Проектно-исследовательская деятельность учащихся в обучении географии

Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.

А. Дистервег

С чего начинается исследование? С удивления…

Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как
само собой разумеющееся и не подлежащее
сомнению. Но однажды задается вопросом: “А
почему это именно так, а не иначе?”. С этого
момента человек, не довольствуясь уже готовыми
схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно –
начало поиска, начало исследования…

Потребность ребёнка в исследовательском
поиске обусловлена биологически. Неутолимая
жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире традиционно рассматриваются как
важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность —
естественное состояние ребенка, он настроен на
познание мира, он хочет его познавать. Именно это
внутреннее стремление к исследованию порождает
соответствующее поведение и создает условия для
того, чтобы психическое развитие ребенка
изначально разворачивалось как процесс
саморазвития. [1]

Одна из важнейших задач учителя в современных
условиях уметь создать среду, провоцирующую
учащегося на появление вопросов и желание найти
ответы, то есть на проявление черт
исследовательского поведения. В фундаменте
исследовательского поведения — психическая
потребность в поисковой активности. Она
выступает в качестве мотива — двигателя, который
запускает и заставляет работать механизм
исследовательского поведения. Л.С. Выготский
писал об учебной мотивации. «…
Психологический закон гласит: прежде, чем ты
хочешь призвать ребенка к какой-либо
деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о
том, чтобы обнаружить, что он готов к этой
деятельности, что у него напряжены все силы,
необходимые для нее, и что ребенок будет
действовать сам, преподавателю же остается
только руководить и направлять его
деятельность».[2]

Исследовательское поведение — один из
важнейших источников получения ребенком
представлений о мире. В педагогической
психологии и педагогике есть специальный термин
— “исследовательское обучение”. Так именуется
подход к обучению, построенный на основе
естественного стремления ребенка к
самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения —
формирование у учащегося способности
самостоятельно, творчески осваивать и
перестраивать новые способы деятельности в
любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская деятельность учащихся
служит достижению одной из важнейших целей
образования – научить детей мыслить
самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы,
привлекая знания из разных областей науки.

Таким образом, понимание учебного исследования
как образовательной технологии общего
образования, способствующего развитию личности,
повышению ее творческого потенциала,
самоидентификации и самоопределения, задает
современный контекст ее рассмотрения как
эффективного способа общего образования.

Под исследовательской деятельностью понимают
деятельность учащихся под руководством
педагога, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие
основных этапов, характерных для научного
исследования. [2]

Перечислим их:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной
    проблематике;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ и
    обобщение;
  • собственные выводы и их сравнение с
    литературными данными;
  • создание конечного продукта исследования.

Исследовательская деятельность учащихся
направлена на выявление сущности изучаемых
явлений и процессов, открытие и систематизацию
субъективно и объективно новых знаний, поиск
закономерностей, описание, объяснению, описанию,
проектированию.

Понятно, что правильно структурировать
исследовательскую деятельность учащегося может
только грамотный и заинтересованный в этом
отношении учитель.

Главной целью учителя в реализации
исследовательской деятельности учащихся
является создание условий для развития
творческой личности, её самоопределения и
самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются
следующие задачи:

  • формирование интереса и склонности учащихся к
    исследовательской деятельности, умений и
    навыков проведения исследований;
  • развитие интереса к познанию мира, сущности
    процессов и явлений;
  • развитие умений самостоятельно, творчески
    мыслить и использовать их на практике;
  • формирование у учащихся потребности к
    самопознанию, саморазвитию, самореализации;
  • способствовать мотивационному выбору
    профессии.

Пути достижения целей:

  • знакомство учащихся с методами научного
    познания;
  • реализация принципов педагогики
    сотрудничества, личностно-ориентированного
    обучения при организации учебно-воспитательного
    процесса.
  • организация коллективных и
    индивидуально-групповых исследований на уроке;
  • разработка системы домашних заданий
    исследовательского и творческого характера;
  • развитие научного сотрудничества со
    специалистами, учеными

Таким образом, исследовательское обучение –
особый подход к обучению, построенный на основе
естественного стремления ребёнка к
самостоятельному изучению окружающего мира, в
результате которого происходит формирование у
учащегося готовности и способности
самостоятельно, творчески осваивать и
перестраивать новые способы деятельности в
любой сфере человеческой культуры.

Исследовательское обучение направлено на
развитие у ученика умений и навыков научного
поиска. Первой стадией исследовательской
деятельности является формирование
исследовательских умений. Для развития
исследовательских умений необходима такая
организация учебного процесса, при которой
учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного
поиска и “открытия” новых знаний. Такое
обучение способствует созданию внутренних
условий для продуктивного использования
стратегий поиска, понимания, восприятия,
запоминания нового. Учитель должен лишь задавать
направление исследования, а его осуществление
должно предоставляться самому ученику.

Существуют различные толкования термина
“исследовательские умения”. Вот некоторые из
них:

  • способность самостоятельных наблюдений,
    опытов, приобретаемых в процессе решения
    исследовательских задач;
  • исследовательские умения представляют собой
    умения применять тот или иной метод исследования
    при решении данной проблемы или
    исследовательского задания.
  • владение сложной системой психологических и
    практических действий, необходимых для
    познавательной деятельности во всех видах
    учебного труда;
  • базовые компоненты личности, выражающие
    ведущие характеристики процесса
    профессионального её становления, отражающие
    универсальность её связей с окружающим миром,
    инициирующие способность к творческой
    самореализации, определяющие эффективность
    познавательной деятельности в любую область
    познавательной и практической деятельности. [3]

Таким образом, под исследовательскими умениями
мы понимаем системное образование личности
учащихся, включающее в себя готовность к
мотивированной, осознанной, интегрированной
исследовательской деятельности в соответствии с
поставленной целью.

Исследовательские умения включают два
основных компонента:

  • мотивационный, который формируется под
    воздействием целей новой деятельности;
  • содержательный, включающий уже имеющуюся у
    человека систему умений и навыков.

К исследовательским обычно относят умения:

  • видеть противоречия
  • устанавливать предмет и объект исследования
  • формулировать проблему, цель и задачи
    исследования
  • самостоятельно планировать деятельность по
    этапам
  • оценивать промежуточные результаты и
    корректировать свои действия
  • собирать и анализировать информацию
  • использовать общенаучные и частнонаучные
    методы
  • оформить результаты творческих достижений
  • обосновывать собственную точку зрения
  • оценивать свою деятельность, рефлексировать

Исследовательские умения служат основой
включения учащихся в научно-исследовательскую
деятельность, в результате которой
осуществляется процесс познания мира, своего
“я” и себя в этом меняющемся мире.

Как отмечают сторонники исследовательского
обучения – учебный процесс в идеале должен
моделировать процесс научного исследования,
поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде
исследовательское обучение предполагает, что
учащийся ставит проблему, которую необходимо
разрешить, знакомится с литературой по данной
проблеме, анализирует собранный материал,
выдвигает гипотезу – предлагает возможные
решения проблемы, проверяет ее, на основе
полученных данных делает выводы и обобщения.



Рассмотрим формирование умений и навыков
исследовательской деятельности соответственно
этапам выполнения исследовательской работы.

Этапы исследовательской
работы
Развиваемые умения и навыки
исследовательской деятельности учащегося
выбора темы исследования, постановка
проблемы
способность видеть противоречия и
ориентироваться в современной научной
информации, устанавливать предмет и объект
исследования
постановка целей и задач исследования умение ставить цель и самостоятельно
планировать деятельность по этапам
знакомство с литературой ( книги,
архивы, СМИ, Интернет)
собирать, анализировать,
систематизировать новую информацию
выбор методов исследования,
планирование эксперимента
объективность, логичность и
абстрактность мышления;
проведение исследований трудолюбие, наблюдательность;
использовать общенаучные и частнонаучные
методы; оценивать промежуточные результаты и
корректировать свои действия
формулирование выводов умение кратко и логично излагать мысли
оформление отчета и презентации
исследования
умение оформить результаты достижений,
творческий подход
защита исследовательской работы ораторские способности,
ответственность, умение обосновывать
собственную точку зрения, оценивать свою
деятельность, рефлектировать

Конечно, обучение учебному исследованию
следует начинать с малого. Например, в обучении
географии я осуществляю трёхуровневую систему
развития умений исследовательской
деятельности:1 уровень — предполагает выполнение
заданий минимального уровня (на уровне
различения); 2 уровень — частично-поисковый,
предполагающий умение сравнивать,
анализировать, где предполагается задание типа:
выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в
изучаемом явлении причину и следствие; 3 уровень -
исследовательский, предполагающий умение
сформулировать вывод из серии наблюдений,
экспериментов, умение прогнозировать ситуацию,
опираясь на теорию. По результатам контроля
осуществляю коррекционную деятельность, которая
состоит из 2-х взаимосвязанных процессов:
коррекция деятельности учащегося и коррекция
собственной деятельности.

В своей практике я реализую учебные
исследования следующих направлений:

  • полевые исследования
  • экологические исследования
  • исследования в рамках предмета

В процессе организации полевой и экологической
исследовательской работы учащихся

  • нами был определен алгоритм поисковой
    деятельности учащихся:

1) изучение специальной литературы;

2) выбор района исследования;

3) выбор объекта исследования;

4) составление плана работы;

5) изучение карты района исследования,
изготовление схемы маршрута;

6) выбор методов и оборудования для проведения
исследования;

7) выбор алгоритма обработки и подачи
материалов исследования;

8) проведение полевых мероприятий;

9) внесение данных полевых исследований;

10) анализ района исследования;

11) корректирование карты района исследования;

12) составление и оформление документации
исследования;

13) оформление тематических карт и
исследовательской работы в целом.

В рамках данного направления учащиеся нашей
школы исследуют географические закономерности
Московской области, а также экологические
проблемы Рязанского района г.Москвы. На основе
результатов исследования в школе оформляется
музейная экспозиция “География и экология
Москвы и Московской области”

В силу обширности географических знаний и
разносторонности интересов учащихся, мы
практикуем исследования в рамках предмета. В
этом направлении учащиеся выполняют
проектно-исследовательские работы, например
“Этногеография моей школы” , “География
олимпийских игр”, “ Улица моего детства” и др.

В результате обучения географии с применением
исследовательского подхода учащиеся овладевают
следующими умениями и навыками:

  • работать с различными источниками
    географической информации для получения
    необходимых сведений;
  • назвать основные закономерности возникновения
    и развития отдельных компонентов природы Земли,
    делать на основе этого простейшие прогнозы их
    дальнейшего развития;
  • устанавливать роль и значение географических
    знаний в решении хозяйственных и социальных
    проблем общества и отдельных территорий;
  • характеризовать отдельные компоненты природы и
    хозяйства, пространственной организации
    природы, населения и хозяйства отдельной
    территории или страны;
  • устанавливать связи между отдельными
    компонентами природного комплекса;
  • прогнозировать влияние природных условий на
    человеческую деятельность и наоборот; излагать
    суть экологических проблем отдельных территорий
    и основные принципы рационального
    природопользования и охраны окружающей среды;
  • применять простейшие приемы анализа
    статистических данных , сравнивать полученные
    показатели, рассматривать их изменение во
    времени, на их основе делать простейшие прогнозы
    развития природных, хозяйственных и социальных
    проблем;
  • пользоваться картой (ориентироваться по карте и
    на местности, разрабатывать маршруты движения,
    измерять расстояния по карте, определять по
    карте количественные и качественные
    характеристики изображаемых объектов и
    процессов, находить различные географические
    объекты, использовать картографические
    источники для прогнозирования развития событий,
    для решения простейших производственных и
    бытовых задач, знают номенклатуру карты);
  • представлять результаты исследовательской
    работы с использованием информационных
    технологий.

О вполне осознанном выборе и значении
исследовательской деятельности для
собственного личностного развития
свидетельствуют следующие результаты
анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я
ожидал и что получил от
проектно-исследовательской деятельности”
ребята ответили:

  • полученные знания и умения помогут мне
    сориентироваться в дальнейшей жизни и
    несомненно повлияют на выбор профессии (52%
    респондентов);
  • работа над исследованием помогла моей
    самореализации (34%);
  • в процессе исследовательской деятельности я
    общался с интересными людьми –исследователями,
    учеными, приобрел много друзей, участвовал в
    научных конференциях (13%);
  • в процессе научного исследования я понял, как
    важно много знать, как много надо читать (43%).

Исследовательская деятельность учащихся, цель
которой – влияние достижений инновационных
педагогической науки на творческое развитие
личности ребёнка – создает в школе новую
образовательную среду. В школе формируется новое
педагогическое общение – творческое
сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера
духовной близости и сотворчества.

Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского:
“Передо мной открылась удивительно богатая,
неисчерпаемая по красоте грань педагогического
мастерства – умение учить детей думать. Это
открытие вдохновляло меня, я переживал
необыкновенное счастье творчества”. [5] И мы,
вслед за В.А.Сухомлинским, не уставали удивляться
нашим ребятам: как быстро они менялись, становясь
исследователями, как по-новому открывались нам
своими, прежде не замечаемыми нами, талантами,
как уверенно и красиво говорили, как
преображались внутренне и внешне.

Библиографические ссылки:

  1. Савенков А.И Содержание и организация
    исследовательского обучения школьников. М.,2003.
    С.10-1
  2. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого
    развития в школьном возрасте // Избран, психол.
    исследования. М., 1982. Т.1. С.24
  3. Савенков А.И. Исследовательское обучение и
    проектирование в современном образовании //
    Школьные технологии. М.,2004. №4. С. 83-84.
  4. Вединеева Н.А. Развитие
    научно-исследовательской деятельности учителя и
    учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. №3.
    С.6-7.
  5. Сухомлинский В.А Павлышская средняя школа. М.,
    1979. с. 106.



Следующий: