Проектные технологии на уроках информатики в 5-м классе. Действия с фрагментами текста


Основная цель:

отрабатывать навык
самостоятельного отбора и анализа, обобщения и
представления материала по теме «Наши имена»,
расширить кругозор детей по теме «Наши имена».

Образовательные:

  • отрабатывать навык работы на ПК с программой
    блокнот;
  • познакомить с приемами копирования фрагментов
    текста через буфер обмена;
  • научить применять знания на практике;
  • осуществить межпредметную связь
    информатика-литература- русский язык — история.
  • Развивающие:

  • Развивать исследовательские умения и навыки
    групповой проектной деятельности.
  • Развивать навыки и умения применения
    информационных технологий.
  • Развивать речевые навыки.
  • Воспитательные:

  • Воспитывать личную ответственность за
    выполнение коллективной работы.
  • Повышать мотивацию к учебной деятельности и
    самостоятельности.
  • Предупреждать утомляемость через смену видов
    деятельности.
  • Технологии:

    работа в группах, учебное
    проектирование, компьютерные,
    здоровьесберегающие.

    Оборудование:

    компьютерное обеспечение,
    проекты учащихся.

    Ход занятия

    I. Организационное начало


    На урок пришли вы в класс,
    Настроенье, как у вас?
    Вам сегодня предстоит
    На вопросы отвечать
    Свое имя изучать.
    Вместе будем заниматься,
    И, конечно, все стараться.
    Приготовились?
    Тогда, в добрый путь
    Вам всем, друзья!

    II

    . Вступительное слово учителя.

    Мы продолжаем с вами осваивать редактор
    Блокнот и работать над проектом «Наши имена». Прилодежние 1.

    Может ли человек жить без имени? Этот вопрос
    вызовет у вас только улыбку! А как же тогда
    различать людей? Как к ним обращаться? У многих
    народов, в том числе у русских, данное в детстве
    имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого
    имени есть своя история происхождения.

    Славянские имена самые старые из тех. Что дошли
    до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав,
    Владимир, Людмила. Что они означают? На этот
    вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание
    слова: Святослав-святая слава, Владимир -
    владеющий миром, Людмила — людям милая.

    Во времена Древней и Московской Руси многие
    имена были прозвищами. Родился мальчик с черными
    волосами — назвали его Чернышем. Белокурую
    девочку — Беляной. Часто имя было связано с
    ростом и внешностью человека, его характером.
    (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).

    Иногда давали имена по названиям животных,
    растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые
    предполагают, что они связаны с древними
    верованиями наших предков, которые обожествляли
    природу.

    После принятия христианства на Руси стали
    давать имена из перечня святых, помещенных в
    церковном календаре.

    Русский писатель В.Г.Короленко писал: «В нашей
    семье был обычай — не обижать святых и давать
    имена по святцам, какой святой приходился в день
    рождения — того и приглашали в покровители.
    Таким образом, отец мой получил имя Галактиона,
    его брат:щеголял редким именем Никтополион. Мои
    братья получили Юлиана и Иллариона, и родись я в
    день святого Псоя, быть мне Псоем Короленко. Но к
    счастью, я родился на Владимира»

    Многие творческие натуры Востока — например,
    японские художники и писатели — в надежде
    переменить судьбу и обрести новое вдохновение за
    свою жизнь меняли имя трижды, доставляя немало
    хлопот будущим исследователям.

    III. Проверка творческого домашнего задания
    «Толкование имен».

    1. Ребусы

    А как же зовут вас? Сейчас мы узнаем, разгадав
    ребусы, которые вы составляли дома. (Дети
    разгадывают ребусы, в которых зашифрованы их
    имена.)

    2. Сообщения и выступления детей.

    А знаете ли вы, почему ваши родители дали вам
    такое имя? Знаете ли, его толкование?

    Высказывания детей о том, почему их так назвали
    родители и повлияли ли знания значения имени на
    выбор имени?

    Выступления детей собиравших информацию о
    значении своих имен.

    А как ласково вас называют дома, вы напечатаете
    на компьютере.

    IV. Практическая работа за
    компьютером.

    1. Правила ТБ.

    2. Актуализация базовых знаний. Работа по
    вопросам:

    Как запустить программу Блокнот?

    Что является важным элементом окна?

    Зачем нужны скрытые меню?

    Из чего состоит строка меню окна Блокнот?

    3. Самостоятельная работа с последующей
    проверкой.

    Дети печатают свои ласковые имена, начиная
    каждое с новой строки, затем строки
    соединяют
    .

    V. Объяснение нового материала.

    Работая с программой Блокнот, вы убедились, что
    компьютерный текст легко исправлять. Сегодня вы
    научитесь переставлять части текста, а также
    копировать повторяющиеся слова и предложения и
    вставлять их по мере надобности. Чтобы выполнять
    эти действия, прежде всего, необходимо научиться
    выделять текст. Выделенная часть компьютерного
    текста называется фрагментом (показать
    правописание нового слова)
    .

    Чтобы выделить текст:

    • подведите указатель мыши к началу текста,
      который надо выделить;
    • перемещайте по тексту мышь с нажатой левой
      кнопкой (фрагмент выделяется полосой темного
      цвета).
    • выделяя фрагмент, мы указываем компьютеру, что
      именно с этой частью текста хотим выполнить
      какие-то действия.

    Чтобы скопировать фрагмент текста:

    • выделите фрагмент текста;
    • в меню Правка выберите команду Копировать.

    При выполнении команды Копировать фрагмент
    сохраняется в специальной области оперативной
    памяти, которая называется буфером обмена
    (показать правописание нового слова).
    Скопированный фрагмент хранится в нем до тех пор,
    пока вы не скопируете новый. Буфер обмена
    очищается при выключении компьютера.



    Чтобы вставить копию фрагмента в текст:

    • щелкните мышью в том месте, куда надо поместить
      копию фрагмента;
    • в меню Правка выберите команду Вставить.

    При выполнении команды Вставить копия из
    буфера обмена появляется в том месте, которое вы
    указали.

    Копирование в компьютерной программе можно
    сравнить с фотографированием. При
    фотографировании изображение сохраняется на
    пленке. В дальнейшем с каждого кадра негатива
    можно сделать сколько угодно фотографий. Точно
    так же фрагмент, хранящийся в буфере обмена,
    можно вставлять многократно в любые места
    текста.

    Чтобы стереть фрагмент текста:

    • выделите текст, который надо удалить;
    • нажмите клавишу Backspace.

    Чтобы переставить текст:

    • выделите фрагмент текста;
    • в меню Правка выберите команду Вырезать;
    • щелкните мышью там, куда вы хотите поместить
      копию фрагмента;
    • в меню Правка выберите команду Вставить.

    VI

    . Отработка практических навыков.

    (Во время работы учащихся за компьютерами
    звучит классическая музыка. Учитель оказывает
    консультационную помощь)

    Задание 1.

    Вставка нескольких копий фрагмента
    в текст. Приложение 2.

    Записать все падежные формы своего имени. При
    выполнении использовать прием копирования и
    вставки фрагмента.

    Задание 2.

    Перестановка фрагментов текста. Приложение 3.

    А)

    Переставьте слова или строки так, чтобы
    получились известные частушки.

    Михаил пример решал,
    А Сергей ему мешал.
    Вот, ребята, всем пример,
    Как нельзя решать пример.

    Наш Сергей на той неделе
    Сдал учителю тетрадь.
    Тот не знает, что с ней делать-
    Чистить, мыть или стирать.

    Миша с музыки сбежал,
    На ботанику попал.
    Был ответ его не плох:
    До, ре, ми, фасоль, горох.

    Наш Сергей- вратарь сверхловкий,
    Ловит парень каждый мяч.
    А в диктанте он ошибок
    Пропускает- ну, хоть плачь!

    Сунул Миша руки в брюки,
    Размышляет: как же быть?
    Надо б вынуть, вроде, руки,
    Да нельзя- забыл помыть!

    Хоть оценки и не очень,
    Наш Сережа знаменит,
    Потому что, между прочим,
    Он ушами шевелит.

    Б)

    Народная мудрость, пословицы и поговорки,
    не обошли стороной нашу тему, не остались
    «безымянными». Приложение 4.

    Каждая Аленка хвалит свою буренку.

    Наш Андрей никому не злодей.

    На всякого Егорку есть поговорка.

    Проснулась Ульяна не поздно, не рано — все с
    работы идут, а она тут как тут.

    Какие пословицы и поговорки с именами знаете?

    В)

    Многие поэты посвящали стихи своим детям, в
    своих стихотворениях для детей рифмовали имена. Приложение 5.

    МИХАИЛ.


    Мишенька-сыночек,
    Словно огонечек,
    Светлый и веселый,
    Радует семью.
    Утром просыпается -
    Смехом заливается,
    Вечером баюкает
    Сестреночку свою.

    СЕРГЕЙ


    Быстры-быстры ноженьки
    У нашего Сереженьки.
    Бежит он по дорожке,
    Уже устал немножко,
    А все ж бежит, старается,
    И, в общем, получается!

    VII

    . Зрительная физминутка.

    Ребята, давайте немного отвлечемся. Посмотрите
    на меня и носиками напишите свое имя. А теперь
    посмотрите в даль, на кончик носа, и сделайте
    круговые движения зрачками сначала в одну
    сторону, затем в другую.

    VIII. Исследование. Самооценка.

    Сегодня каждый из вас закончил работу на
    компьютере с определенным настроением. Какое оно
    у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

    Для того чтобы передать эмоциональное
    настроение, при работе на компьютере используют
    смайлики (от англ. smiley — улыбаться). Смайлик — это
    картинка, составленная из букв и специальных
    знаков, которая выражает какое-то чувство или
    настроение. Смайлики вы можете употреблять и в
    записках, которые пишите своим друзьям.

    Большинство из смайликов — это изображение
    глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти
    рожицы, нужно повернуть голову набок.

    Оцените себя, используя смайлики.

    IX

    . Активизация познавательной
    деятельности.

    Знаете ли вы, что: интересные сведения,
    связанные с именами.

    На Руси всех детей до крещения называли
    Богданами.

    Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло
    Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено
    Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис
    Пикассо.

    У Вольтера было около 200 литературных
    псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван
    Альтов и Жан Плаков.

    Двух одинаковых имён в племени Качанов
    (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются
    близнецы, возникают трудности, так как по
    качинским поверьям близнецы — это один человек в
    двух лицах. Тогда в силу вступает специальный
    обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают
    три раза по очереди засунуть руку в кувшин с
    рисом. Одна из рисинок окрашена в красный цвет.
    Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же
    отныне будут звать просто «Второй».

    X. Домашнее
    задание.

     1.10 стр.26-27, раб.тетр. №38-39, продолжить работу
    над проектом.

    XI. Итог работы.

    Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

    Чему научились?

    Что запомнилось из сегодняшнего урока?

    Что удивило и что поразило?

    Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

    XI

    I. Выставление
    отметок

    Молодцы ребята, хорошо потрудились. Благодарю
    за работу, до скорой встречи!




    Следующий: