Профильная смена как средство развития экологического образования

Теоретическое знакомство с ролью экологического образования в системе школьного, опыт учителей экологии и педагогов дополнительного образования – руководителей детских экологических объединений г. Новосибирска показывает наличие заинтересованности в подростковой среде к познанию окружающего мира и осознанию своего места в нем.

Одной из эффективных форм экологического образования является проведение профильных смен.

На основании приказа Министерства образования от 13.07.2001 № 2688 под сменой профильного лагеря понимается «форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников».

В городе Новосибирске с 2007 года проводится профильная смена для активов детских экологических объединений учреждений общего и дополнительного образования.

От каждого района города в смене участвует 1 команда. В состав команды входят 1 руководитель и 5-7 участников – учащихся 8-11 классов учреждений общего и дополнительного образования. Преимущество в участии предоставляется обучающимся – победителям интеллектуальных и творческих конкурсов биолого-экологической направленности городского и выше уровней. Команды-участницы определяются районными отделами образования г. Новосибирска на конкурсной основе, возможно создание сборных команд.

Профильная смена детских экологических объединений г. Новосибирска проводится в течение 5 дней. Рекомендуемые сроки проведения – в июне-июле месяце.

Основной целью деятельности смены является развитие социальной активности обучающихся муниципальных учреждений общего и дополнительного образования посредством использования активных форм и приемов экологического образования в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Достижение цели обеспечивается через решение следующих задач:

  •  организация самостоятельной деятельности обучающихся по проведению полевых биолого-экологических исследований;
  •  поддержка экологических инициатив обучающихся муниципальных учреждений общего и дополнительного образования;
  •  создание условий для обмена опытом между учителями и педагогами дополнительного образования.

Смена предоставляет большие возможности для использования инновационных технологий и методик при организации деятельности детского сообщества для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самоопределении, самореализации, самоидентификации.

Организация городской профильной смены детских экологических объединений предполагает параллельную реализацию шести основных направлений коллективной творческой деятельности:

1. Летняя школа экологии. Содержательная часть Школы включает в себя три программы:

 Школа исследователя. Направления деятельности:

  •  описание биолого-экологических особенностей пригородных экосистем;
  •  выявление антропогенного воздействия на экосистемы;
  •  прогнозирование дальнейшего развития экосистем.

Школа туриста. Направления деятельности:

  •  использование компаса в полевых условиях;
  •  нахождение на карте точки с заданными координатами;
  •  определение азимута;
  •  установка палатки, разжигание костра;
  •  оказание доврачебной помощи, обеспечение транспортировки «пострадавшего» в населенный пункт.

По окончании обучения в Школе туриста, команды сдают экзамен в форме прохождения «Экстрим-тропы».

Школа волонтера. Направления деятельности:

  •  проведение социальных опросов;
  •  проведение социометрии;
  •  определение локальных экологических проблем, нахождение способов их решения.

2. Форум юных исследователей родного края «Сибирь – наше будущее!». Значимым результатом смены, который останется у детей, должно быть не только обучение в «Летней Экологической Школе», но и возможность проявить свои способности в самостоятельной деятельности.

Компетенции по проведению полевых исследований, приобретенные на занятиях в Школе исследователя, реализуются ребятами при выполнении исследовательских проектов. Проекты выполняются совместно представителями разных команд и защищаются перед всеми участниками Смены. Основные направления исследований:

  • экология растений;
  • экология животных;
  • гидробиология.

3. Экологическая акция «День защиты от экологической опасности». Компетенции по организации волонтерской деятельности, приобретенные на занятиях в Школе волонтера, реализуются школьниками при самостоятельном проведении экологической акции. Каждая команда представляет свой вариант акции. Тема экологической акции определяется одна для всех – «День защиты от экологической опасности».

4. Творческая группа педагогов – руководителей детских экологических объединений. Во время профильной смены детских экологических объединений учатся не только школьники. Руководители команд занимаются в творческой группе «Организация исследовательской деятельности школьников различных возрастных групп». Занятия проводят преподаватели кафедры естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Творческая группа – это уникальная возможность обмена опытом. На занятиях выступают сами педагоги, а также приглашаются представители общественных экологических организаций нашего города.

5. Художественная студия. В художественной студии занимаются отдельные представители команд. Направления деятельности могут меняться. Выбор направлений определяется пожеланиями участников. В 2007, 2008 г.г. реализовывались следующие направления деятельности Художественной студии:

  • Студия аранжировки;
  • Студия «экологической» фотографии;
  • Студия оригами.

6. Пресс-центр. В пресс-центре занимаются отдельные представители команд. Основные направления деятельности:

  • проведение экологического репортажа;
  • написание журналистских материалов.

При подведении итогов Смены, команды-участницы награждаются за успешность в отдельных номинациях. Номинации устанавливаются организаторами. Кроме того, каждый участник получает сертификат о прохождении обучения в Летней Школе Экологии.

Реализация такой структуры Смены дает подросткам возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за её результаты.

Для эффективной реализации ведущих идей профильной смены детских экологических объединений обязательным условием является освоение и применение лабораторного оборудования для проведения экологического мониторинга.

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» главного управления образования мэрии г. Новосибирска предоставляет участникам профильной смены следующее оборудование:

  • комплект-практикум экологический КПЭ;
  • ранцевая лаборатория мониторинга водных ресурсов НКВР-Р.

Предлагаемое оборудование дает возможность для организации экологической лаборатории по изучению состояния воды, воздуха и почвы в полевых условиях.

Основным организатором смены является Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Педагогический коллектив кафедры естественных наук и экологии ДТД УМ «Юниор» имеет многолетний опыт организации и проведения городских массовых мероприятий программы «Экология», профильных экологических смен и является центром поддержки детских экологических инициатив образовательных учреждений города Новосибирска.

Кроме того, организация Смены подразумевает сотрудничество с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Лабораторией экологического воспитания ИЦиГ СО РАН, учреждениями общего и дополнительного образования г. Новосибирска.

Организатором творческой группы для педагогов – руководителей детских экологических объединений, является кафедра естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Руководителями отдельных программ смены приглашаются педагоги образовательных учреждений города Новосибирска. В проведении профильных экологических смен в 2007, 2008 г.г. принимали участие следующие педагогические работники:

  1. Чернухин Олег Алексеевич, заведующий кафедрой естественных наук и экологии ДТД УМ «Юниор», призер VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (2007), лауреат Областного этапа VIII Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей (2008). руководитель профильной смены детских экологических объединений г. Новосибирска «Экологи Сибири».
  2. Барсукова Василя Сахияровна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой естественнонаучного образования НИПКиПРО, научный руководитель Городской профильной смены детских экологических объединений г. Новосибирска «Экологи Сибири».
  3. Рубинштейн Татьяна Геннадьевна, кандидат исторических наук, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор», руководитель Школы волонтера.
  4. Добров Олег Георгиевич, отличник народного образования, заведующий кафедрой туризма и краеведения ДТД УМ «Юниор», лауреат I Областного конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (1997), лауреат V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей (2002), действительный член Географического общества Российской Федерации, руководитель Школы туриста.
  5. Тюстин Александр Васильевич, руководитель мультипликационной студии «Юниор» ДТД УМ «Юниор», лауреат Национальной премии в области телевизионных искусств «ТЭФИ – 2004» в номинации «Детское телевидение», руководитель Художественной студии.
  6. Великанова Валентина Александровна, профессор икебаны, педагог дополнительного образования Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН, руководитель Художественной студии.
  7. Чернухина Ирина Валентиновна, преподаватель кафедры естественнонаучного образования НИПКиПРО, руководитель творческой группы «Организация исследовательской деятельности школьников различных возрастных групп».
  8. Хабарова Татьяна Виталиевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ДТД УМ «Юниор», руководитель Школы исследователя.
  9. Ким Ольга Владимировна, учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории лицея № 130 имени академика Лаврентьева, руководитель Школы исследователя.

Общеизвестно, что последействие по завершению смены не менее важно, чем сама смена. Значимым результатом смены, который остается у детей, является возможность самостоятельно организовывать и проводить экологические инициативы и акции. Те компетенции, которые сформировались у участников профильных экологических смен 2007, 2008 г.г., позволили им в дальнейшем:

  •  организовать экологические акции в своих образовательных учреждениях;
  • участвовать в городских экологических акциях «Зеленый десант» (2007, 2008), «День очистки водоемов» (2008), «День наблюдения за птицами» (2008);
  • соревноваться в интеллектуальных и творческих конкурсах городской программы «Экология»;
  • участвовать в городских и региональных научно-практических конференциях школьников.

Кроме того, организаторы Смены и педагоги – руководители команд, принимают участие в ежегодных городских и областных семинарах, посвященных проблемам организации летнего детского отдыха. В марте 2008 года Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» принимал участие в организации I Межрегионального форума детских лагерей Сибири «Будущее начинается сегодня».

Информация о проведении профильной смены, правилах участия ежегодно размещается на web-странице городской программы «Экология» и доступна для всех школьников и педагогов г. Новосибирска. Пресс-релизы об итогах проведения смены размещается на сайтах Главного управления образования мэрии г. Новосибирска и Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор».

В целом, реализация Городской профильной смены детских экологических объединений в условиях системы образования г. Новосибирска позволяет решать следующие задачи:

  • расширение направлений деятельности детского экологического движения;
  • активизация деятельности учителей и педагогов дополнительного образования в области экологического образования и просвещения;
  • обобщение опыта педагогов по экологическому образованию и просвещению школьников.

Литература и информационные ресурсы

  1. Городские массовые дела на 2008/2009 учебный год. Новосибирск, 2008.
  2. Информационная система «Экологи Сибири» (www.junior.edunsk.ru).
  3. Лето 2008: Рабочая тетрадь участника семинара руководителей детских оздоровительных лагерей Новосибирской области «Сохранение и развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления в период летней компании 2008 года». Новосибирск, 2008.
  4. Чернухин О. А. Долговременные игры и конкурсы городской программы «Экология». // Место обитания – 2008. – № 1. – С. 57-59.
  5. Чернухин О. А. Детские игровые конкурсы как механизм развития экологического образования. / Экологическое образование в эпоху глобализации: Материалы VII семинара «Проблемы экологического образования и воспитания» / Новосибирск: НГУ, 2008. – С.32-36.
  6. Городская летняя экологическая школа «Мы живем в Сибири». Новосибирск, 2007.

Следующий: