Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е
годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального,
всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами
педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н.
Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической
деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно
высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение,
достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой
индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,
способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От
профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и
духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают
необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его
профессиональной компетентности. Основная цель современного образования –
соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны,
способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности,
самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий
результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог
является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее
время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую,
конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в
современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития
профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и
    фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам
не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для
педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог
самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных
профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует
профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки
исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую
деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы,
что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и
модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных
профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий
непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в
процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение
профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом
качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с
социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует
собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования
профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно
среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть
создана демократическая система управления. Это и система стимулирования
сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга , к которым можно
отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия
по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы
стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога,
влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании
портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в
процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается
необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации
педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной
деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности
педагога и развития его профессиональной компетентности.

В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины
компетенция, компетентность.

Широкое применение терминов компетенция, компетентность
связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии
модернизации содержания общего образования отмечается: “…основными результатами
деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений,
и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в
интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется
как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию “Толковый
словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное
лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих
исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует
    ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как
    педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет
    обучение школьников.

Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений
структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических
и воспитательных задач.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного
языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное
и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая,
тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких
личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими
людьми, но и развитие у учащихся практических умений ,способности управлять
своей учебной деятельностью. В своей педагогической деятельности стараюсь
создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении
коммуникативных задач, тем самым, позволяя учащимся увидеть свой рост, свои
достижения. Рефлексивная компетенция – характеристика реальных учебных
возможностей ученика; способность определить учителем тип урока в соответствии с
поставленными задачами и содержанием учебного материала, обосновать отбор его
содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения ; т. е. умело
соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные
данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные
условия обучения.

Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного
языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и
развивать творческую сознательность ,которая проявляется в умении сформулировать
и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

Схема самоанализа урока.

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с
    предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки.
  2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного
    класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была
    ли опора на диагностику общеучебных, специальных умений.
  3. Какие задачи я решаю на уроке, были ли они решены:
    а) Общеобразовательные
    б) Воспитательные
    в) Развивающие
    Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались
    особенности класса и отдельных групп школьников.
  4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения
    времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора
    домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока.
  5. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается
    главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и четко объект прочного
    усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
  6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного
    материала.
  7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся.
    В каких нормах, и какими методами он осуществлялся.
  8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности.
    Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства
    наглядности.
  9. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение
    всего урока.
  10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно
    проявилась культура общения учителя с классом.
  11. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование
    времени, предупреждение перегрузки.
  12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли
    предусмотрены методические варианты проведения урока.
  13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не
    удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Для успешной работы на уроке компетентный учитель иностранного языка должен
придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.



Требования к содержанию урока.

  1. Научность.
  2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока.
  3. Осуществление связи с жизнью, теории с практикой.
  4. Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и
    индивидуальными.
  5. Организация активной познавательной деятельности учащихся.
  6. Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой
    учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике.
  7. Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом
    и отдельных учащихся.

Требования к методике проведения урока.

  1. Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны
    способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению,
    воспитывал потребность в знаниях
  2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и
    учеников завершенными.
  3. Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на
    уроке, педагогический такт.
  4. Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного
    творческого труда.
  5. Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать
    разнообразные методы и приемы обучения.
  6. Большую часть урока учащиеся должны активно работать над
    овладением знаниями и умениями.
  7. Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.

Успешность деятельности ученика на уроке иностранного языка будет зависеть от
того, насколько у него заложена учителем мотивационная основа для обучения и
самообучения. Информационно-технологическая компетенция учителя иностранного
языка призвана в этом сыграть большую роль. Показатели этой компетенции-
овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки
необходимой информации ,владение современными технологиями обучения.

В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке
профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Методист З.М. Цветкова предлагает такую модель:

  1. Учитель начинает видеть, что его не понимают.
  2. Учитель видит, что именно не понимают.
  3. Учитель осознает, почему его не понимают.
  4. Учитель видит , что нужно сделать, и делает так, чтобы его
    поняли.
  5. Учитель способен добиться понимания за минимальное время.
  6. Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно
    развивает творческие возможности учащихся.

Рассмотрим классификацию, разработанную И.А. Зимней.

Компетенции

Содержание компетенции

Социокультурная компетенция

  • межкультурное взаимодействие;
  • языковое и речевое развитие, овладение культурой родного и иностранного
    языков;

Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития

  • самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие;
  • социальная, личностная и деятельностная рефлексия;

Информационно-технологическая компетенция

  • овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной
    обработки необходимой информации;
  • применение современных информационных технологий в учебно-познавательной
    деятельности учителя иностранного языка

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма
(специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества
(творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование
средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на
сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить”
компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен
обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении
определенных правил:
первое
– определение целей урока;
второе – уточнение типа урока;
третье – уточнение вида урока;
четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с
поставленными целями;
пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам,
содержанию и методам обучения.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и
способов действий, системы научных знаний.

Цель воспитания

предполагает формирование у учащихся определенных свойств
личности и черт характера.

– воспитание патриотизма;
– воспитание интернационализма;
– воспитание гуманности;
– воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
– воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
– воспитание дисциплинированности;
– воспитание эстетических взглядов.

Цель развития

предполагает в основном развитие на уроке психических
качеств учащихся:

интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений),
воли и самостоятельности.

Типы уроков:

первый тип

– уроки изучения нового учебного материала;
второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
третий тип – уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
четвертый тип – комбинированные уроки;
пятый тип – уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений)

В своей практической деятельности мы можем пользоваться такими видами уроков,
как:

а) урок-лекция;
б) урок-беседа;
в) киноурок;
г) урок теоретических или практических самостоятельных работ
(исследовательского типа);
д) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или
письменных упражнений);
е) ) урок практических работ;
з) урок-экскурсия, виртуальная экскурсия;
и) урок-семинар;
к) дидактическая игра;
л) анализ ситуаций;
м) устный опрос;
н) письменный опрос;
о) контрольная работа;
п) зачет.

Четвертое правило – это выбор методов и приемов обучения.

В рамках
теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе
принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого),
принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и
учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречия в учебном
процессе и предмете). К таким методам относятся:

  1. Метод монологического изложения (монологический метод).
  2. Метод диалогического изложения (диалогический метод).
  3. Метод эвристической беседы (эвристический метод).
  4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).
  5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).
  6. Метод программированных исследований (программированный метод).

Следующее правило организации урока – это определение структуры урока

.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между
элементами урока. Поскольку в основе структуры традиционного урока лежит цель
деятельности только самого преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и дать
учащимся задание), то не возникает достаточных условий для реализации идей и
принципов развивающего обучения. Главное – традиционная структура урока не дает
преподавателю возможности применять разнообразные формы, методы и средства
обучения.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации
новых знаний
и систематического применения усвоенных знаний в учебной
деятельности.

Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

  1. Актуализация прежних знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действия.
  3. Формирование умений и навыков.

Чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной
форме. А это достигается применением интересных средств обучения, созданных
самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов,
учебно-познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов.

Приложение




Следующий: