Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении темы Транспортный комплекс России


Дидактическая цель:Создать условия для актуализации системы опорных знаний и умений учащихся и применения их в новой учебной ситуации, а также для формирования опыта творческой деятельности средствами технологии проектного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: групповая и индивидуальная проектная исследовательская деятельность.

Этапы работы над проектом

1. Ценностно-ориентированный этап

На первом уроке по теме «Транспорт России» в 9 классе, закрепляя понятие «структура транспортного комплекса» учитель задает вопрос: «Знаете ли вы, какие виды транспорта существовали на территории нашего района в ХХ веке?» Многие учащиеся затрудняются с ответом. Они с удивлением узнают, что у нас в Вятской глубинке существовали все виды транспорта, за исключением морского.

На вопрос учителя: «Хотели бы вы узнать об истории этих видов транспорта в нашем районе?» учащиеся отвечают дружным «Да!».

«Но, к сожалению, готовой систематизированной информации по этой теме в районе нет. Придется исследовать этот вопрос вам. Школьный кабинет географии делает заказ: разработать проект «Транспортный комплекс: роль разных видов транспорта в жизни Кильмезского района»

Предлагаются подтемы проекта:

  1. Гужевой транспорт – самый распространенный вид транспорта до середины ХХ века. Почему он исчез?
  2. Река Кильмезь – важная транспортная артерия нашего района… в прошлом?
  3. Короткая, но славная история железнодорожного транспорта в Кильмезском районе.
  4. Авиационный транспорт: славное прошлое! Грустное настоящее… Каково будущее?
  5. Автомобили, автомобили буквально все заполонили… почему?

Каждый учащийся выбирает одну из предложенных тем, в результате чего образуется 5 групп по 4-5 человек, увлеченных общей идеей.

Далее, следуя алгоритму проектной деятельности, учащиеся определяют проблему, ставят цель, обсуждают пути достижения цели, выдвигают гипотезу, распределяют обязанности, планируют работу.

Примерный план изучения вида транспорта:

  1. История развития данного вида транспорта в нашем районе
  2. Его роль в жизни района
  3. Люди, влюбленные в свою профессию
  4. Проблемы и перспективы развития

2. Конструктивный этап

Дальнейшая работа над проектом проводится во внеурочное время. Учащиеся изучают материалы архива Администрации района, фонды районного краеведческого музея, статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, публикации районной газеты «Сельская трибуна», Интернет-ресурсы.

Личные встречи и беседы с ветеранами труда оказывают большое воспитательное воздействие на души ребят. Такие профессии как конюх, паромщик, сплавщик леса, авиамеханик маломоторных самолетов и радист практически исчезли, но люди, посвятившие себя этой профессии, живут рядом с нами. Им, прожившим трудную, но интересную жизнь, есть, что рассказать молодому поколению.



Увлеченные рассказами ветеранов, ребята выдвигают свои гипотезы, проекты возможного использования разных видов транспорта на более современном уровне, в новых рыночных условиях. Рождающиеся бизнес идеи могут стать в дальнейшем реальными бизнес-планами.

Одновременно с поиском информации идет её анализ, систематизация, формулирование выводов. Продуктом проекта будут буклеты, слайд-альбомы. Учитель на этом этапе исполняет роль консультанта, т.к. учащиеся уже имеют опыт проектной деятельности.

3. Презентационный этап

Учащиеся оформляют результаты своей работы в форме электронной презентации. Учитель дает советы по подготовке к защите проектов: учит приемам защиты, оказывает психологическую поддержку. Презентационный этап может проходить в разных формах, на разных этапах учебного процесса.

Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года.



Праздником знаний и серьезной работы станетнаучно-практическая конференция для старшеклассников. Когда звучит музыка, в торжественной обстановке авторы проектов представляют результаты своего труда в виде электронных презентаций – все проникнуто идеей «Быть исследователем – здорово!»

Научно-практическая конференция: «Транспортный комплекс: роль разных видов транспорта в жизни Кильмезского района»

Место: декада естественных наук.

Время: 1 академический час.

Участники: учащиеся 9-11классов.

Наглядное оформление:

  1. Картосхемы: авиалинии из аэропорта «Кильмезь» (1975 г.), сплавные участки рек (1960 г.), узкоколейная железная дорога в районе лесозаготовок (1960 г.), маршруты автобусов 2009 г.
  2. График: обеспеченность жителей района личными автомобилями 1990-2009 гг. на 100 чел.
  3. Высказывания:
    • «Чтобы знать, куда и как идти, нужно знать, откуда и как мы пришли» (В. Ключевский)
    • «Без знания прошлого, нельзя понять настоящего и разглядеть будущее» (Гегель),
    • «Какой же русский не любит быстрой езды» (Н.В. Гоголь)
    • «Тише едешь – дальше будешь» (русская пословица).
    • «Спеши не торопясь, а медли без лени» (восточная мудрость)

Музыкальное оформление: фонограммы песен

  • группа «Любе»: «Дорога», «Ты неси меня, река», «Конь»;
  • А. Пахмутова, Н. Добронравов «Обнимая небо крепкими руками»;
  • группа «Веселые ребята»: «Автомобили»
  • группа «Машина времени»: «Поворот».

Оборудование: Мультимедийное оборудование, коробочки для голосования с изображением разных видов транспорта – 5 шт., жетоны для голосования – по 2 шт. на каждого участника.

Ход конференции

Звучит фонограмма песни группы «Любе»- «Дорога», учащиеся входят в аудиторию.

Вводное слово ведущего.

С древних времен человек мечтал быстро передвигаться подобно, дикому зверю, летать высоко, словно птица, плавать и нырять глубоко, как рыба, легко перемещать тяжелые грузы, как это делают слоны. Слаб человек физически, зато силен мыслью, умеет мечтать и мечту превращать в реальность. За сотни веков он достиг своей цели: скоростные и мощные, летающие и плавающие, устремляющиеся к звездам средства передвижения – это всё дело рук человеческих, творение его разума. Ставьте и вы перед собой реальные цели, достигайте их, и если цели достойные, благодарность людей вам обеспечена.

На одном из уроков географии учащиеся 9 класса поставили перед собой цель: выяснить роль разных видов транспорта в жизни нашего района на протяжении истории. Ребята провели большую исследовательскую работу, познакомились с интересными людьми. Сегодня они предоставят результаты своего труда вашему вниманию. Вы узнаете много нового о том, что раньше было вполне обыденным, а сейчас стало экзотическим. Речь пойдет обо всех видах транспорта когда- либо существовавших в нашем районе.

Мы обращаемся к участникам и гостям конференции с просьбой. После завершения всех выступлений проголосуйте за два из них, которые вам больше понравились. Для этого опустите полученные жетоны в соответствующие коробочки с изображением средства транспорта. По результатам вашего голосования победитель получит Приз зрительских симпатий. Будьте, доброжелательны и объективны.

Оценивать проекты будет и компетентное жюри. (Представление членов жюри). Итак, в добрый путь!

Тезисы выступлений учащихся



1. Гужевой транспорт – самый распространенный вид транспорта до середины ХХ века.

Почему он исчез? (фонограмма песни группы «Любе» – «Конь»)

  • Использование лошадей в разных сферах деятельности человека: сельском хозяйстве, лесозаготовке, почтовой связи, торговле, пожарном деле, перевозке людей внутри района и за его пределы
  • Анализ графика изменения поголовья лошадей в районе с 1938 по 2008 г.г.
  • Теплые воспоминания людей, в чьей жизни лошади сыграли большую роль
  • Предложение об использовании лошадей для конного спорта на просторах Кильмезского района

2. Река Кильмезь – важная транспортная артерия нашего района…в прошлом? (фонограмма песни группы «Любе» – «Ты неси меня, река»)

  • Характеристики реки
  • Роль реки в заселении территории района
  • Использование реки для сплава леса
  • Пассажирские перевозки
  • Предложение об использовании реки для развития водного туризма (слайды, картосхемы и описания байдарочных маршрутов)

3. Короткая, но славная история железнодорожного транспорта в районе.

(фонограмма песни группы «Любе» – «Дорога»)

  • Узкоколейная железная дорога для вывозки древесины в 40-50-е г.г.
  • Несбывшиеся планы железнодорожного строительства в районе
  • Ближайшая ж/д станция Сюрек (Удмуртия): ее роль в экономике нашего района
  • Улица Железнодорожная в пос. Максимовская – живая память истории.

4. Авиационный транспорт: славное прошлое, грустное настоящее,…есть ли будущее?

(фонограмма песни А. Пахмутовой, Н. Добронравова «Обнимая небо крепкими руками»)

  • От первого самолета до последнего полета
  • Функции авиатранспорта: перевозка пассажиров, почтовая связь, санитарная авиация, охрана лесов, сельхозавиация
  • Метеослужба – верная помощница авиации
  • Люди, влюбленные в небо, настоящие профессионалы.
  • Татьяна Воинова – знаменитая землячка (многократная чемпионка мира по парашютному спорту)
  • 20 лет районному военно-спортивному клубу «Десантник»
  • Заглянем в будущее – использование небольших летательных аппаратов – свободная ниша для развития малого бизнеса.

5. Автомобили, автомобили буквально все заполонили…почему?

(фонограмма песни группы «Веселые ребята» – «Автомобили»)

  • Автомобиль, маневренный и динамичный, вытеснил другие средства передвижения
  • Проблема вятских дорог. Прав был Н. Гоголь!?
  • Автотранспорт – широкое поле для развития рыночных отношений: такси, автосервис, частные грузоперевозки, автобусные туры и т. д.

Заключительное слово ведущего

Изучив проекты представленные ребятами, можно сделать вывод, что каждый вид транспорта сыграл важную роль в жизни нашего района на определенном этапе истории.

Тенденции развития транспорта страны повторяются и в нашем районе. В большой по площади стране проблема транспорта всегда актуальна. Мы с надеждой смотрим в будущее. Россия будет процветающей страной. Одно из условий для этого – развитый транспортный комплекс. Дерзайте, молодые, ХХI век- это ваш век!

Подведение итогов голосования, определение лучшего проекта.




Следующий: