Профи: обобщение опыта работы по обучению дополнительной рабочей профессии секретарь-референт

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими. Предприятия эффективно работают  только в том случае, если владеют информацией. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Поэтому организация работы с информацией и с документами, как ее носителями, сегодня привлекает большое внимание.
Целью обучения дополнительной профессии «Секретарь-референт»  является подготовка обучающихся по направлению квалифицированного применения персональных компьютеров по обеспечению и обслуживанию работы руководителя учреждения, организации, предприятия или их подразделений, адаптации к трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.
Специфика труда выпускников по группе специальностей: Экономика и бухгалтерский учет, Право и организация социального обеспечения, Коммерция, Программное обеспечение ВТ и АС состоит в том, что  документ для них  является  и результатом, и средством труда. Знание правил  составления и оформления документов, основных принципов и этапов организации документационного обеспечения управления – непременная  составляющая  квалификации  специалиста.

Целью данного проекта  является обобщение опыта работы  по обучению дополнительной профессии «Секретарь-референт» (Приложение 1).

Предполагаемый материал представляет собой учебно-методическое обеспечение по дополнительной профессии «Секретарь-референт»,  в котором описаны теоретические  и практические навыки  работы в области ДОУ, информационных технологий, что является составным элементом общей информационной культуры современного молодого специалиста, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.

Данный проект  представляет интерес  для руководителей, работников кадровой службы,  секретарей-референтов и специалистов  различного профиля, работающих с документами.

«Любая деятельность есть процесс и результат»
Б. Пастернак

Слово «секретарь» происходит от средневекового «secretarius» и первоначально означало доверенное лицо. В России должность секретаря появляется в XVIII веке, сначала как должность личного секретаря императора (в Толковом словаре В.Даля определяем: «статс-секретарь», доверенный письмовод государя»). В первой четверти XVIII века секретарь становится должностным лицом учреждения, и в законодательных актах того времени очерчены сфера его деятельности и служебные обязанности (27 февраля 1720 года был подписан Генеральный регламент Петра I).
В настоящее время в словарях секретарь определяется как «лицо, ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством».
Понятие секретарь сегодня достаточно сложное и имеет много градаций – от секретаря-помощника руководители, секретаря-референта, ученого секретаря, секретаря коллегии, секретаря учреждения, секретаря структурного подразделения до технического секретаря. Отсюда разнообразие их обязанностей и прав, различные требования к образованию, профессиональным навыкам (от специалиста с высшим образованием и ученой степенью до выпускника школы, окончившего секретарские курсы).
За последние годы профессия секретаря-референта претерпела существенные изменения. На секретаре зачастую сходятся все внутренние и внешние связи предприятия. Именно секретарь-референт должен быть безупречным связующим звеном между руководителем и сотрудниками, воплощающими решения и распоряжения в жизнь; между руководителем и его деловыми партнерами. Отвечая по телефону, организуя приемы, совещания, презентации, обмениваясь деловыми бумагами, секретарь всегда в гуще событий. Хороший секретарь может вдвое повысить результативность работы своего руководителя, плохой секретарь уменьшает ее наполовину.
От профессионального уровня секретаря во многом зависит престиж фирмы. Такие его качества, как исполнительность, инициатива и высокий профессионализм помогут руководителю предприятия преодолевать производственные трудности и решать накопившиеся проблемы. В условиях жесткой конкуренции немногие руководители могут себе позволить выбирать секретаря только по внешним данным. Такие качества, как рост, возрасти и «количество печатных знаков в минуту», все больше уступают место образованности, интеллекту, коммуникабельности и стажу работы. Сегодня во всех развитых странах при подготовке секретарей особое внимание уделяют расширению профессиональной эрудиции, кругозора, повышению способности решать разнообразные деловые задачи.
С появлением персональных компьютеров на рабочем столе секретаря упростились процедуры подготовки документов, их регистрации, поиска и хранения, однако возросла роль секретаря как организатора, диспетчера, консультанта, В связи с этим появились новые требования к личностным и профессиональным качествам секретаря-референта, появились вариации названия секретарской должности: ассистент, помощник по общим вопросам, представитель дирекции, офис-менеджер.
В профессии секретаря сочетаются два, на мой взгляд, противоречивых принципа: исполнительность и инициативность. Опытному, хорошо знающему свое дело секретарю, умеющему брать рутинную работу по обслуживанию управленческого труда, совмещение этих двух начал позволяет максимально рационализовать деятельность руководителя, освобождая его от огромного количества технических операций, непосредственно связанных с исполнением повседневных директорских обязанностей. Думаю, что настоящий секретарь должен быть «един в двух лицах» — и послушный исполнитель воли своего руководителя, и его активный помощник, как бы прокладывая путь к быстрейшему достижению конечных целей управления.
Трудно сегодня представить деятельность любого учреждения, предприятия, организации без секретаря. И действительно, секретарь — лицо фирмы. Он первый, с кем сталкивается пришедший в учреждение посетитель. Первый, с кем встречается, начиная трудовой день, руководитель. Первый, кто отвечает на телефонные звонки. Поэтому, от поведения секретаря во многом зависит не только престиж фирмы, в которой он трудится, но подчас и успех партнеров и клиентов фирмы.
Секретарь должен быть всегда «в форме»: тщательно и продуманно одет, опрятен, готов быстро и квалифицированно выполнить данные ему поручения, уметь спокойно, без растерянности, резкости суеты и с достоинством решать вопросы в рамках своей компетенции. И в то же время ему необходим дар чувствовать «нюансы» дела, что позволяет свободно выходить из трудных ситуаций, в частности, «не видеть и не слышать» того, что не следует видеть и слышать. Секретарь на виду и в курсе многих дел.
Для меня профессия секретаря притягательна. Функции его разнообразны. Ряд из них нетрудно освоить за сравнительно короткий период времени. Курс, представленный в данном проекте содержит занятия, построенные в виде деловых игр, позволяют на практике отработать изученные теоретические основы организации службы секретариата. Обучающиеся создают собственные учебные фирмы с четко обоснованным выбором рода деятельности, вида формы собственности, атрибутов фирмы (эмблема, логотип), проектируют нормативно-правовые документы, разрабатывают бланки фирмы, приобретают умения создавать различные виды организационно — распорядительной документации (приказы, акты протоколы и т.д.), отрабатывают циркуляцию документов внутри своей фирмы, а также участвуют в документообороте с другой фирмой; анализируют деятельность фирмы и служб делопроизводства. Обучающиеся защищают свои проекты, затем проекты реализуются с применением оргтехники и компьютеров: подготавливаются документы предприятия в прикладных программах, работая совместно со сканером и другой оргтехникой, ведется работа с Интернет.  Успешно освоившим программу выдается удостоверение на рабочую профессию «Секретарь – референт».
Техническое обновление производства, совершенствование процессов труда требуют постоянного повышения знаний и умений всех категорий работников, включая секретарей.
Сегодня во всех развитых странах в подготовке секретарей произошел поворот к значительному расширению профессиональной эрудиции и кругозора, повышению способности самостоятельно решать различные задачи. Сама жизнь ориентирует предприятия и учреждения на подготовку секретарей-референтов, умеющих профессионально собирать и анализировать полезную для бизнеса информацию.
Будущее профессии секретаря, несомненно, связано с владением электронной техникой, в том числе аудиовизуальной, множительной, вычислительной, компьютерной, иностранными языками, основами журналистики и рекламоведения, а так же методами этического самовоспитания, ибо, помимо высоких профессиональных качеств, в этой профессии личные играют на последнюю роль.
Целью данного проекта является подготовка обучающихся по направлению квалифицированного применения персональных компьютеров по обеспечению и обслуживанию работы руководителя учреждения, организации, предприятия или их подразделений, адаптации к трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.
Предполагаемый результат: Знание правил составления и оформления документов, основных принципов  и этапов организации документационного обеспечения управления – непременная  составляющая  квалификация специалиста.  Большое значение придается  в организациях обеспечению сохранности документов в соответствии с действующим законодательством в области архивного дела. Специалист «Секретарь-референт» должен знать основные правила  по формированию документов в дела, подготовке  их к архивному  хранению, основные понятия  об архивном хранении.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Говорят, что хороший секретарь ценится на вес золота. Это утверждение верно, с одной только поправкой: хороший секретарь ценится на вес золота. Это сотрудник, который приходит раньше шефа, уходит с работыпозже него, осведомлен о том, какие процессы (в том числе и скрытые) проходят в коллективе, и умеет ими руководить. Хороший секретарь прекрасно изучил характер и все привычки руководителя. И если он вам говорит, что сегодня к «самому» лучше «не соваться», значит, так оно и есть. Хороший секретарь знает, когда нужно сказать свое веское слово, а в каких случаях стоит промолчать, как правильно (согласно деловому этикету) принять гостей и многое-многое другое.
Тем не менее, в отношении этой профессии существует немало мифов, которые, скажем так, несколько преуменьшают ее значение и престиж.

Миф 1. Секретарю не требуется большого ума и способностей. То есть им может стать каждый.

На самом деле. Да, действительно, чтобы работать секретарем, не обязательно иметь высшее образование, иногда достаточно окончить специализированные курсы или получить диплом об окончании колледжа, техникума, где преподают делопроизводство. Однако психологи утверждают, что ум человека — не только всем известный показатель IQ, но и так называемым «эмоциональный интеллект». Этот термин не так давно ввел один американский ученый, специализирующийся в области психологии. Под термином подразумевается умение личности тонко чувствовать и правильно реагировать на поведение окружающих. Другими словами, таких индивидов можно поэтически назвать «знатоками душ человеческих» или «мудрецами в науке жизни». Чтобы прекрасно разбираться в этой науке, вовсе не обязательно иметь кучу дипломов о высших образованиях, нужно просто уметь наблюдать. Удается это далеко не каждому, иногда умнейшие и не единожды «дипломированные» люди в обыденной жизни и в плане построения отношений с окружающими оказываются, мягко говоря, не на высоте.
Хороший секретарь имеет очень высокий уровень «эмоционального интеллекта», она прекрасно разбирается в людях, весьма тактична и ответственна. Согласитесь, при всем желании такого человека «неумным» назвать нельзя.

Миф 2. Секретарь — это высокая длинноногая блондинка. Ее основная задача — быть украшением офиса.

На самом деле. Этот расхожий миф, скорее всего, был придуман любителями пикантных анекдотов. На самом деле красота (согласно общепринятых канонов) не важна. Для занятия вакансии вполне достаточно иметь обыкновенную приятную наружность, поскольку существуют еще такие понятие как «чувство стиля» и «наличие вкуса». Хороший секретарь имеет и то и другое, поэтому она — образец элегантности, «деловое» лицо компании, поэтому, действительно, в некоторой степени, служит украшением офиса. Именно стиль одежды секретаря, ее поведение, умение грамотно изъясняется, действовать в соответствии с элементарными правилами этикета формирует первое впечатление о компании, а деловые партнеры уже на подсознательном уровне решают, будут ли они с этой фирмой иметь дело. Руководитель, заботящийся о престиже, никогда не посадит в приемную красивую, но абсолютно непрофессиональную даму, не умеющую организовать работу шефа и офиса, потому что именно это — одна из главных обязанностей секретаря.

Миф 3. Секретарь — очень легкая профессия. В ее обязанности входит всего лишь варить кофе, подавать документы на подпись руководителю и отвечать на телефонные звонки.

На самом деле. Начнем с того, что секретарь — это прежде всего эмоционально выматывающая работа. Даже если дел у секретаря не так много (хотя такое случается крайне редко, частенько ее «нагружают» функциями офис-менеджера, «кадровика» и т.д), на нее возлагается «священная» обязанность «лелеять» шефа. А у боса может быть, например, плохое настроение, и первой под «горячую» руку попадает именно секретарь, принимающая на себя основной удар начальственного гнева. К тому же хороший секретарь, как уже отмечалось выше, должен улавливать малейшие оттенки настроения шефа и желательно предотвращать возможную «бурю». Кто-то не согласится с подобной постановкой вопроса. Действительно, вряд ли в служебной инструкции вы найдете соответствующую запись. Но дело в том, что от умения «держать удар» зависит, в первую очередь, уровень взаимодействия самого секретаря с руководителем. Шеф изначально, по своему положению, находится выше, поэтому «ключик» к его поведению придется подбирать именно подчиненному, а не наоборот.
Кроме того, секретарь должен уметь находить общий язык и с коллективом, налаживая со всеми ровные, деловые отношения, ни в коем случае никого не выделяя. Почему? Потому что секретарь — это своего рода связующее звено между директоратом и коллективом, его отношение к кому-либо, приязненное или нет, будет отождествляться с отношением руководства к этому сотруднику. Поэтому секретарю не рекомендуется «заводить» дружбу или враждовать с кем-либо на работе.
Помимо этой тонкой психологической работы, отнимающей, кстати, достаточно много эмоциональных ресурсов, в обязанности секретаря входит планирование рабочего дня шефа, ведение деловой переписки, ответы на телефонные звонки, прием гостей, контроль работы приемной или даже всего офиса. А еще секретарь должен быть всегда корректным, выдержанным, предельно тактичным. В больших компаниях в приемной работает по два-три секретаря, поскольку один сотрудник не может справиться с большим объемом работы просто физически.

Миф 4. Секретарь — профессия не престижная. Это кто-то вроде «девочки» для исполнения поручений, никакого решающего значения фигура секретаря в компании не имеет, принятие важных решений от нее не зависит.

На самом деле. Если говорить прямо, то хороший секретарь, успевший завоевать авторитет у коллектива и по достоинству оцененный начальством, — это «серый кардинал», который незримо, но существенно влияет на работу компании. Частенько именно она является последней, (и утверждающей) инстанцией, к которой за советом обращается руководитель. Потому что секретарь порой обо всем и обо всех осведомлен гораздо лучше, чем шеф и его заместители, и может дать правильный, выверенный совет. От секретаря, например, зависит, сможете ли вы вовремя попасть к шефу, насколько быстро будут подписаны ваши документы и т.д., хотя профессионал никогда не будет использовать свое служебное положение во вред кому-либо, мы уже это отмечали. Более того, именно секретарь задает тон рабочего дня, ведь руководству всегда приятно утром увидеть, что кабинет полностью готов к очередному трудовому дню, а на столе аккуратными стопочками лежат свежие газеты, все необходимые сводки, справки, аналитическая информация и т.д.

Миф 5. Секретари лишены возможности карьерного роста. Эта профессия не предполагает повышения в должности.

Действительно, хорошего секретаря руководитель будет держать возле себя, образно говоря, на привязи, потому что это и правая рука, и первый помощник. Шеф постарается деликатно пропускать мимо ушей все намеки своего секретаря о том, что она уже давно «переросла» свою должность и может заниматься чем-то более значимым, например, возглавлять какой-либо отдел компании. Вопрос в том, кто заменит «повышенного» секретаря, поскольку его продвижение по карьерной лестнице может напрямую сказаться на рабочем комфорте шефа, который уже привык, что его с полуслова и полувзгляда понимают, стойко переносят любое настроение. Где и когда еще он сможет найти такого специалиста. Как видим, профессионализм и преданность могут сыграть с секретарем «злую шутку». С другой стороны именно эти качества могут стать основой для карьерного продвижения в границах той же компании.

Миф 6. Секретарь — сугубо женская профессия. Мужчины не занимают подобные должности.

На самом деле. Действительно, секретарями работают в основном женщины. Объяснить это можно тем, что в эмоциональном плане дамы более гибки, им легче подстроится под настроение и характер шефа, уладить какие-либо конфликты, где-то промолчать и т.д. К тому же женщины умеют сделать более комфортным кабинет и придать уютно-деловой стиль офису, что немаловажно и для работы компании и для «произведения» впечатления на посетителей. Мужчины тоже вполне способны справиться с работой секретаря, тем более, что многие крупные фирмы, точнее их боссы, предпочитают брать на эту должность именно представителей сильной половины человечества, даже переименовав ее на «помощник руководителя».

ЛИТЕРАТУРА
Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ
  3. Государственная система документационного обеспечения управ­ления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. — М., 1991 г.
  4. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации РФ. Об­щие требования к построению, изложению, оформлению и содер­жанию стандартов. — М. Госстандарт, 1992 г.
  5. Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 6.30-97). Унифицирован­ные системы документации УСОРД. Требования к оформлению документов. — М., 1997 г.
  6. Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 6.30-2003). Унифицирован­ные системы документации УСОРД. Требования к оформлению документов. — М., 2003 г.
  7. Типовое положение о ведении делопроизводства по предложени­ям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Бюллетень норма­тивных актов 1982 №2.
  8. Положение об Архивном фонде Российской Федерации, утвер­жденное Указом Президента РФ от 17 марта 1994 г. №552
  9. Постановление Правительства РФ «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1991 г. №191
  10. Примерное положение о постоянно действующей экспертной ко­миссии организации. Утверждено Приказом Росархива от 19 янва­ря 1995 г. №2

Учебная литература:

  1. Андреева, В.И.. Образцы документов в делопроизводстве. М., 2005г.
  2. Андреева, В.И.. Делопроизводство. Настольная книга для секрета­рей, бухгалтеров, юристов, руководителей. М., 2005 г.
  3. Бондырева, Т.Н.. Секретарское дело. «Высшая школа» -2004 г.
  4. Быкова, Т.Н., Емышева Е.М., Мосягина О.В.: Подготовка докумен­тов к последующему хранению и использованию. Учебно-методическое пособие. — М.: МИФИ, 2006 г.
  5. Веселое, П.В.. Профессия — секретарь. Учебное пособие. М., 2006г.
  6. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 416 с.
  7. Кирсанова, М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. Учебное пособие. Москва — Новосибирск, 2007 г.
  8. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспече­ние управления). Издание 3-е исправленное и дополненное. М. -2004 г.
  9. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (организация и технологии документационного обеспечения управления). М. — 2006 г.
  10. Кузнецов, С.Л. Делопроизводство на компьютере. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2010 г.

Следующий: