Проектный урок по географии Зональная специализация селького хозяйства. 9-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,71 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему теорию, наглядные карточки, тест, затем защищает свою работу. Во время защиты другие группы должны задавать вопросы по заслушанной теме на уточнение и понимание материала, так как в конце урока проводится проверочное задание по отраслям АПК на понимание темы на оценку.

Подготовительный этап:

  1. Формирование групп
  2. Выявление проблемы, целеполагание, планирование
  3. Практическое применение ЗУН
  4. Обучение презентации, рефлексия
  5. Итоги

Оборудование: схема «Природные зоны России», компьютерная презентация, листы с заданиями, таблицы, наглядный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума (с компьютерной поддержкой).

План урока:

  • Разнообразие климата России
  • Зональная специализация земледелия
  • Зональная специализация животноводства

Ход урока

Актуализация

Все готовы к уроку, необходимое лежит на партах, тогда начнем наше занятие. Но какому объекту изучения оно будет сегодня посвящено, попробуем определить из стихотворения.

Ученик 1:

Поля укрыты белой пеленой.
Зима. Морозы. Снег лежит глубокий
А там под ним, прильнув к груди земной,
Хлеба берут живительные соки.

Не бодрствуют они, но и не спят:
В полудремоте ждут поры весенней,
Снега сойдут и птицы прилетят,
И солнце щедро обогреет Землю.



Разбудит трактор поля тишину,
И жаворонок песнею зальётся,
Труд земледельца славя и весну,
И новая страда в селе начнётся.

Страда в селе, считай что, круглый год:
Ремонтная, за нею посевная…
Но с нетерпеньем земледелец ждёт –
Ту, главную, уборку урожая.



– Итак, кто определил из этого стихотворения объект изучения нашего урока? (Ответ: Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство.)

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности– пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной. Т.е. играет важную роль в экономике страны. Россия — традиционно сельскохозяйственная страна. Поэтому нам нужно познакомимся с сельским хозяйством России. Дело в том, что сельское хозяйство является главным звеном АПК.

Работа по схеме

Сельское хозяйство представлено двумя направлениями: земледелием и животноводством

– Скажите, какова главная задача сельского хозяйства? /Ответ: обеспечить продуктами питания население страны, сырьем – легкую, текстильную промышленность/

– Поднимите руки, кто из вас любит ананасы, бананы, киви, крупный и сладкий виноград и насколько часто эта продукция бывает на наших столах? / не часто/

– А почему? /В нашей местности она не растет – климат не благоприятный для этих культур в нашей местности, а покупать привезенную – дорого/

– Т.е. вы хотите сказать, что для сельского хозяйства характерна сильная зависимость от природных условий. Так? /да/

– Но природные условия в России разнообразны и зональны (это мы с вами рассмотрели и доказали на прошлом уроке), а значит, можно сказать, что зональна будет и сельскохозяйственная деятельность? /да/

– А что это означает? Как иначе можно сказать, что сельское хозяйство зонально? /т.е. разные природные зоны специализируются на выращивании разных культурных растений и разведении разных пород животных/.

– Но возникает вопрос: Как узнать, на выращивании, каких растений и разведении, каких животных специализируется каждая природная зона в стране?

– Вот какую проблему вам нужно разрешить на уроке: специализация природных зон на отраслях растениеводства и животноводства.

– Какую гипотезу-предположение вы можете выдвинуть для решения сложившейся проблемы. /узнать требования растений к природным условиям, условия разведения разных пород домашних животных, разнообразие природных условий, а затем установить соответствие между природными факторами и условиями, необходимыми для отдельных растений и животных/ (Ответ: гипотеза: если отрасли сельского хозяйства не требовательны к определенным природным условиям, то они могут быть развиты во всех регионах России)

– В ходе работы мы попробуем доказать или опровергнуть это предположение

– Вы уже можете дать ответ, устанавливающий соответствие между природной зоной и выращиваемыми в ней растениями и животными? (ответ: Нет)

– Тогда нужно перейти к изучению темы «Зональная специализация сельского хозяйства».



– Исходя из темы урока, скажите, какой результат мы должны получить? /набор культурных растений и домашних животных по каждой природной зоне/

– Ребята, подумайте и сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы на уроке /записать на доске/

–А общая цель работы звучит так. Цель работы: Показать зональную специализацию растениеводства и животноводства в России на схеме.

– Какие мы должны решить задачи, для того, чтобы достичь поставленной цели?

Создадим модель решения.

(Ответ: Задачи:

  1. Вспомнить природные зоны России и их климатические особенности;
  2. Определить требовательность культурных растений к теплу, влаге и почве; сопоставить требования с климатом природных зон, заполнив схему «Зональная специализация зерновых культур», «Зональная специализация технических культур»;
  3. Определить факторы размещения отраслей животноводства; заполнить схему «Зональная специализация животноводства».)

Форма работы – групповая; работать будут три группы. Каждая группа будет выполнять свое задание, связанное с одной из поставленных задач.

– С первой задачей группы познакомятся самостоятельно, используя схему «Климатические особенности природных зон России». Заполненную на прошлом уроке.

– Работать мы будем по плану:

  1. Зональная специализация зерновых культур (1 группа) – Приложение 1
  2. Зональная специализация технических культур (2 группа) – Приложение 2
  3. Зональная специализация животноводства (3 группа) – Приложение 3
Природные зоны Зерновые культуры Технические культуры Отрасли животноводства
Тундра и лесотундра оленеводство
Лесная зона Ячмень, рожь лен скотоводство
Степи и лесостепи Пшеница, ячмень Сахарная свекла, подсолнечник Свиноводство, птицеводство, коневодство,
Полупустыни, горы Верблюдоводство, овцеводство

Инструментарий для выполнения работы разложен на партах:

Время выполнения работы – 10 мин

(Группы выполняют мини-проект, включающий:

  • Цель:
  • Задачи:
  • Работа с источниками информации
  • Практическая часть
  • Вывод
  • Презентация работы (защита проекта))

Защита групповых мини-проектов

Подведение итогов. Заключение.

Группы успешно справились с заданиями, сделав выводы, т.о. решили поставленные задачи. Давайте посмотрим, достигли ли мы цели урока.

Цель работы: Показать зональную специализацию растениеводства и животноводства в России на схеме.

Ну что же достигли мы и цель урока. Но в начале урока нами было выдвинуто предположение-гипотеза.

гипотеза: если отрасли сельского хозяйства не требовательны к определенным природным условиям, то они могут быть развиты во всех регионах России.

Опровергли или доказали мы свое предположение? (опровергли)

А что именно опровергли? (растения и животные сельского хозяйства имеют свои требования к природным условиям, поэтому не могут быть развиты по всем природным зонам одинаково, значит сельское хозяйство зонально)

Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.

Мы знаем, какие культуры мы можем вырастить в наших условиях, в той местности, в которой живем. Мы знаем об особенностях разведения домашних животных нашего поселка. Но благодаря этому уроку, вы будете знать, откуда поступает к нам мука, крупа, фрукты, мясо, шерсть, масло, яйцо, которое не производится в нашей местности. И сможете спокойно для себя ответить на вопрос: «Почему растут цены на крупу или масло» — т.к. в районах производства культур возникли неблагоприятные явления, в результате чего урожайность снизилась; или «Как повлияет на здоровье хлеб, выпеченный из муки, выращенной в зоне повышенной радиации».

Закрепление: проводится тестирование – каждая группа составляет тест-задания по рассмотренной ею теме. Группы обмениваются тестовыми заданиями и выполняют их на оценку.

Оценивание: за выполнение мини-проекта, за ответы теста (взаимопроверка)

Результат проекта: учебно-наглядное пособие по теме «Зональность сельского хозяйства», в виде схем, диаграмм, тестов.

Домашнее задание: § 32. Создание исследовательского проекта «Животноводство п.Ушумун», «Культуры нашего огорода»

Проблема ждёт вашего решения. (проблема следующей темы)

В наши дни много внимания уделяется производству экологически чистых продуктов питания. Какими, на ваш взгляд, путями должна решаться эта проблема?

Рефлексия: Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.

  • какой вопрос урока вам показался интересным?
  • что вызвало затруднение?
  • какие моменты урока вы бы исключили?
  • что бы вы хотели узнать более подробно?



Следующий: