Профессиональное обучение как фактор самоопределения и развития личности школьника


О процессе формирования личностных
качеств в деятельности написано множество
педагогических и психологических трудов. Но
проблема остается и сегодня весьма актуальной.
Отсутствие у подростков желания включаться в
умственный и физический труд, пассивное
отношение к трудовой деятельности, порция
иждивенчества волнует сегодня уже не только
родителей и учителей, а заставляет общество
обратить внимание на состояние трудовой
подготовки подрастающего поколения. В последние
годы происходят дискуссии по вопросам
соотношения умственного и физического труда
школьников. В печати появляются выступления, где
доказывается, что дело школьников – это учеба, а
потрудиться они еще успеют.

Ошибкой наших педагогических
учреждений стало убеждение, что только школа в
рамках предмета “Технология” должна дать
подрастающему поколению все необходимые умения
и навыки успешной трудовой деятельности. В век
ускорения научно-технического прогресса объем
необходимой учебной информации продолжает
увеличиваться, а урокам труда отводится
второстепенная роль. При этом введение
обязательного производственного труда
школьников рассматривается как досадное
отвлечение учащихся от учебной деятельности.
Таким образом утрачивается триединая цель
школьного учебно-воспитательного процесса:
обучение, воспитание и развитие, а основной упор
делается лишь на обучение, исключается и
активный, деятельный подход не только к
применению полученных знаний на практике, но и
самостоятельная деятельность учащихся по
приобретению знаний.

Упрощая школьный
учебно-воспитательный процесс, сводя его лишь к
подготовке учащихся в институт и другие высшие
учебные заведения, мы забываем, что школьные годы
– это время активного формирования личности,
мотивов ее поведения, нравственности,
духовности, коммуникативных возможностей,
организационно-деятельных способностей. Еще
одно важное негативное последствие существующей
практики – это ошибочная социальная ориентация
школьников лишь на Вузы, внушения, что в рабочий
класс пойдут лишь “троечники”, что лишь
усвоенный объем учебной информации является
залогом успешной будущей профессиональной
деятельности. И при этом совсем не говорится, как
найти этот единственно верный жизненный путь,
определить то поле профессиональной
деятельности, где реализуются интересы,
склонности, способности каждого выпускника.

Словесные утверждения, что “ныне
каждый труд почетен” не подкрепляются сегодня
реальной действительностью, а вот о том, что
талантом должен обладать не только актер,
пианист или ученый, что должен быть талант у
мастера, у слесаря, у парикмахера, можно достичь
успеха, имея определенные качества личности,
способности, мы часто забываем.



Нужно очень много сил, такта, терпения
и самое главное – организационных находок, чтобы
поставить во главу всего учебного процесса школы
труд, постараться включить всех подростков в
самые разнообразные виды деятельности. Каждый
учащийся в школьные годы должен найти свое место
в мире профессий, наиболее полно реализовать
свои возможности, расширить все свои внутренние
резервы и потенциалы, стать полезным и нужным
тому обществу, в котором он живет. Только тогда
каждый человек будет счастлив в трудовой
деятельности, а мы сможем сказать, что готовим к
жизни будущее поколение счастливых людей. Помочь
в этом детям должна современная школа в самом
широком ее трактовании, иными словами
содружество школы и внешкольных учреждений. В
этих учреждениях должны быть разнообразные
мастерские, чтобы было право свободы выбора, т.к.
только с течением времени школьники выявляют
свое внутреннее призвание к той или иной
деятельности.

Советский педагог С.Т. Шацкий писал:
“Основой детской организации должен служить
физический труд. Поэтому необходимо решить,
какие виды труда должны быть представлены в
детском учреждении и какую роль должны играть
отдельные виды труда. В учреждении должны быть
представлены главные виды труда, на которых
строилась и поддерживалась жизнь человека. К
главнейшим из них надо отнести обработку дерева,
глины, ткани, металла и кожи.



В детских учреждениях мастерские
должны быть разнообразны, чтобы было право
свободного выбора, т.к. только с течением времени
школьники выявляют свое внутреннее призвание к
той или иной деятельности.

Физический труд играет большую роль в
воспитании характера и развитии умственных
способностей. При напряжении мускулов
получается организованное усилие, которое имеет
большое значение для образования умственных
усилий. Организованное усилие при помощи
физического труда будет направлять умственную
деятельность детей, раздувая ее, как уголек.
Следовательно, физический труд, вытекающий из
жизненной необходимости, играет большую роль в
жизни детей”.

Итак, трудовая деятельность нужна
школьнику для формирования собственного “Я”,
привлечения всех духовных и нравственных
потенциалов для реализации своей
неповторимости, всех своих способностей и
склонностей. Но как же правильно организовать
трудовую деятельность?

Сегодня в школе существует множество
программ профессионального обучения учащихся.
Одна из таких программ – это разработанная мной
программа “Ковровая вышивка”. Основная цель
программы является подготовка к профессии,
формирование профессиональных знаний, умений и
навыков, эстетическое воспитание школьников на
основе народного промысла.

Эта программа развивает в детях такие
чувства, как удовлетворение от завершения
работы, гордость от достижения трудовой
деятельности, вырабатывает у детей
представление о профессии мастер по ковровой
вышивке, воспитывает чувство достоинства
личности, прививает навыки самооценки,
воспитывает усидчивость и терпение, учит
доводить начатое до конца, помогает личности
развиваться в нужном направлении.

Программой предусматриваются
следующие виды деятельности: ручной труд,
ролевые игры, экскурсии на выставки,
практическое овладение профессией, включение
учащихся в профессиональный мир с учетом их
склонностей, интересов и способностей.

В кружковой работе, как ни где, нельзя
“вбивать” знания и умения без увлечения. Только
увлеченность позволяет постигать секреты
мастерства. Способности развиваются быстрее и
радостнее в объединенном общими идеями, целями и
традициями коллективе, где старшие всегда
помогут младшим, где идет не просто процесс
обучения операциям, а процесс обучения
творчеству. А для этого в кружке помимо основной
деятельности проводятся конкурсы, выставки,
экскурсии и праздники. Мало, чтобы кружок просто
занимал свободное время детей, важно, чтобы он
давал ребенку радость. А радость он получает
оттого, что своими руками может делать подарки
своим родным и близким.

Воспитать у подростков любовь к труду
путем даже самых пылких словесных призывов
невозможно. Нужно научить школьников учиться
путем включения их в реальную трудовую
деятельность, оказав помощь в их
профессиональном становлении. Любая трудовая
деятельность конкретна, для выполнения
реального производственного задания нужно
сформировать у школьника специальные знания,
умения, навыки. Вот тут-то и возникает
необходимость приобретения первоначальной
профессиональной квалификации, которая и станет
первой ступенью профессионального образования.
От педагога зависит, превратится ли эта ступень в
лестницу непрерывного профессионального
образования.



Совсем не обязательно, что школьники
выберут в дальнейшем именно ту профессию,
первоначальные специальные знания по которой у
них сформировались в школе, а умения и навыки
закрепились в производственном труде. Но ведь
речь идет о формировании личности подростка.
“Надо воспитывать у учащихся готовность
сознательно выполнять всякую работу,
необходимую для общества”,- писал В.А.
Сухомлинский. Где бы не трудились затем
выпускники школ, трудовая закалка, само
отношение их к труду и людям труда
сформировалось в юношеском возрасте. Он был
убежден, чем раньше ребенок познает радость
творческого труда, тем больше уверенности в том ,
что из него вырастет умелец, которому будут чужды
лень и скука, поэтому передача мастерства это
важная и благородная задача.

Самые лучшие взаимоотношения между взрослыми и
детьми складываются тогда, когда их объединяет
духовная общность, совместные интересы,
переживания, общее дело. Только в такой
обстановке ребенок раскрепощается и творит
красивые, добрые вещи. Разве можно сравнить ковер
выполненный ребенком с покупными коврами. И ведь
не зря многие родители, ценя труд ребенка, каждую
работу оформляют и вешают на стену, им жалко
пользоваться такими работами, жалко на них
сидеть, по ним ходить.

Я радуюсь, когда в быту дети могут отличить
красивое от низкопробного, примитивное от
добротного. Радуюсь, когда они становятся добрее,
уверенней, лучше и талантливей. Значит, усилия
мои не потрачены даром, и мои занятия оставляют
след в душе учащихся.

Итак, профессиональное
самоопределение в сочетании с развитием и
формированием личности ребенка осуществляется
на школьной скамье в процессе профессионального
обучения подростков, включение их в активную
реальную деятельность, успешно сочетающуюся с
приобретением подростками среднего образования.
При этом, с одной стороны, у школьника
формируется общечеловеческая культура трудовой
деятельности, а с другой стороны, знакомство с
профессиональной деятельностью позволяет
ученикам определять свои индивидуальные
интересы и склонности, развить способности,
найти свое место в многообразном
профессиональном мире.

Список использованной литературы:

  • Научно-исследовательский институт трудового
    обучения и профессиональной ориентации
    “Содержание, формы и методы профессиональной
    подготовки старшеклассников”. Методическое
    пособие, Москва 1989 г.
  • Р.С. Немов “Психология”. Москва “Просвещение”,
    1995 г.
  • Журнал “Народное творчество” — №1, 2 2000 г.
  • Приложение

    1. Фото 1 – Панно “Серебряное копытце”.
      Мусатова Настя, 11 класс.
    2. Фото 2 – Сумка “Корова”. Калинина
      Ксюша, 3 класс.
    3. Фото 3 – Панно “Герб”. Крекова Катя, 9
      класс.
    4. Фото 4 – Панно “Натюрморт”
      Мостовских Тоня, 9 класс.
    5. Фото 5 – Члены кружка “Ковровая
      вышивка”
    6. Фото 6 – Иванова Н.А.



    Следующий: