Проектная технология как необходимое условие осуществления метапредметного подхода к обучению


Наступивший XXI век требует от преподавателя
географии не столько «наполнения» головы
школьника разнообразной информацией, сколько
обучения умениям самостоятельно получать нужные
географические материалы, анализировать их. На
первое место выступают задачи по формированию
личности, способной к дальнейшему
самообразованию. Названная проблема заставили
меня искать особые методические приемы, которые
позволили бы сохранить увлекательную форму
подачи материала и одновременно создавать
условия для саморазвития школьников. Как
спланировать и провести урок, чтобы каждый
ребенок стал его участником: слабый и сильный,
одаренный и не желающий учиться? Среди
разнообразных новых педагогических технологий
наиболее адекватным таким целям является
проектное обучение.

Метод проектов — педагогическая технология,
которая ориентирует не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых знаний для активного
освоения новых способов человеческой
деятельности. Обычный учебный материал
переорганизуется в соответствии с логикой
формирования определённых способностей.
Технология приобретает надпредметность и
универсальный характер.

Таким образом, при её использовании у учащихся
формируются современные ключевые компетенции:
общенаучная; информационная; коммуникативная;
ценностно- смысловая; социальная.Согласно
определению метода проектов и его основной цели
преподавателю в рамках проекта отводится роль
разработчика, координатора, эксперта,
консультанта, а ученик чувствует себя творцом. Он
создает продукт своего творчества, который
доставляет радость и ему и взрослым. Это особенно
актуально для подростков в период их личностного
и профессионального самоопределения.

Название проекта

: Путешествие по странам
Европы.

Цель:

Усвоение программного материала по
теме «Страны Европы» через организацию
проектной и исследовательской деятельности
учащихся, развитие их творческих способностей и
коммуникативных навыков.

Задачи

:

1. Самостоятельное изучение и систематизации
информации, полученной из различных источников;

2. Создание учебного продукта на основе
изученного.

Описание

: Проект носит преимущественно
исследовательский характер. Он сочетает как
индивидуальные формы работы, так и групповые.
Учитывается индивидуальный темп прохождения
учебного материала каждым учащимся.

Роль учителя

при работе над проектом:
организовать обучение детей, имеющих разные
возможности, создать условия для
индивидуального развития каждого ребёнка.

Актуальность проекта

:

  • Проект помогает выявлять детей, стремящихся к
    исследовательской работе, и в дальнейшем
    помогать самореализовываться этим учащимся в
    данном направлении.
  • Он позволяет оптимально сочетать
    индивидуальную и групповую формы работы
    учащихся.
  • Школьники самостоятельно осваивают учебный
    материал и развивают надпредметные умения.
  • Учащиеся создают собственный учебный продукт:
    таблицы, схемы, описания, презентаций.
  • Ребята проявляют свои творческие способности,
    переживают ситуацию успеха и самореализации.

Ожидаемые результаты:



1. За короткий промежуток учебного времени
учащиеся изучают и обрабатывают необходимое
количество информации; учатся систематизировать
учебный материал;

2. Создание комфортной среды для учащихся,
имеющих разный темп работы через групповые и
индивидуальные формы работы;

3. С помощью компьютерных технологий учащиеся
создают собственный учебный продукт: готовят
презентации по странам Зарубежной Европы

4. Позитивная динамика учебных достижений
учащихся.

Образовательная среда проекта:

Организована
работа учебного кабинета географии: проведена
систематизация методических пособий,
методической литературы, учебного материала,
составлен график консультаций для учащихся.

Этапы проекта.

1 этап: организационный.

Сообщение учащимся информации о работе над
проектом. Знакомство ребят с планом проекта:

- ЭГП страны;

- Природные условия и ресурсы данной страны;

- Особенности населения данного государства;

- Особенности промышленности;

- Особенности сельского хозяйства данной
страны;

- Основные виды транспорта;

- Международные экономические связи данного
государства.

Каждый учащийся получает «Руководство по
выполнению проекта»,
например, при изучении
вопроса «Население страны» необходимо осветить
следующие вопросы:

- Численность и воспроизводство населения;

- Национальный состав населения;

- Народные праздники, национальная кухня,
обычаи;

- Каков религиозный состав населения страны?

- Плотность и демографическая ситуация в
стране;

- Демографическая политика.

2 этап:

самостоятельная работа учащихся с
источниками информации, — изучение, сбор,
систематизация материала. Оформление
результатов работы в виде отчёта (таблица,
описание, презентация).

3 этап:

урок-семинар. Учащиеся представляют
результаты работы.

Защита проекта — это прежде всего демонстрация
результатов самостоятельной работы учащихся и
один из главных этапов их обучения. В ходе защиты
школьники учатся излагать полученную
информацию, сталкиваются с другими взглядами на
проблему, учатся доказывать свою точку зрения и
отвечать на вопросы. Я продемонстрирую две
различных формы защиты собственного проекта. В
ходе урока-семинара учащиеся класса заполняют
таблицу, которая состоит из 5 колонок (приложение
2)

4 этап: урок-зачёт. Каждый учащийся выполняет
компьютерный тест, состоящий из 10 вопросов. Дети
участвуют в блиц — турнире и заполняют вот такую
карточку самооценки. Для того чтобы убедиться,
что данный метод успешно работает и такая форма
работы нравится учащимся, я провела анализ
включённости, интереса и эмоционального
благополучия на моих уроках. Исходя из
накопленного опыта внедрения метода проектов,
считаю, что данный метод может найти применение
не только в старших классах и не только на уроках
географии. Более того, чтобы получить
качественные проекты старшеклассников, надо
начинать эту работу значительно раньше.




Следующий: