Проектная образовательная технология в практике работы учителя истории, обществознания, культурологии

Данный метод предполагает “проживание”
учащимися определенного отрезка времени в
учебном процессе, а также их приобщение к
фрагменту формирования научного представления
об окружающем мире, конструирование
познавательных моделей. Материализованным
продуктом проектирования является учебный
проект, который определяется как самостоятельно
применяемое учащимися развернутое решение
проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что
дидактической единицей в методе проектов
становится взятая из реальной жизни и лично
значимая для учащихся проблема (экономическая,
правовая, экологическая и т.д.). Таким образом,
проблема и пути ее решения приобретают контуры
проектной деятельности.

При решении проекта наряду с
научно-познавательной стороной содержания
всегда присутствуют эмоционально-ценностная
(личностная) деятельностная и творческие
стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и
творческие компоненты содержания определяют,
насколько значим для учащихся проект и насколько
самостоятельно он выполнен.

Проект побуждает учащегося: к целеполаганию;
проявить интеллектуальные способности;
нравственные и коммуникативные качества;
продемонстрировать уровень владения знаниями и
предметными умениями: показать способность к
самообразованию и самоорганизации.

В процессе разработки проекта: учащиеся
синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют
информацию смежных дисциплин; ищут более
эффективные пути решения задач проекта; общаются
друг с другом.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует
возможности моно – и полипредметного,
индивидуального и группового образовательных
маршрутов проекта. Существенными особенностями
этого метода являются субъективность школьника,
диалогичность, креативность, контекстность,
технологичность и самостоятельность учащихся,
возникающие в процессе реализации метода
проектов.

Организация обучения по истории,
обществознанию, праву, культурологии по методу
проектов создает оптимальные условия
превращения учащихся в “субъектов”
деятельности. Каждый школьник становится
равноправным членом творческого коллектива,
работа в котором способствует развитию
социальных ролей, воспитывает обязательность и
ответственность при выполнении заданий в
намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В
проектную деятельность вовлечены чувства,
отношения, мысли и действия школьников.

Диалогичность

позволяет учащимся в процессе
выполнения проекта вступить в диалог как с
собственным “Я”, так с другими. Именно в диалоге
осуществляется “свободное самооткровение
личности” (М.М. Бахтин). Диалог в методе проектов
выполняет функцию специфической
социокультурной среды, создающей условия для
принятия школьниками нового опыта,
переосмысления прежних смыслов, вследствие чего
полученная юридическая, социальная, правовая
информация становится личностно значимой.

Креативность

связана с разрешением
проблемной ситуации, которая обуславливает
начало активной мыслительной деятельности,
самостоятельности учащихся, вследствие чего они
обнаруживают противоречие между известным им
правовым, социальным, экономическим содержанием
и невозможностью оперативно применять их на
практике. Решение проблемы нередко приводит к
оригинальным, нестандартным способам
деятельности и результату выполнения. Любой
проект – это всегда творчество учащихся.

Контекстность в

этом методе позволяет
создать проекты, приближенные к естественной
жизнедеятельности учащихся, осознать место
“Право”, “Обществознания”, “Культурология” в
общей системе человеческого бытия.

Интегративность

означает оптимальный синтез
знаний для реализации учащимися изучаемой
проблемы с привлечением содержания из других
предметов.

Технологичность

связана с организацией
познавательной деятельности учащихся по
определенным этапам проектной деятельности.

Одним из результатов такой деятельности
явилась исследовательская работа на тему “Роль
и место органов местного самоуправления в
Российской Федерации на примере города
Северобайкальск”. Работа была представлена на
Межрайонной конференции “Шаг в будущее” в 2002
году. Автор работы – Дорофеев Олег, научный
руководитель Усынин Олег Федорович (заместитель
главы города), консультант Кошелева Н.И.

В целях стимулирования познавательной
деятельности учащихся на уроках обществознания
в 7 классах я провожу практические и лабораторные
занятия с решением проблемных задач, обсуждение
типичных ситуаций. Учащиеся с интересом
знакомятся с Конституцией Р.Ф., Конституцией Р.Б.,
Уставом муниципального образования “город
Северобайкальск”. Для реализации умений и
компетентностей, связанных с планированием
работы, разработкой поэтапной программы
действий от замысла до готового продукта,
практикую включение семиклассников в проектную
деятельность.

При изучении темы “Подросток как гражданин”
был дан старт исследовательскому проекту “Как
осуществляется местное самоуправление?”.
Участники – ученики 7 “В” класса. Обозначили
актуальность темы, определили проблему, предмет,
объект исследования, цели и задачи. Для
выполнения проекта были сформированы группы. В
группах выделились лидеры.

Первой группе предложена тема исследования –

  • “Какие вопросы находятся в введении
    муниципального образования?”.

Вторая группа –

  • “Что можем сделать мы и наши родители для
    выборов местного самоуправления?”.

Третья –

“В чем мы видим конкретные дела местного
самоуправления?”.

Продолжительность проекта – четыре урока:

1 урок – постановка задачи, определение состава
групп, в группах –выдвижение гипотез,
распределение ролей. Выход – программа действий
каждой группы.

Между первым и вторым уроком –поиск
информации.

2 урок – обсуждение в группах собранного
материала. Выход – составление плана своей части
проекта.

Между вторым и третьим уроками – оформление
проекта.

3 урок – оформление проекта. Консультация.

4 урок – презентация проектов групповой
деятельности. Рекомендации по участию в
предстоящей конференции.

Таким образом, в ходе проектной деятельности
образовательными продуктами учеников являются
исследовательские работы учащихся. Как правило,
лучшие проекты по конкурсу бывают представлены
на школьной научно-практической конференции.



Так, например, Баханова Ольга по теме проекта,
привлекла к деятельности своих родителей.
Результатом совместной проектной деятельности
явилась исследовательская работа “Роль МСУ на
примере города Северобайкальск”. Ученица,
изучив основы интервьюирования по предложенной
мной памятке, взяла интервью у Первого
заместителя главы города Мирошниченко А. Работа,
представленная на межрайонной конференции “Шаг
в будущее, Юниор” в 2006 году, получила диплом II
степени. Другая исследовательская работа,
представленная на городской конференции юных
исследователей-креведов “Мое Отечество”, –
“Вклад депутата Беляева С.А. в развитие нашего
города”, авторы Борбылева А., Федотова Л.

При работе над проектом по данной теме
школьники, прежде всего, знакомятся с методами и
процедурами социально-экономической
деятельности МСУ, изучают механизмы принятия
решений муниципальной властью и формируют пакет
предложений по изменению ситуации в области
социальной жизни города. Этот проект является
практически первым знакомством учащихся с тем,
как работает гражданское общество.

Таким образом, практико-ориентированные
проекты направлены на конкретный практический
результат и связаны с социальными ценностями
учащихся. О практической значимости последнего
проекта ученицы поделилась в газетной заметке
школьной прессы. Темы исследовательских работ
разнообразны и отражают индивидуальный подход к
учащимся при выборе темы исследования.

Так мой опыт социальной практической
деятельности передается ученикам, формируя у них
ответственное отношение к себе и своим
поступкам, умение приобретать и осмысливать
личный опыт толерантности и взаимодействия с
другими людьми.

С целью формирования активной гражданской
позиции учащихся, повышения электоральной
культуры будущих избирателей, осознания ими
собственной значимости в событиях
общественно-политической жизни родилась идея
клуба “Гражданин XXI века”. Проект клуба
разработан мною в сотрудничестве с учащимися
старших классов в 2004 году. Возможности его
функционирования определяются тем, что:

  • многие выпускники школы окончили юридические
    факультеты вузов и работают в городе юристами
  • родители учеников школы трудятся в органах
    судебной власти
  • возросло желание воспитанников повысить свой
    уровень правового образования
  • студенты, приезжающие на каникулы, с
    удовольствием принимают приглашение
    встретиться с учениками родной школы.

Гипотеза: если школа-клуб будет
функционировать при вышеуказанных условиях, то:

  • выпускники школы повысят правовую грамотность
  • выпускники легче пройдут адаптационный период
    после окончания школы
  • выпускников школы будет отличать активная
    жизненная позиция
  • повысится электоральная культура молодых
    людей, будущих избирателей.

На заседания клуба приглашаются представители
органов исполнительной, законодательной,
судебной власти города, района, СМИ, родители –
представители разных профессий, студенты,
выпускники школы.

Работа клуба – одна из составляющих
общественного управления, т.к. нередко выполняет
функцию переговорной площадки. В рамках работы
клуба прошли такие мероприятия, как тематическая
выставка “К выборам в РБ”, оформлен стенд “Знай
свои права”, куда помещается материал по темам:
“Права и обязанности гражданина Р.Ф.”,
“Избирательный процесс: теория и практика”,
“Право молодого избирателя”. Занятия в клубе
направлены на достижение активности школьников
через создание проектов, направленных на
обсуждение и решение реальных задач. В 2005 году
учащиеся 10 класса провели презентацию
исследовательского мини-проекта “Участие
педагогов школы в избирательных компаниях”.
Цель проекта: изучить активную гражданскую
позицию своих наставников. Участники проекта
(группа из 3 человек) оформили папку, где собран
материал о тех педагогах, которые принимали
участие в избирательных компаниях в разном
качестве и сделали вывод:

  • в школе работают четыре учителя истории, из них
    трое регулярно принимают участие в
    избирательных компаниях, что составляет 75%
    активности преподавателей истории
  • активность администрации школы по указанной
    позиции – 75%.

Интересно проводятся интерактивные встречи
учащихся со специалистами правоохранительных
органов, правового просвещения, занимающихся
вопросами молодежной политики. Проводятся:
конкурсы знатоков истории, турниры знатоков
права, “круглые столы” для родителей и учащихся,
недели правовых знаний, встречи, деловые и
ролевые игры: “Твоя правовая культура”,
“Выборы”. Один из ожидаемых результатов
–повышение правовой грамотности микросоциума
школы, формирование толерантности, способности к
поиску диалога. Индикаторы, являющиеся
результатом деятельности клуба являются:

  • явка на избирательные участки по данному
    избирательному округу всегда высокая
  • выпускник школы Чиженко Алексей, преподаватель
    истории Кошелева Н.И., баллотировался кандидатом
    в депутаты городского Совета на выборах в марте
    2007 года. Я, как его бывший учитель истории, вошла в
    команду по организации предвыборной агитации
  • учащиеся школы – активные участники городского
    клуба “Молодой избиратель”
  • учащиеся школы ежегодно принимают участие в
    городских проектах, в том числе по
    благоустройству города и городского парка.

Проекты побуждают учащегося к целеполаганию,
овладению общеучебными умениями, проявлению
интеллектуальных способностей, проявлению
коммуникативных качеств, отработке навыков
работы в группе, выстраиванию отношений.
Совместная деятельность дает широкие
возможности как учителю, так и учащемуся
выстраивать субъект-субъектные отношения.

Вышеуказанные формы работы помогают
установить диалог с общественностью,
способствует открытости образовательного
пространства школы и повышению роли всех
участников образовательного процесса –
педагогов, обучающихся, родителей,
представителей общественности.

Таким образом, обществоведческие дисциплины
имеют большие возможности для создания
практической базы участия общественности в
делах школы.




Следующий: