовый стандарт.

Программа «В» — овладение учащегося умениями,
навыками. Дополнительные сведения расширяют
материал первого уровня.

Программа «С» — поднимает учащегося на уровень
осознанного творческого применения знаний.

Три варианта дидактического материала для
самостоятельных работ и практических заданий.

  • «А» — соответствие обязательным результатам,
  • «В» -включает дополнительные задачи и
    упражнения из учебника,
  • «С»- задания из вспомогательной
    учебно-методической литературы.

Выбор самому ученику.

В результате профильного обучения в условиях
эксперимента с использованием педагогической
технологии (дифференцированного обучения )
2002-2003 учебный год закончили 15 учащихся: из них
11 учащихся поступили в высшие учебные заведения
(Восточно-Сибирский государственный
технологический университет- 2 чел.,
Восточно-Сибирская государственная академия
культуры и искусства — 2чел., Бурятская
государственная сельскохозяйственная академия
– 6 чел., Бурятский государственный университет
– 1 чел.), 4 ученика – средние специальные учебные
заведения (Читинское медицинское училище,
Бурятский республиканский педагогический
колледж, ГПТУ).

Следующий: