Профессиональная компетентность современного учителя

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов.
Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к
профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, его профессиональной
компетентности.

Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие
требования к нему, должностные и функциональные обязанности. А какие качества
учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально
компетентным– знающим, осведомленным, авторитетным в какой либо области и
уровень его компетентности соответствует требованиям современной педагогики?

Педагогический коллектив МБОУ “Средней общеобразовательной школы № 12”
г.Новокузнецка Кемеровской области ориентирован на использование различных
педагогических технологий в образовательном процессе, ведущее место среди
которых занимают информационно-коммуникационные технологии. Все учителя школы
имеют знания и навыки работы с компьютером, прошли соответствующие курсы.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела
значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение
профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий,
переход от принципа “Образование на всю жизнь” к “Образованию через всю жизнь”)
сегодня оказываются на прямую связанными с информационно-коммуникационными
технологиями. Учитель сегодня должен обладать так называемой “двойной
компетенцией”, т.е. помимо традиционных профессиональных знаний иметь
современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую
информационную культуру, что в свою очередь, требует изменения всего
компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

Одной из главных задач современного общего образования является формирование
информационной компетентности. На наш взгляд, центральное место в формировании
информационной компетентности занимает информационная среда общеобразовательной
школы.

Предполагается, что компетентность интегрирует в себе 3 аспекта –
когнитивный( занятия), операционный( способы деятельности и готовность к
осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей).
Это объясняется тем. что компетентный специалист является индивидуальностью,
обладающей способностью осознавать собственные ценности, сопоставлять, оценивать
себя и иное, проектировать будущее.

Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее
формирование – это целенаправленный управленческий процесс. Большая работа в
этом направлении ведется и в нашей школе. Повышается
информационно-коммуникационная грамотность учителя через обобщение опыта
использования учителем – предметником на своих уроках. Это происходит, например,
по таким видам работ: как тесты на проверку знаний, умений, навыков, презентации
к урокам, использование интерактивной доски на различных уроках. В условиях
развивающейся информационной образовательной среды школы № 12 осуществляется
интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышается
эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых
информационной образовательной средой. Формирование
информационно-образовательной среды школы на основе применения
информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании
оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его
учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной
компетентности. Создание единого информационного пространства в школе требует
привлечения к работе всего педагогического коллектива, учащихся, и, несомненно,
их родителей.



Поэтому в нашей школе в системе проводятся внутришкольные семинары. заседания
методических объединений с использованием новый информационно– коммуникационных
технологий. Так, например, в октябре 2012 года мы провели семинар по теме:
“Возможности использования информационно– коммуникационных технологий в процессе
обучения и воспитания” для учителей математики, русского языка и литературы а
также учителей начальных классов.

Радует, что все большее количество наших учителей использует средства
информационно-коммуникационных технологий не только для конкурсных уроков и
мероприятий, но и в повседневной жизни. Учитель русского языка и литературы В.
А. Громова создала мультимедийное сопровождение к урокам литературы в 6 классе
(учебник под редакцией Т.И.Беленькой, I часть), учитель математики Э.А.
Матюшенкова организует проектную деятельность на уроках с использованием ИКТ,
учитель начальных классов Т.Ю Бесова создала серию презентаций для
мультимедийного сопровождения уроков русского языка в 3 классе по теме
“Синтаксис”.

Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной меловой
технологии, существенно уступает своим коллегам, организующим занятия с
использованием компьютера, интерактивной доски и другой современной техники.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной
среды, на наш взгляд учитель должен соответствовать следующим требованиям:

– владеть основами работы на компьютере, а так же иметь доступ к
информационному образовательному пространству и уметь его использовать;
– работать с мультимедийными программами;
– знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении
Интернет-технологий и обучать их эффективному использованию информационных
ресурсов для своего образования.

Все эти требования выполняются учителями нашей школы, однако, количество
обученных педагогов не совпадает с числом тех, кто компетентно способен
применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности,
собственного непрерывного профессионального самообразования. Иными словами,
качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов прошедших
обучение информационно-коммуникационным технологиям не отвечают ожиданиям.

Применение ИКТ в школе также имеет ряд проблем, среди которых можно выделить
следующие:

  1. Все работы по обслуживанию техники, внедрению ИКТ в учебный процесс
    консультирование ведет учитель информатики, которому приходится совмещать
    эту работу со своей преподавательской деятельностью. Т.е он перегружен, а
    значит, не всегда может оказать действенно и своевременно необходимую
    помощь.
  2. В виду отсутствия должного финансирования школа недостаточно оснащена
    компьютерной техникой.

Решение этих и других проблем, которые возникают в процессе информатизации
образовательного учреждения позволят более широко использовать
информационно-коммуникационных технологии в современной практике, а значит,
сделать процесс обучения более качественным.

Литература:

  1. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] – М.:
    Интер – Диалект+, 1997.
  2. Шевцова, Л.А. К вопросу исследования готовности учителей к
    использованию НИТ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
    http://www.rusedu.ru
  3. Концепция федеральной целевой программы Развитие информатизации в России
    на период до 2010 года [Электронный ресурс] Режим доступа:
    http://www.tatarlat.ruinter11.html
  4. Смолянинова, О.Г. Формирование информационной и коммуникативной
    компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий [Текст]
    // Ж-л Информатика и образование, 2002. – № 9.



Следующий: