Проектный метод как средство воспитания социально ориентированной личности

Каждый проект – это творчество, это
личностное знание, он расскажет о своем
создателе гораздо информативнее, чем безликая
оценка

.

Воспитание и обучение человека задача
сложная, многогранная, всегда актуальная. В
каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его
реализация во многом зависит от окружающих его
взрослых людей. Учитель, как никто другой,
способен помочь ему стать свободной, творческой
и ответственной личностью, способной к
самоопределению, самоутверждению и
самореализации.

Перемены в экономическом и
общественно-политическом строе России вынуждают
нашу школу пересмотреть прежние ценностные
приоритеты, целевые установки и педагогические
средства. Акцент переносится на воспитание
подлинно свободной личности, формирование у
детей способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, тщательно
обдумывать принимаемые решения и четко
планировать действия, эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю рабочих
группах, быть открытыми для новых мировых
контактов и культурных связей. В число важнейших
задач образования входит подготовка школьников
к реалиям жизни и труда в завтрашнем
высокотехнологизированном обществе. Это задачи
достижения жизненного успеха, социальной
компетентности, конкурентоспособности,
социального самоопределения. Такое обучение и
воспитание возможно лишь в процессе реальной
деятельности в открытом реальном мире.

Одним из эффективных средств решения
поставленных задач является проектный метод –
метод предполагающий организацию деятельности,
направленную на получение результата (продукта),
в ходе которой идет усвоение новых знаний и
действий.

Проектный метод позволяет отойти от
авторитарности в обучении, всегда ориентирован
на самостоятельную работу в сочетании с
групповой организацией деятельности, что
позволяет приобретать коммуникативные навыки и
умения (умение работать в группах в
разнообразных качествах, использовать широкие
человеческие контакты, разные точки зрения на
одну проблему). Это становится тем актуальней,
чем интенсивней развиваются средства
информационных коммуникаций, деловое и
культурное сотрудничество между людьми –
носителями разных культур мирового сообщества.

Метод проектов относится к активным
способам обучения. В процессе работы над
проектом происходит тесное личностное
взаимодействие ученика с учителем на принципах
равного партнерства, общение старшего по опыту
товарища с младшим с одновременным отсутствием
диктата со стороны учителя и достаточной
степенью самостоятельности для ученика Целью
организованной деятельности является получение
интересного для обучаемого результата –
результата работы над проектом – что является
сильным мотивантом.

Направленная поддержка процесса
созидательного и продуктивного, разумного и
творческого становления человеческой
индивидуальности и личности в конкретном
обществе; помощь в ситуациях социализации и
самореализации личности человека
(досугово-творческой, нравственно-эстетической,
эмоциональной, гражданской,
профессионально-трудовой и др.)

Работу по созданию проектов на уроке и
внеклассных мероприятиях осуществляю следующим
образом.

Первый этап

этап очень важен для
успеха работы методом проектов. В этот момент
важно подать идею проекта, но не определить его
содержание, как он должен выглядеть. Задача
ставится только в общих чертах. Ощущение свободы
выбора, участие в выборе и определении
направления проектной деятельности
обеспечивает сознательную работу учащегося в
осуществлении проекта, принятие целей проекта
как своих личных целей и в конечном итоге
положительную мотивацию работы над проектом, а
значит и всей учебной деятельности с ним
связанной.

На второй этапе идет выстраивание
организации будущей проектной деятельности
учащихся, в случае коллективной работы
распределение задач между группами участников,
определение амплуа каждого члена группы и их
взаимодействия, планирование работ.

На внеклассных занятиях организовываю
разновозрастные группы. Там постепенно
выделились те, кто хорошо освоил ту или иную
работу, каждому находится своя ниша, каждый
занимается делом, которое ему нравится, в котором
он успешен. Каждое действие (особенно в начале)
обсуждается коллективно, споры, убеждение,
согласие. В таких дискуссиях проявлялись ведущие
по деятельности ребята, вокруг которых, в свою
очередь образовывались рабочие подгруппы.

Для анализа степени включения индивида в
различные группы, а также положения, которое он
занимает в каждой из них, и его функциональных
возможностей по отношению к каждой группе
используются понятия социального статуса и социальной
роли
.

Социальный статус

обычно определяется как
ранг или позиция индивида в группе или группы, во
взаимоотношениях с другими группами. Социальная
роль
– это поведение, ожидаемое от того, кто
имеет определенный социальный статус. Нормы
культуры усваиваются в основном через обучение
ролям. Таким образом, социализация как
процесс обучения общепринятым способам и
методам действий и взаимодействий является
важнейшим процессом обучения ролевому
поведению
, в результате чего индивид
становится действительно частью общества.

В мои обязанности, как координатора,
входит организация работы всей группы, помощь в
освоении новых технологий и программных средств,
оценка проделанной работы отдельных групп. В
этот момент роль учителя многообразна, с одной
стороны решение педагогических задач
становления личности в условиях интенсивного
трудового и творческого процесса, со второй –
организация и координация работ большого
творческого коллектива. Этот этап важен для
решения такой учебно-воспитательной задачи как
формирование самостоятельности школьников в
целеполагании и планировании своей и групповой
деятельности.

Третий этап

— “Постановочный”
– заключается в формулировании задачи первого
шага по осуществлению проекта. Учитель должен
помнить, что задача формулируется так, чтобы, с
одной стороны, достичь учебно-воспитательной
цели данного шага проекта, а с другой, дать
максимальную свободу для творческого ее
выполнения учениками.

Четвертый этап



назовем “Проектный
шаг”
. Здесь организуется и проводится работа
над поставленной задачей.

В процессе работы организуется
взаимодействие, взаимопомощь учащихся, учитель
поощряет и направляет самостоятельный поиск
необходимой информации, помогает сам, когда
исчерпаны все возможности самостоятельной
работы учащихся, по мере востребованности вводит
в арсенал новые знания, организует практическую
работу. Каждая шаговая задача должна приводить к
вполне ясному для учеников результату в ясной
связи целью всего проекта.

Простейший путь достижения
согласованного исполнения обязанностей –
разделение всех видов деятельности на множество
предписанных ролей и обучение каждой личности
заранее определенному набору ролей. После
первого ролевого обучения, предписанные роли
должны назначаться в соответствии с некоторыми
критериями, известными как «путь достижения
успеха».

На завершающем этапе подводятся
итоги работы учеников, дается качественная
оценка проделанной работы по осуществлению
проекта, всего узнанного и приобретенного. Она,
безусловно, положительная, даже если проект
осуществлен не на 100% или что-то не получилось.
Подводятся итоги воспитательного характера.
Групповая работа, совместное взаимодействие,
творчество учеников, самостоятельность,
проявленная, приобретенная, закрепленная – все
это, несомненно, положительные результаты,
требующие обобщения и оглашения. Презентация
важна в первую очередь для ученика. Ученик
сам видит, насколько удачно он поработал, отметка
становится менее важным фактором по сравнению с
достижением цели проекта или его промежуточных
результатов. Не менее весомой для ученика
становится оценка учителем его личностных
качеств, проявленных в процессе работы
(усидчивость, находчивость, воля в преодолении
трудностей, аккуратность, кропотливость,
сообразительность и другие). Вопросы воспитания
и самовоспитания приобретают большую значимость
для развивающейся личности. Появляются реальные
условия для бесконфликтной педагогики,
воспитания самокритичности, обучения
самоанализу и рефлексии.

Чувство самоуважения также социально
обусловлено. Личность уважает себя в зависимости
от восприятия того, как она оценивается другими,
особенно теми другими, мнение которых для нее
особенно важно. Если это восприятие
благоприятно, у человека развивается чувство
самоуважения. В противном случае он будет
считать себя недостойным и неспособным.

Работа, организованная в рамках
технологии проектного обучения, интересна и мне
и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее
и интереснее становятся их работы. Постепенно
они включаются в поисковую деятельность.
Учащиеся учатся работать с информацией, собирая
материал из различных источников, проявляют свою
творческую фантазию. В настоящее время все
больший объем работы они пытаются выполнять
дома. Сам проект до этапа презентации стараются
держать в секрете.

Каждый личностный опыт уникален, никому в
точности не удается повторить его. Можно также
отметить, что картина индивидуального опыта
усложняется тем, что личность не просто
суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый
человек не только складывает инциденты и
события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене,
но их значение он преломляет через свой прошлый
опыт, а также опыт своих родителей, близких,
знакомых.

Важным компонентом при организации
обучения проектным методом является социальное
взаимодействие
, поскольку межличностное
общение, построенное по определенным принципам,
позволяет создать атмосферу творчества,
комфортности, что способствует проявлению
индивидуальности каждого ученика.

Межпредметные проекты позволяют
актуализировать субъектный опыт школьников,
ранее приобретенные знания на других предметах и
в повседневной жизни, становятся
востребованными на различных уроках, учитель
реально показывает значимость этих знаний, тем
самым, формируя у школьников желание их
пополнять и расширять.

Как показывает практика, знания,
приобретенные и контролируемые самостоятельно
или в диалоге с одноклассниками приобретают
особую ценность и значимость. Совместные
размышления, поиск истины требуют работы с
дополнительными источниками информации;
развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
Таким образом, помимо знаний, у детей
формируются навыки социального поведения и
интереса к другому, как источнику познания
.

Цель урока:

организация деятельности
учащихся, обеспечивающая усвоение имеющихся
знаний и способов действий на уровне применения
знаний в новой ситуации.

Задачи урока

образовательные:

способствовать
формированию навыков применения знаний в новой
ситуации;

воспитательные:

воспитание мотивов учения,
положительного отношения к знаниям,
эстетических взглядов, добросовестного
отношения к труду;

развивающие:

развитие
аналитико-синтезирующего мышления,
познавательного интереса, умений учебного труда.

Тип урока:

урок совершенствования знаний,
умений и навыков, целевого применения
усвоенного.

Вид урока:

урок-практикум

Оборудование:

компьютер для каждого
учащегося, мультимедийный проектор, экран,
карточки с заданием, памятки.

Литература и информационные источники

Угринович Н.Д. Информатика и информационные
технологии. 8 кл. Изд-во: БИНОМ, 2004г.

Образовательный сайт Министерства образования
России. Выпуск № 26, раздел: “Мир профессий”

Информационная карта
урока

Схема

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4




Следующий: