Проектные технологии на уроках информатики из опыта работы

Сегодняшний день — время модернизации системы
образования, которая ставит глобальную цель:
подготовить выпускников, владеющих современными
технологиями и в силу этого способных
адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Достигнуть этой цели невозможно без
использования современных педагогических
технологий. Для меня одной из таких технологий
стала проектная технология, которая позволяет
школьнику рационально сочетать теоретические
знания и их практическое применение для решения
конкретных проблем окружающей действительности
и гибко адаптироваться в меняющихся жизненных
ситуациях. Проектная технология позволяет
ученикам перейти от усвоения готовых знаний
(созерцательного интереса) к их осознанному
приобретению (познавательному интересу). При
использовании проектной технологии
существенным образом меняются формы учебной
деятельности, реализуются деятельностные
подходы, увеличивается объем используемых
средств для процесса обучения, расширяются рамки
каждой учебной темы.

Проектная технология

– это педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых. Используя проектную
технологию в своей работе, ставлю перед собой цели:

  1. Повысить мотивацию учащихся при изучении
    информатики и ИКТ.
  2. Реализовать свой интерес к предмету
    исследования, приумножить знания о нем.
  3. Продемонстрировать уровень обученности
    предмету.
  4. Показать умения отдельного ученика или группы
    учеников использовать приобретенный в школе
    опыт для решения познавательных и практических
    задач (создать продукт своего собственного
    труда).
  5. Подняться на более высокую ступень
    образованности, развития, социальной зрелости.

Применяя проектную технологию, мне удается
решить образовательные и воспитательные задачи:

- развить воображение, фантазию, критическое и
творческоое мышление, самостоятельность,
целеустремленность, потребность в
самообразовании и другие личностные качества
обучающихся;

- развить умения:

  • планировать и организовывать свою деятельность
    на практике;
  • ориентироваться в информационном пространстве;
  • интегрировать знания из различных областей
    наук;
  • сопоставлять свои возможности и свои интересы;
  • оценить результаты, исходя из первоначальных
    целей и задач;
  • устанавливать общественную, культурную и
    профессиональную ценность практической
    деятельности.

В своей педагогической деятельности я опираюсь
на методику классификации проектов по Полат
Е.С.:

1. По характеру доминирующей в проекте
деятельности:

  • поисковый (поисковая деятельность);
  • исследовательский (исследовательская
    деятельность);
  • творческий (творческая деятельность);
  • игровой (ролевая деятельность);
  • практико-ориентированный (прикладная
    деятельность);
  • ориентированный
    (ознакомительно-ориентированная деятельность).

2. По предметно-содержательной области:

  • монопроект (в рамках одной области знаний);
  • межпредметный (на стыке различных предметных
    областей).

3. По характеру координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий);
  • скрытый (неявный, имитирующий участника
    проекта);
  • телекоммуникационный.

4. По характеру контактов:

  • среди участников одного региона (страны, разных
    стран мира);
  • среди участников одного города;
  • среди участников одной школы;
  • среди участников одного класса.

5. По количеству участников проекта:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный (массовый).

6. По продолжительности:

  • длительный (несколько недель или месяцев);
  • краткосрочный (от нескольких минут на уроке до
    нескольких уроков).

Основные требования к использованию
проектной технологии можно определить
следующими критериями:

  1. Наличие значимой в исследовательском,
    творческом плане проблемы/задачи, требующей
    интегрированного знания, исследовательского
    поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная
    значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Определение конечных целей
    совместных/индивидуальных проектов.
  5. Определение базовых знаний из различных
    областей, необходимых для работы над проектом.
  6. Структурирование содержательной части проекта
    (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов:
    1. определение проблемы, вытекающих из нее задач
      исследования;
    2. выдвижение гипотезы их решения, обсуждение
      методов исследования;
    3. оформление конечных результатов;
    4. анализ полученных данных;
    5. подведение итогов, корректировка, выводы.

Исходя из практического опыта, я планирую
содержание учебного проекта и этапов его
проведения следующим образом:

  1. Продумывание учителем темы проекта.
  2. Выбор возрастной категории учащихся.
  3. Формулировка основополагающего вопроса.
  4. Формулировка вопросов учебной темы.
  5. Формулировка содержательных вопросов для
    исследований учащихся.
  6. Формулировка дидактических целей проекта.
  7. Формулировка методических задач.
  8. Формулировка проблемы (выбор темы
    индивидуальных исследований учащихся).
  9. Выдвижение гипотез решения проблем.
  10. Определение творческого названия проекта.
  11. Формирование групп для проведения исследований
    и определение формы представления результатов.
  12. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально
    или в группе.
  13. Обсуждение возможных источников информации,
    вопросы защиты авторских прав.
  14. Самостоятельная работа учащихся в группах,
    обсуждение заданий.
  15. Самостоятельная работа групп.
  16. Подготовка презентации по отчету о проделанной
    работе.
  17. Защита полученных результатов и выводов.
  18. Оценивание результатов проекта обучаемыми и
    преподавателем.

Проектная технология позволяет учащимся
выступать в роли авторов и созидателей. Лучшие
проекты рекомендуются для участия в
научно-практических конференциях, всероссийских
и международных конкурсах.



В рамках базового курса информатики и ИКТ я
чаще всего использую проектную технологию на
уроках контроля и обобщения знаний. Проектная
деятельность становится ведущей на уроках
информационного цикла в старших классах. Каждый
проект соотносится с определенной темой (Приложение 1). Примеры проектных
работ (Приложение 2, Приложение
3, Приложение 4, Приложение 5,
Приложение 6)
.

Анализируя свой опыт работы с применением
проектной технологии, я сформулировала
некоторые рекомендации при выполнении
проектной работы:

  • поскольку проектная работа дает возможность
    учащимся выражать собственные идеи, важно не
    слишком явно контролировать и регламентировать
    школьников, желательно поощрять их
    самостоятельность;
  • проектные работы являются, главным образом,
    открытыми, поэтому не может быть четкого плана их
    выполнения;
  • большинство проектов выполняется отдельными
    учащимися, но проект будет максимально
    творческим и продуктивным, если он выполняется в
    группах (самостоятельно дома или на уроке).

Практика показала, что использование проектной
технологии эффективно на всех ступенях средней
общеобразовательной школы, однако ее
целесообразно использовать в образовательном
процессе как дополнение к другим видам обучения,
а не замещение. Участие в проекте позволяет
приобрести школьнику уникальный опыт,
невозможный при других формах обучения. Учащиеся
с разным уровнем подготовки могут участвовать в
проектной работе в соответствии со своими
возможностями. Важно обогатить практику
многообразием личностно-ориентированных
технологий, одной из которых является проектная
технология, которая имеет богатые дидактические
возможности как для внутрипредметного, так и для
межпредметного обучения.

Список литературы.

  1. Полат Е.С. “Новые педагогические и
    информационные технологии в системе
    образования” — М.: “Академия”, 2005.
  2. Ширшов Е.В. “Информационно-педагогические
    технологии: ключевые понятия: словарь” -
    Ростов-н/Д: “Феникс”, 2006.
  3. Лапчик М.П. “Методика преподавания информатики:
    учебное пособие для студентов педагогических
    вузов” — М.: “Академия”, 2001.
  4. Поливанова К.Н. “Проектная деятельность
    школьников: пособие для учителя” – М.:
    “Просвещение”, 2008.



Следующий: