Проектная работа 6-го класса по теме: Физико-географическое описание долины реки Чагинка у с. Ромашково, с применением математики и информатики


1. Цель работы

На основе теоретических обобщений, полных
исследований, провести физико-географический
анализ долины реки Чагинки.

  • Применить знания по математике и информатики
    для математических расчетов, необходимых для
    построения профиля реки и создания диаграмм в
    программе Microsoft Excel.

  • 2. Поставленные задачи:

  • Определить теоретические основы
    физико-географической характеристики
    Раменского района;
  • Выявить закономерности распространения форм
    рельефа вдоль реки Чагинка;
  • Провести замеры и построить профиль через
    речку. Взять пробы почв на точках;
  • Провести замеры климатических показателей по
    профилю реки (температура, влажность,
    направление ветра, облачность). И построить
    графики и диаграммы;
  • Провести замеры глубины и скорости течения реки
    Чагинка. И построить батеометрическую карту и
    карту глубин ;
  • Провести наблюдения и собрать гербарий
    растительности в профиле через реку Чагинка;
  • Провести комплексный физико-географический
    анализ по пунктам 1-6.
  • Используя навыки работы с компьютером создать
    портфолио по полученным результатам
    исследования.

  • 3. Актуальность работы

    Сегодня преподавая курс географии в 6 классах,
    учителя не могут достичь полного понимания и
    усваивания тем со стороны учеников. Одна из
    причин – это отсутствие наглядности в таких
    темах как: “Рельеф местности”, “Реки”,
    “Подземные воды”, “Почвы”, “Биосфера” — данная
    экскурсия поможет упростить восприятие ребенком
    новых тем в курсе географии 6 класса, а также
    покажет взаимосвязь математики и географии.


    4. Границы исследования (территориальные,
    временные)

    Работы проводятся в 20 минутах ходьбы от станции
    Ромашково (Белорусское направление) на реке
    Чагинка. Зона с ярко выраженной поймой и речными
    террасами. Полевая практика проводится в один
    день. Для данной работы выбирается суббота (чтобы
    не нарушать учебный процесс) в первые выходные
    сентября.

    Все математические расчеты и построения на
    компьютере проходят уже в школе во время уроков
    математики и информатики.


    5. Материалы

    Положенные в основу исследования: описание
    физико-географическое московской области Вагнер
    Б.Б.и др., атлас МО, учебные пособия по Московскому
    столичному региону,учебник “Математика- 6”,
    геометрия 7-9 класс, учебник “Информатика- 6
    класс” Л.Босовой, таблицы Брадиса.


    6. Методы исследования

    Полевые наблюдения и замеры, лабораторный
    анализ почв, статистические, картографические,
    аналитические.

    7. Оборудование и материалы:

    • Измерительные рейки – 8 шт;
    • Угломеры – 4 шт;
    • Рулетка – 6 шт;
    • Определитель растений – 2 шт;
    • Походная лопатка – 2 шт;
    • Веревка – 200 метров;
    • Колышки – 35 шт;
    • Термометры спиртовые – 5 шт;
    • Гигрометр – 2 шт;
    • Ветровые ленты – 1 шт;
    • Компас – 1 шт;
    • Секундомер – 3 шт;
    • Таблица Брадиса.
    • Фломастеры
    • Карандаши
    • Поплавки
    • Блокноты
    • Компьютер
    • Программа Microsoft Excel
    • Принтер
    • Бумага А4


    8. Подготовка учеников (практикум к выезду)

    Перед выездом ученикам читается
    подготовительный курс в течение трех уроков, где
    дается точное описание каждого этапа полевой
    практики:

    1. Участок реки. Выбирается отрезок реки
      длиной в 15 метров, вдоль натягивается основная
      стропа (веревка) длиной 15 метров. Перпендикулярно
      через речку на расстояние друг от друга в 1 м.
      протягиваются стропы, один конец привязывается к
      основной стропе, а другой конец привязывается к
      кольям, которые вбивают в грунт. На
      перпендикулярных стропах на расстоянии в 50 см
      друг от друга (начинают от основной стропы)
      привязывают бантики. (рисунок 1)
    2. Для проведения батеометрических работ
      необходимо взять линейку, длина которой должна
      быть больше максимальной глубины реки. При
      помощи линейки у каждого бантика замеряется
      глубина, и полученные данные записываются в
      полевой дневник.
    3. Для измерения скорости течения реки
      необходимо использовать поплавки (футляр от
      киндер-сюрприза). У каждого бантика находящегося
      над водной поверхностью поплавок опускается и в
      момент, когда он тронулся с места, включается
      секундомер до момента пересечения этим
      поплавком следующей стропы. Полученное время
      записывается в полевой дневник. Так необходимо
      делать по три раза у каждого бантика. После найти
      среднее время, необходимое для того, чтобы
      высчитать с какой скоростью двигался поплавок по
      формуле.

    S=V*T

    1. Построение профиля склонов (долины реки). На рисунке 2 показано как правильно
      можно построить профиль, не имея для этого
      специального оборудования. Необходимо иметь две
      линейки длинной не менее 1м., два угломера и
      рулетку.
    2. Измерение температуры, влажности, направление
      ветра, определение типов облаков и баллов
      облачности.

    Для проведения данного наблюдения за погодой
    понадобятся 5 термометров на веревке, 2
    гигрометра, 1 лента на рейке и компас для
    определения направления ветра. Замеры
    проводятся на пяти точках измерения
    одновременно с интервалом в 15 минут. Типы облаков
    определяются по специальной табличке.
    Облачность измеряется в баллах от 0 до 10, или в
    процентах от 0 до 100%.

    1. Нанесение на профиль растительности

    После измерения склонов реки и нанесения
    профиля на лист миллиметровки, также по ходу от
    реки к бровке долины реки наносится
    растительность. Необходимо выделить пойму,
    террасы, склоны террас (даже экспозиция склона
    повлияет на растительность) и бровку. Снизу вверх
    растительное сообщество наносится участками,
    отделяя, их друг от друга и подписываются все
    виды растений на данном отрезке под линией
    профиля.

    1. Забор проб почв

    Забор проб почв производится в почвенных
    разрезах по горизонтам. Для каждого горизонта
    используется отдельный пакет, куда кладется
    паспорт (писать простым карандашом): описание по
    плану от 1 до 10 (см. приложение 2).

    1. Расчет угла поворота реки (Рисунок3).
      Для определения угла необходимо в получившемся
      прямоугольном треугольнике АВС измерить катеты
      ВС и АС и найти соотношение катетов ВС:АС. Затем
      получившийся результат найти в таблице Брадиса и
      записать угол поворота в таблицу расчетов,
      находящуюся в приложении.
    2. Распределение обязанностей между учениками и
      учителями

    Каждая группа шестиклассников получает одно из
    заданий по определению физико-географических
    свойств реки, собирает необходимое оборудование.
    В группу назначается помощник из старшего
    класса. Учащиеся получают маршрут выезда, место и
    время сбора, расписание электричек, карту (рисунок 4).

    Учителя также распределяются на участки:
    учитель географии осуществляет помощь учащимся
    при построении профиля склонов реки и взятия
    пластов почвы, учителя математики производят
    вместе с группами расчеты глубины реки и
    скорости течения, измерение температуры,
    влажности воздуха, скорости ветра и облачности,
    учитель биологии определяет растительность
    склонов реки, собирает растения для гербария.

    1. Место проведения выезда и проезд до него.

    Место проведения выезда- поселок Ромашково,
    Одинцовского района Московской области.

    Проезд: Электричка с Белорусского вокзала до
    станции Ромашково, далее пешком

    1. Техника безопасности при работе на объектах.

    Учащиеся перед выездом получают инструктаж и
    расписываются за правила соблюдения техники
    безопасности.

    1. Во время движения к месту проведения урока-
    практикума необходимо:

    • Двигаться колонной за преподавателем по левой
      стороне дороги.
    • Переходить улицу только по команде учителя
      колонной между взрослыми, перегородившими
      дорогу.
    • Неукоснительно соблюдать правила дорожного
      движения.
    • Строго соблюдать правила поведения в
      общественном и железнодорожном транспорте.
    • При обнаружении признаков какого-либо
      заболевания, обратиться к учителю.
    • Запрещается перемещаться по составу, а также
      выходить из поезда на остановках.
    • Запрещается выкидывать мусор из окна поезда.

    2. Во время работы групп необходимо:

    • Соблюдать все распоряжения преподавателей.
    • Начинать практическую работу по команде
      учителей.
    • Результаты работы фиксировать в блокнотах для
      дальнейшей обработке в школе на компьютере.
    • Четко выполнять инструкции каждой команде,
      выданные в портфолио.
    • Все вещи, необходимые для работы и привезенные
      из школы, вернуть обратно в школу.

    Запрещается:

    • Ломать деревья и рвать цветы.
    • Близко подходить к реке без взрослых.
    • Брать с собой спички, завжигалки и т.д.
    • Разбрасывать по лесу мусор.
    1. Проведение работ на местности.

    По прибытию на место участники выезда
    располагаются на заранее приготовленном месте,
    им дается время для подготовки к
    исследовательским работам.

    Затем по команде преподавателей группы
    расходятся на точки измерения. Работы проводятся
    в течение двух часов. Измерения вносятся в
    портфолио, полученные группами, находящимися в приложении к данной статье. Затем
    группы возвращаются в лагерь.

    1. Дополнительная часть выезда.

    Так как выезд совершается на целый день,
    необходимо продумать распорядок всего дня, по
    возможности обеспечить учащихся питанием,
    например, приготовленным на костре, а также
    продумать занятие после обеда.

    Наша школа заранее обсуждает меню обеда и игры,
    в которые ребята будут играть. Мы берем мячи,
    ракетки и т.д.

    1. Обработка материалов.

    После выезда на уроке информатике и математике
    в программе Microsoft Excel учащиеся рассчитывают углы
    поворота реки, строят профиль реки и склона. На
    уроке географии проводят исследование почвы. На
    уроке биологии составляют гербарий.

    1. Подготовка отчета

    Отчет предоставляется в виде портфолио каждой
    группой. (смотри приложение), затем
    результаты работы всех групп сводятся воедино.

    Следующий: