Проектно-исследовательская деятельность школьников в процессе изучения географии

1. Организация и содержание
проектно-исследовательской деятельности на
уроках географии и на элективных курсах.

Не претендуя на оригинальность, хотелось бы
поделиться накопленным опытом в организации
проектно-исследовательской работы, показать
этапы ее проведения.

Настоящая рекомендация включает в себя все
элементы, признанные наукой как необходимые
составляющие проектно-исследовательской
деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность
учащихся проходит через следующие этапы:

  1. Организационно-подготовительный.
  2. Технологический.
  3. Презентативный.

Проектную технологию я использую при изучении
обязательной учебной программы и во внеурочной
деятельности.

Типология проектов


Доминирующий вид деятельности Предметно-содержательная область
Исследовательский

Творческий

Ролево-игровой

Практико-ориентированный

Информационный

монопроект

межпредметный

По количеству участников проекта По продолжительности
Личностные

Парные

групповые

краткосрочные

средней
продолжительности

долгосрочные

Последовательность выполнения
проекта


Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовка Определение темы, уточнение целей,
исходного положения. Выбор рабочей группы.
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Мотивирует учащихся. Объясняет цели
проекта. Наблюдает.
2.Планирование Анализ проблемы. Определение
источников. Постановка задач и выбор критериев
оценки результатов. Распределение ролей в
команде.
Формируют задачи. Уточняют информацию
(источники). Выбирают и обосновывают свои
критерии успеха.
Помогает в анализе и синтезе (по
просьбе). Наблюдает.
3.Принятие решение. Сбор и уточнение информации. Обсуждение
альтернатив («мозговой» штурм). Выбор
оптимального варианта. Уточнение планов
деятельности.
Работа с информацией. Проводят синтез и
анализ идей. Выполняют исследование.
Наблюдает консультирует.
4. Выполнение Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над
проектом. Оформляют проект.
Наблюдает, Советует (по просьбе)
5. Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых
результатов (удач и неудач) и причин этого. Анализ
причин достижения поставленной цели.
Участвуют в коллективном самоанализе
проекта и самооценке.
Наблюдает. Направляет процесс анализа
(если необходимо).
6. Защита проекта Подготовка доклада. Обоснование
процесса проектирования. Объяснение полученных
результатов. Коллективная защита проектов.
Оценка.
Защищают проект. Участвуют в
коллективной оценке проекта. Оценивают
значимость проекта.
Участвует в коллективном анализе и
оценке результатов проекта.
7. Выдвижение новых проблем Нахождение новых проблем. Формирование
новых целей и задач.
Обсуждают новые задачи, проблемы. Направляет поиск новых проблем.
Помогает в формировании новых целей.

Подготовительная работа.

Включает в себя несколько этапов:

  • определение объекта и предмета исследования;
  • выбор и формулировка темы;
  • постановка проблемы исследования;
  • аргументация актуальности;
  • выдвижение гипотезы;
  • формулировка задач;
  • определение методов исследования;
  • выявление новизны;
  • определение практической значимости.

Успешность исследования во много зависит от
правильного выбора темы. Тема должна:

  • представлять интерес для ученика и учителя;
  • быть посильной для ученика, соотнесенной с его
    возможностями;
  • быть сформулированной конкретно, выразительно,
    привлекательно.

Проблема исследования — вопрос, требующий
разрешения, исследования. Правильная постановка
и ясная формулировка новых проблем в
исследовании очень важна. Например: по теме
«Байкал-уникальность, проблемы возрождения»
проблема сформулирована следующим образом:
«Проблема экологического разрушения экосистемы
озера и современные этапы его возрождения». В
теме «Динамика численности населения
п.Нижний-Бестях» — «В чем заключается изменение
состава и числа населения нашего поселка».

Интересные проекты ребята создают в 9 и 10
классах в рамках учебной программы «Визитная
карточка промышленности и стран». Класс
разбивается на временные группы, каждая из
которых согласно интересу и способностям
получает своё творческое задание:

  • группа » специалистов» — основных докладчиков;
  • группа вольных слушателей, членов жюри;
  • редколлегия, изготовление раздаточного
    материала (стенгазета, бейдж с именами и
    должностью, листы для викторины и отзывов);
  • орг.группа: тематическое оформление кабинета
    (репродукции, коллекция горных пород, гербарий)
    музыкальное сопровождение.

За пять лет успешно прошли презентации таких
творческих проектов:

  • 7 класс— «Африка — материк контрастов»
  • 8 класс — «Река Лена — жемчужина Сибири»,
    «Байкал — уникальность, проблемы возрождения».

«Проект летней базы отдыха. Пляжная зона»
работа представлена на НПК- научно практической
конференции в районе и Республике, отмечена
Дипломом 2 степени.

  • 9 класс — «Визитная карточка отраслей
    промышленности России», «Динамика численности
    населения п.Нижний-Бестях» представлена на НПК,
    диплом 2 степени.

«Энергосбыт, взгляд на деятельность изнутри»,
«Якутскэнерго — ведущая компания Республики
Саха (Якутия), работа представлена на НПК.

  • 10 класс — » Непривычная Япония»,
    «Путеводитель для путешественника», «Визитка
    стран мира», «Визитка отрасли промышленности
    мира».

Предлагаю вашему вниманию план
урока-конференции, проводимой мной уже три года.
Подготовка конференций, позволяет ребятам
попробовать себя в разных ролях режиссеров,
дизайнеров, ведущих специалистов новых областей
науки: гидролог, ихтиолог. В конечном итоге,
участвуя в проектах, ребята становятся творцами.

Урок конференция по географии 8 класса. Раздел
«Природные районы России» по теме «Природные
районы Восточной Сибири».

ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ: «Байкал — уникальность,
проблемы возрождения»

ЦЕЛЬ: формирование исследовательских навыков
учащихся.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Развить навыки поиска и выбора необходимой
    географической информации (тематические карты,
    статистические, медиа материалы), навык
    самоанализа. Формирование умения представлять
    результат своей исследовательской деятельности
    (развитие речи, публичный доклад)
  • Раскрыть естественнонаучные основы охраны
    окружающей среды и рационального
    природопользования; формирование у учащихся
    географической культуры, научив их пользоваться
    тематическими картами, статистическим
    материалом, подготовив к самообразованию в
    области географии и смежных наук.

Воспитательные

:

  • Формирование бережного отношения к окружающей
    среде; привить учащимся заинтересованность в
    развитии страны, чувства рачительного хозяина
    родной земли.

Развивающие:

  • Поднятие интереса к науке географии,
    совершенствование наблюдательности,
    сообразительности, навыка к самоанализу, умение
    обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта мира, России,
стенд с фотоиллюстрациями о природе Байкала,
индивидуальные сообщения и доклады учащихся,
географические атласы 8-9 кл., репродукции
художественных картин, звукозапись песни «По
диким степям Забайкалья».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап. Деление класса на
группы » ученых-специалистов»,вольных
слушателей, редколлегии; выбор тем для
обсуждения, изготовление раздаточного материала
(бейджи с именами и должностями), тематическое
оформление кабинета.

За ранее выбраны учащимися темы для изучения.

Презентация.


Этапы урока Действие учителя и
учащихся
1. Организационный момент.

2.
Вступительное слово учителя.

3. Ход конференции.

4.Рефлексия

5. Подведение итогов.

6. Урок окончен. Прощание.

Звонок

Приветствие, создание творческой
атмосферы.

Звучит музыка.

Учитель — Я приветствую участников гостей
конференции. Наша тема рассматривает
особенности природы Байкала, его уникальность и
неповторимость, главные проблемы, в основном
экологические. Мы рассмотрим ваши проекты охраны
и возрождения озера. Представляю вам наших
докладчиков:

  • Ведущий и главный специалист озероведения:
    Пастернак О.В
  • Историк Егоров Б.Н расскажет о происхождении
    названия озера;
  • Гидролог Шитова О.П
  • Геолог Ярошенко Н.С
  • Климатолог- Серболина М.Н
  • Биолог Попов И.Т
  • Егерь- Ефременко Е.С
  • Ихтиолог- Соколова С.И
  • Экологи — Епифанцева Л.Г, Харитонов Н.Е

Ведущий-

В 1996 году озеро Байкал включено в
Список Всемирного культурно природного
наследия, это так называемый список ЮНЕСКО. Он
ежегодно обновляется. В список включаются
объекты культуры и природные объекты, имеющие
мировое значение и находящиеся на территории
стран, подписавших конвенцию. Эти объекты
берутся под особую охрану.

Наша страна подписала конвенцию в 1988 году и до
1995 года были представлены исключительно
объектами культурного наследия. Всего их 8. В 1996 г
в список ЮНЕСКО было включено три объекта России.
В 1998 к ним добавился четвертый объект — Золотые
горы Алтая. Одним из этих объектов является озеро
Байкал. Многие из вас бывали на озере с
родителями, поэтому просим вас поделиться своими
впечатлениями и подготовленными докладами.

Выступление Историка (происхождение названия


озера, история открытия)

Выступление геолога (рельеф

и возраст
образования озера)

Климатолога

(особенности климата, ветра)

Гидролога

(особенности воды и водного
режима озера)

Ихтиолога

(видовой состав рыб)

Биолог (

животные и растения)

Егерь расскажет о заповедниках Байкала.

Экологи ( представляют свои

проекты
возрождения чистоты озера)

Разбор вопросов по рассмотренной теме:
конкурс-викторина среди слушателей; личностные
приобретения докладчиков. Оформление стенгазеты
с фотографиями конференции, сбор отзывов. Жюри из
числа слушателей, выбирает лучшего докладчика.

Учитель награждает лучших докладчиков и
слушателей, участников конференции грамотами.

До новых встреч!

Урок-конференция:

является методом обучения, который позволяет
организовать познавательную деятельность
школьников на уроке так, что запланированные
результаты обучения будут успешно усвоены в
классе;

  • способствует развитию интереса школьников к
    изучению, в целом, и к предмету географии, в
    частности;
  • обеспечивает усвоение учащимися знаний о
    способах действия при работе с различными
    источниками географической информации;
  • создает доброжелательную атмосферу
    творческого сотрудничества на уровне: учитель-
    ученик, ученик-ученик

  • Следующий: