Проекты Украина литературная в контексте национального воспитания

Жизнь – это возможность. Воспользуйся
ею.
Жизнь – это красота. Приди в восхищение ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи ее.
Жизнь — такая замечательная – не потеряй её!
Это твоя жизнь. Выбирай её.

Мать Тереза

Переориентация на методологию
личностно-ориентированного обучения является
естественным результатом тех изменений, которые
происходят в Украине да и во всем мире. На
современном этапе реформирования школьного
образования возникла проблема возрождения
метода проектов.

Я работаю в Киевской детской Академии искусств
уже 10 лет. И все это время отдала студентам
факультета изобразительного искусства, взяв их
еще в 6-летнем возрасте.

Уже с третьего курса мы включились в проектную
деятельность, начав краеведческий проект
“Украина литературная”.

Конечно, формирование названия проекта пришло
позже, а сначала просто возникло желание
осуществить путешествие в Косов и Коломыю (
Закарпатье) с целью знакомства с красотой
родного края и народными ремеслами. Это был 1998
год. Нашим юным путешественникам исполнилось по
8-9 лет. Со временем это оформилось в масштабный
краеведческий проект “Украина литературная”, к
которому приобщились также студенты факультетов
музыкального и театрального искусств.

Его целью является выучить,
проанализировать, обобщить знания про
историческое, краеведческое,
культурно-художественное наследие нашего края,
кроме того давалась оценка значимости и
актуальности этого проекта.

Круг задействованных учебных предметов


украинская литература, украиноведение, история
Украины, география, история искусства, рисунок,
живопись, графика, музыка, ораторское и
театральное искусство.

Способы исследования проблемы

– это
работа с первоисточниками, поиск и изучение
имеющихся учебных материалов, краеведческое
путешествие, сбор и сохранение информации в
форме записей, набросков, художественных работ,
анализ и обобщение полученной информации.

На подготовительном этапе создавались
творческие группы учеников
, в зависимости от
их профессиональной направленности: группа
странствующих художников, режиссерско-актерская
группа, группа музыкантов и исполнителей.

На технологическом этапе происходил подбор
и обработка информации по теме проекта:

обрабатывались первоисточники, писался
сценарий, его музыкальное сопровождение,
разрабатывались маршруты экспедиций, посещались
музеи и музейные заповедники и т.п.



На итоговом этапе анализируются и
группируются результаты, выводы, предложения,
рекомендации :
происходят творческие отчеты,
выставки-просмотры художественных работ,
постановка сценариев, написание собственных
музыкальных и хореографических композиций,
обсуждение результатов и разработка тематики
следующих проектов.

Конечно, со студентами работают
педагоги-консультанты по специальности,
учителя-предметники. На итоговый этап
приглашаются деканы факультетов, администрация,
сотрудники Академии.

Вот неполный перечень проектов, которые
состоялись:

  • Путешествие в Косов, Коломыю и Шешоры,
    знакомство с красотой родного края, народными
    ремеслами — июнь 1998 г.
  • Проект “Музыка и слово” — ноябрь 1998 г.
  • Пленэр “Зимняя Ворохта” — январь 1999 г.
  • Межтворческие проекты “ Осень…Зима в Луцке” (К
    130-летию со дня рождения Леси Украинки) — ноябрь,
    январь 2001 г.
  • Литературный вечер “Я – Мавка лісова…” -
    февраль 2001 г.
  • Творческие пленэры во Львов — (2000-2002 гг.)
  • Творческий вечер “Поэзия Лины Костенко” — март
    2002 г.
  • Поэтический салон “Женская муза” (ко Дню
    матери) — май 2003 г.
  • Межтворческий проект “Письмо в вечность” (К
    125-летию со дня рождения И. Нечуй -Левицкого) -
    ноябрь 2003 г.
  • Творческое путешествие в Переяслав -
    Хмельницкий музейный заповедник — октябрь 2004 г.

Национальное воспитание современного ребенка,
по моему мнению, состоит в том, чтобы ребенок
сызмала ощущал свой корень, свою родословную,
свою землю, ощущал это на запах, на вкус, на
прикосновенье, на слух. И до сих пор мои студенты
вспоминают журчание Шешорских водопадов, вкус
рождественского кушанья наших хозяев в Ворохте,
торжественность и приподнятость щедривок и
колядок ґаздивского ( газда — крепкий хозяин)
рождественского хора, аромат осенних, зимних
Карпат, шелест листвы в Софиевском,
Александрийском парках, Переяславском
заповеднике, отголосок шагов на львовских,
луцком, косовских, бахчисарайских улочках,
прикосновенья к вечному камню Луцкого, Олеского,
Подгорецкого замков, дымящегося солнцем камня
Чуфут-Кале. Это сохранилось в их памяти, в их
произведениях.




Следующий: