Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся

“Знание только тогда знание, когда
приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью!”

Л.Н.Толстой

Одной из приоритетных задач
современной школы является создание необходимых
и полноценных условий для личностного развития
каждого ребёнка, формирование активной позиции
каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому
использование активных форм обучения является
основой развития познавательной компетентности
школьника. Активные познавательные способности
формируются и развиваются в процессе
познавательной деятельности. Когда ребёнок не
просто слушатель, а активный участник в
познавательном процессе, своим трудом добывает
знания. Эти знания более прочные. Учитель
отказывается от авторитарного характера
обучения в пользу демократического
поисково-творческого.

В качестве основных неоспоримых
достоинств выступают: высокая степень
самостоятельности, инициативности, развитие
социальных навыков, сформированность умения
добывать знания, развитие творческих
способностей. Чувство свободы выбора делает
обучение сознательным, продуктивным и более
результативным.

Для успешного формирования творческой
личности необходимы педагогические условия.

Анализ литературы позволяет выделить
следующее:

  • творчество ученика возможно в условиях
    самостоятельного добывания знаний,
    саморазвития;
  • первоначально необходимо развивать внутренние
    возможности, а потом приращивать новые знания;
  • воспитать творческую личность может только
    творческий педагог.

Поддерживать интерес к деятельности
необходимо через стимулирующую мотивацию,
которая является актуальной потребностью для
самого ребенка. В поддержании такого интереса
способствует применение разнообразных форм
работы, которые используются в основном во
внеурочное время.

Во внеклассной работе больше, чем в
любой другой, проявляется влияние личности
учителя, его кругозора, интересов,
теоретического и нравственного багажа.

Содержание внеклассной работы
подчиняется строго определенным требованиям:

  • научности
  • (устанавливает определенное
    соотношение содержания школьного предмета с
    содержанием науки);

  • доступности
  • (содержание должно
    соответствовать возрастным особенностям
    учащихся, не уходить далеко от школьной
    программы, стимулировать стремление к познанию,
    к работе с дополнительной литературой, к
    исследовательской деятельности);

  • актуальности и практической значимости

  • (связь с жизнью);

  • занимательности
  • (учащемуся должно быть
    интересно во время проведения внеклассной
    работы).

Деятельность школьника, которая носит
творческий характер, заставляет его постоянно
думать, становится привлекательной для развития
его собственных способностей и укрепляет
положительную самооценку ребенка. Она порождает
уверенность в себе и чувство удовлетворенности
от достигнутых результатов.

Проектно-исследовательская
деятельность

– одна из форм работы, которая
соответствует всем выше перечисленным
требованиям.

На проект можно смотреть с разных
сторон. С точки зрения учащегося, это
возможность сделать что-то интересное
самостоятельно или в группе; это деятельность,
позволяющая проявить себя; деятельность,
направленная на решение проблемы,
сформулированной самостоятельно.

С точки зрения педагога

, проект –
это и задание для учащихся, и их целенаправленная
работа, и форма организации взаимодействия
учащихся с педагогом и между собой, и результат
деятельности как найденный способ решения
поставленной проблемы.

Анализируя наш опыт работы, можно
сказать, что активное участие школьников в
исследовательской работе позволяет им без
проблем перейти на высший уровень активности,
выявляет их творческий потенциал. Проект всегда
связывается с образованием нового продукта в
ситуации разрешения проблемы. На разных этапах
работы над проектом можно наблюдать развитие
творческого потенциала школьников: постановка
проблемы, оценка составляющих проблемы (поиск и
отбор информации, разделение процесса на
отдельные шаги), перебор и анализ вариантов
решения, поиск оптимальных путей решения
проблемы.

Одной из форм развития творческих
способностей личности являются экскурсии в
природу или проведение исследований в полевых
условиях. Занятия такого рода позволяют учащимся
применять знания и умения, полученные на уроках.
Здесь происходит закрепление и глубокое
осмысление знаний, выработка умений применять
изучаемый материал на практике.

При непосредственном общении с
природой и изучении живых объектов в
естественных условиях обитания мы вооружаем
школьников ценностями, побуждениями, смыслами,
развиваем творческое воображение. Это развивает
у школьников знания о природе и основные
мыслительные функции; мотивирует на
ценностно-ориентированную и социально-значимую
деятельность; формирует стереотипы поведения в
природной и социальной среде.

Решив основную задачу проекта –
получить конечный результат, учащиеся много сил
и времени тратят на подготовку некоего продукта,
который собираются показывать – нечто конечное
и наглядное. Это и есть продукт работы над
проектом – фактически один из результатов
осуществления проекта.

Словом, результаты выполненных
проектов должны быть, что называется,
“осязаемыми”. Если это теоретическая проблема,
то конкретное ее решение, если практическая —
конкретный результат, готовый к использованию
(на уроке, в школе, в реальной жизни).

Все работы, сделанные учащимися,
сопровождаются компьютерными презентациями под
руководством педагогов, которые могут быть
использованы учителем на уроках. В результате
использования учащимися метода презентационных
технологий происходит процесс интеграции
естественных наук с информатикой и другими
предметами (межпредметные связи).

Представляя продукт своей
деятельности, учащиеся рассказывают о своих
идеях, их обсуждении, какие трудности
преодолевались и как – это так называемая
рефлексия деятельности.

Важно то, что педагог не дает учащимся
готовые знания. У учеников есть право выбора
первого шага, хода, цели проекта. Идя к этой цели,
они “добывают” знания, черпают их разных
предметных областей, используют их в той
деятельности, которая им интересна. Задача
педагога – тактично помочь своим ученикам.

Проектная технология — оригинальная
технология, так как это технология успеха, в
которой реализуется искусство планирования,
изобретения, созидания, исполнения, оформления и
оценки проекта координаторами, компетентными
жюри различных конкурсов, смотров, фестивалей…
Материалы проектов могут стать основой для
оформления кабинетов, для выставок, экспозиций,
макетирования книг, задуманных и написанных
детьми…

Ведь “без святого и драгоценного,
унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не
может и жить человек”. Трудно не согласиться с
великим Ф.М. Достоевским.

Следующий: