Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки

ВВЕДЕНИЕ

Современная ситуация требует поднятия
качественного уровня профессионального и
личностного самоопределения.

Современным подросткам приходится
самоопределяться и выстраивать перспективы
личностного развития в сложный период
социально-экономической и духовной сферы,
сложившейся в России. Средняя школа № 2
г.Козьмодемьянска Республики Марий Эл идет
нелегкими шагами к школе профессионального
самоопределения. Понятие «самоопределение»
вполне соотносится с такими понятиями, как
самоактуализация, самоосуществление.

Педагогический коллектив работает в русле
педагогического эксперимента
«Профессиональное самоопределение как фактор
социализации личности», утвержденного Ученым
Советом Марийского института образования
учителей Республики Марий Эл и концепцией
воспитательной системы школы “школа как центр
трудового воспитания”.

Как показали исследования, около 40% учащихся
находятся в состоянии неопределенности по
поводу будущей профессии: не знают принципов
профессионального самоопределения, механизмов
поиска работы. Отсутствие мотивации на
самоопределение, работу или учебу у трудных
подростов, разрыв между представлениями жизни и
реальности требует находить неординарные
технологии, чтобы обеспечить ориентацию в мире
профессий и профессиональное самоопределение.

CШ № 2 — государственное общеобразовательное
учреждение с углубленной профессиональной
подготовкой, действующее на основании устава, в
целях оказания образовательных услуг, с
акцентуацией на обучение в предметной области
“Технология”, и удовлетворяющее потребности в
профессиональной ориентации и начальной
профессиональной подготовке.

Основная образовательная задача -
профессиональная ориентация и
социально-трудовая адаптация обучавшихся и
современным экономическим условиям.

«САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
ТРУДОУСТРОЙСТВА»

Задачи и содержание.

Основная цель нашей работы — наработать
технологии, позволявшие включаться в социум
несовершеннолетним подросткам через
самоопределение и построение карьерных планов.

Программа состоит из трех блоков:

  1. профориентация и создание условий для
    самоопределения; построение индивидуального
    плана обучения;
  2. производсвенная деятельность в мастерской;
  3. социальная адаптация/подбор вакансий,
    знакомство с предприятиями, освоение технологии
    трудоустройства, юридические аспекты
    производственных отношений/.

Профориентационные мероприятия и занятия
предполагают использование широкого спектра
методических средств/диагностические методики,
профориентационные и ролевые игры, тренинговые
упражнения и др./ и методов / постановка в
проблемную ситуацию, групповые и индивидуальные
беседы, профессиографические исследования и др./

Методика базируется на организации тесного
взаимодействия преподавателей и специалистов по
трудоустройству /Центр занятости/ для вовлечения
подростков в деятельность по самоопределению.

По окончании школы обучающиеся должны понимать
значение правильного выбора профессии для
успешной жизнедеятельности индивида в условиях
развивающихся личностных отношений; знать
требования профессии к человеку; основные
источники информации о профессиональной
деятельности, путях и возможностях продолжения
своего образования.

Обучение профессии проходит в учебных
мастерских по следующим направлениям:

  • основы швейного дела;
  • основы ручной и машинной вышивки;
  • слесарь-сантехник;
  • столяр-плотник;
  • мастер лозоплетения и изготовления изделий из
    бересты;
  • водитель категории А, В, С.

Содержание обучения.

Обучение технологическим приемам и операциям,
обучение приемам управления технологическими
процессами и информационными технологиями,
проектная деятельность и развитие творчества
через индивидуальные проекты. Содержание
технологического образования учащихся
направлено к тому, чтобы формировать целостную
систему о мире профессий и технологий.

Мы поставили основную цель работы: создать
условия для профессионального самоопределения
учащихся, обеспечить мотивацию к
трудоустройству и реальное трудоустройство.

Обучающиеся должны уметь: пользоваться
различными источниками информации о выборе
профессии; ставить цель профессионального
выбора; планировать свою деятельность по
достижению этой цели; осуществлять самоконтроль
и коррекцию; адекватно оценивать свои личностные
качества; составлять собственный план
профессиональной карьеры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Мы видим следующую цель уроков технологии -
самоопределение, развитие и самореализация
учащегося в его практической /профессиональной/
деятельности, которая с помощью специальных
методик /работа с мастером, групповая и
индивидуальная рефлексия, личный интерес/ тесно
связана с индивидуально организуемой учебной
деятельностью” и самообразованием.

Что же мы подразумеваем под ключевым для нас
понятием профессиональное самоопределение?

Профессиональное самоопределение — это процесс
и результат формирования отношения личности к
себе, как субъекту будущей профессиональной
деятельности, что позволит подготовить человека
в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни
и профессиональной деятельности в условиях
рыночной экономики.

Трудовое обучение — учебный предмет предметной
области “Технология”, при освоении которого
школьники учатся общаться с предметами и
средствами труда, осваивают технологии
производственных процессов, вступают в трудовые
и производственные отношения, осуществляют
профессиональное самоопределение, овладевают
профессией/специальностью/ или получают
углубленную в определенной сфере
профессиональной деятельности трудовую
подготовку.

Профильное обучение — это вариант трудового
обучения учащихся общеобразовательных учебных
заведений, в процессе которого пропедевтически
изучается одно из направлений профессиональной
деятельности, группа профессий.

Начальное профессиональное обучение — вариант
трудового обучения школьников, который
обеспечивает их подготовку по определенной
специальности до уровня профессиональной
квалификации и завершает процесс
профессионального самоопределения в школе.

Определив для себя эти основные
понятия, взятые из методических справочников, мы
более ясно для себя представляем путь
технологической подготовки учащихся нашей
школы.

Технологически образовать ученика — значит, в
интересах прежде всего его собственных, а также
общества, государства, сформировать у него
жизненно важные общетрудовые умения и навыки,
привить ему трудолюбие, потребность в овладении
общей и технологической культуры.

В основе технологии лежит проектная
деятельность, которая позволяет школьникам в
системе овладеть организацией практической
деятельности по всей проектно-технологической
цепочке — от идеи до ее реализации в модели
изделия /продукте труда/.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ
КЛАССОВ

Повсеместное распространение профилизации
старших классов определяет суть дальнейшего
развития системы образования.

Можно привести примерную технологию
формирования профильных классов:

1/ проведение родительских конференций для
разъяснения образовательной политики
администрации школы;

-предложение сделать выбор в пользу того или
иного направления обучения в старшей школе;

-определение конкретных направлений обучения в
соответствии с имевшимися кадровыми и
материально-техническими ресурсами школы.

2/ Проведение классных родительских собраний с
целью разъяснения различных вопросов, возникших
у родителей и учащихся.

3/ Анкетирование по вопросам определения
предпочтений учащихся — практика показала, что
трижды проведенный опрос приводит к более
осознанному выбору направления.

4/ Приведение учебного плана каждого класса в
соответствие с выбором учащихся; определение
педагогического состава, отвечающего
требованиям заявленных направлений обучения.

Работа по формированию профильных классов
может быть успешной при условии эффективной
работы педагогов, работающих в профильных
классах.

КУРСЫ ПО ВЫБОРУ: ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ И
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Реализация идеи профильности старшей ступени
ставит выпускника основной ступени перед
необходимостью совершить ответственный выбор -
предварительно самоопределиться в отношении
профилирующего направления собственной
деятельности, в связи с этим заявлена
предпрофильная подготовиа 9-классов.
Предпрофильная подготовка — гибкая система,
зависящая от профессионально-образовательных
потребностей семьи и личности учащегося.она
может проходить в различных вариантах, однако
важно иметь представление о ее базовой модели,
где были бы отражены возможные ее объемы и
основные составлдявщие Базовый объем
предпрофильной подготовки определяется в 100
часов. Примерно 2/3 в неделю отводится специально
организованным краткосрочным курсам по выбору,
их можно условно разделить на две группы: пробные
и ориентирующие. Пробные курсы по выбору
разрабатываются учителем, чтобы они были
“профилированы” на конкретный профиль
образования. Именно в этом и состоит главная
цель. Ориентирущие курсы надпредметные и решают
задачи профильной и профессиональной
ориентации.

Важную роль в организации курсов по выбору
можно оказывать родительский актив, взаимосвязи
с социальными, экономическими структурами и
предприятиями.

Курсы по выбору играют большую роль в системе
предпрофильной подготовки, непосредственно для
нашей школы они могут быть такими:

  1. мастерство вождения;
  2. устройство и эксплуатация автомобиля;
  3. художник-модельер-основа модной индустрии;
  4. кудрявые узоры по дереву;
  5. декоративная отделка изделий из бересты;
  6. домашняя экономика и основы
    предпринимательства;
  7. культура дома, технология обработки ткани и
    пищевых продуктов;
  8. производство и окружающая среда;
  9. техническое и декоративно-прикладное
    творчество;
  10. художественное оформление быта/вышивка/., и т.д.

Большое число курсов отличаются
содержательным наполнением, формой организации
и технологиями проведения. Это есть одно из
важных педагогических условий эффективной
предпрофильной подготовки. Курсы по выбору
должны быть разными по содержанию, технологиям
проведения и формам организации. Только тогда
они могут эффективно решать сложные задачи
предпрофильной подготовки, т.к. могут
удовлетворить профильно-образовательные
потребности каждого школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общеобразовательной средней школе № 2 с
углубленной профессиональной подготовкой
проводится многоплановая научно — практическая
работа по совершенствованию содержания
профессионального образования, организации
непрерывного многоуровневого профессионального
образования, по обеспечению социальной защиты и
адаптации подростков и молодежи.

Данное направление деятельности вызвано
сложивщейся экономической ситуацией в стране,
когда на рынок труда выбрасывается большое
количество молодых людей, не имеющих
специального профессионального образования, а
происходящие социальные изменения в обществе
приводят к быстрому росту числа подростков с
девиантныи поведением /незанятых
несовершеннолетних/, не желающих ни учиться, ни
работать, фактически образующих категорию
молодежи, выпадавшую из социума. Все это
подтверждает важность и актуальность созданной
нами концепции воспитательной системы “Школа
как центр трудового воспитания”,
экспериментальной программы “Профессиональное
самоопределение как фактор социализации
личности”, являющейся основной частью концепции
и вытекающего из нее курса «Самоопределение и
трудоустройство».

Одно из направлений деятельности нашей школы -
продуктивное обучение, основанное на полном
доверии и интересах подростков, их стремлении к
самореализации; оно дает им реальную возможность
поиска и саморазвития, обретения разнообразного
социального опыта и более интенсивного
взросления. Наша школа — школа поиска и
саморазвития, школа профессионального
самоопределения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Азариашвили С.Г. К школе профессионального
    самоопределения.2002г. г.Козьмодемьянск.
  2. Азариашвили С.Г. Концепция И программа “Школа
    как центр трудового воспитания” 2004г. г.
    Козьмодемьянск.
  3. Денисова Е.Ю. Профессии моды /Школа и
    производство.М.2004.№ 6.
  4. Ермаков О. Петрова Г. Элективные учебные курсы
    для профильного обучения /народное
    образование.М.2004.№ 2
  5. Зайцева Е.А. Технология формирования профильных
    классов /Завуч. М.2004.№ 8.
  6. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускника
    профильных классов средней общеобразовательной
    школы /Школьные технологии. М.2003.№ 4.
  7. Рягин С.Н. Проектирование содержание
    профильного обучения в старшей школе /Школьные
    технологии. М. 2003.№ 2.
  8. Сасова И.А. Экономическое образование в
    процессе трудовой подготовки. М.1996.
  9. Концепция профильного обучения на старшей
    ступени общего образования. Академия
    образования.М.2002.
  10. Организация и содержание трудовой и
    профессиональной подготовки старшеклассников
    на современном этапе. Рос.Академия
    образования.м.1996.

Следующий: