Проектная и исследовательская деятельность учащихся как новая образовательная среда


Традиционное
образование является закрытой, жестко структурированной системой,
задающей для всех одни и те же параметры. В ХХ веке отчетливо
обозначился и продолжает нарастать ее кризис. Сегодня школа XXI века не
может ограничиваться только трансляцией тщательно отобранных знаний,
поэтому реформы среднего образования, проводимые в нашей стране, имеют
своей целью сделать его более разносторонним и фундаментальным.
Основными задачами современного образования являются развитие
творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам
деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру.

Стремительно
меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение
исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских
методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века
становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского
поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже
связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому
человеку.

Желание современных педагогов максимально приблизить
учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно
трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную
потребность, что на практике подтверждается развитием новой
образовательной среды в нашем лицее № 1575 – «исследовательское
обучение». Данная развивающая образовательная среда — это созданная
учителями, учащимися и родителями атмосфера интеллектуального поиска и
творческой деятельности, составная часть общения и воспитания учащихся .

Как
показывает мой опыт, «исследовательское обучение» — особый подход к
обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к
самостоятельному изучению окружающего, как нельзя лучше решает задачи
новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и
поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать
интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей
школе, но и в среднем звене.

Главная цель исследовательского обучения
— формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно,
творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой
сфере человеческой культуры.

Исследовательская и проектная
деятельность учащихся является результативным способом достижения одной
из важнейших целей образования в лицее: научить детей самостоятельно
мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных
областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.



Организация
и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна
из основных форм творческой работы. Она требует применения современных
информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым
профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме
исследования.

Исследовательская работа обучающихся как
самостоятельный вид учебной деятельности осуществляется на всех уровнях
образовательной системы в разном объёме. В нашем лицее создаются все
условия для успешной исследовательской деятельности учащихся. Это не
отдельный элемент образовательной среды, а система, отражающая
ориентированность лицея на творческий поиск.

В современную эпоху
быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих
способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.

Этот метод дает возможность:

  • обеспечить овладением методами научного познания в процессе поиска;
  • сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
  • дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
  • помочь развитию творческого мышления.

Цель
организации научно-исследовательской работы учащихся — воспитание
образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и
поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи проектно-исследовательской работы:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Научно-исследовательская работа помогает учащемуся научиться:



  • работать с литературой;
  • обобщать выводы различных авторов;
  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;
  • выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
  • делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

Мой
опыт как учителя экспериментатора в организации
учебно-исследовательской деятельности учащихся показал, что это процесс
совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых
явлений и процессов. Самое важное для учителя – это не проложить и
отработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и
зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать наработки, иначе
начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности.
Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого
педагога – основа успеха реализации исследовательской деятельности
учащихся.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

  • выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
  • развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
  • развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
  • помочь в выборе профессии.

Исследовательский
проект является не только формой, средством и принципом организации
культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.

Интерес учителя к решению какой либо проблеме обязательно передастся и ученику.

Я
как учитель информатики и информационных технологий в теме «История
развития вычислительной техники» основной акцент делаю на развитие
элементной базы радиоэлектроники. Мой интерес к проблеме
совершенствования технологии изготовления радиодеталей передался
учащимся 9-го класса Семыкиной Надежде и Багдасарян Гоар, они выполнили
исследовательскую работу на тему «Развитие радиоэлектроники от простого
к сложном» и стали призерами окружного тура конкурса мультимедийных
проектов (2 место).



До 2006 года лицей был общеобразовательной
школой № 715, которую заканчивали дедушки, бабушки и родители некоторых
наших учащихся. У учащихся 9 класса Б возник вопрос какая была школа
715. Группа учащихся этого класса решила проследить историю развития
своего образовательного учреждения, Они искали документы об открытии
школы в Центральном архиве образования, беседовали с учителями, которые
работали в школе, разыскали много старых фотографий об учителях,
выпускниках разных лет. Работа так захватила ребят, что в результате
был создан мультимедийный альбом «История развития образовательного
учреждения». Теперь каждый может узнать много интересного о школе-лицее
( 1953 – 2009 г.г.).

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются необходимые способы и приемы, такие, как:

  • умение видеть проблемы;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определения понятиям;
  • умение анализировать и делать выводы.

«Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Наличие
большого количества вузов, учреждений РАН, многопрофильных
научно-исследовательских и опытно конструкторских организаций,
научно-методических центров в округах Москвы позволяет привлечь
студентов, аспирантов, ученых к систематической
научно-исследовательской и проектной работе со школьниками. Примером
такой деятельности может служить Московский автомобильно-дорожный
университет, на кафедрах которого преподавателями вуза ведется научно-исследовательская
работа со школьниками школ Центра автомобильно-дорожного образования,
соучредителями которого является и наш лицей №1575. Тесное
сотрудничество с кафедрами МАДИ (ГТУ) позволяет учащимся сделать
осознанный выбор жизненного пути с учетом своих склонностей и
особенностей характера. Победители ежегодно проводимых конференций
МАДИ(ГТУ) имеют льготы при поступлении. Поэтому учащиеся стараются
выполнять проекты на актуальные темы, чтобы победить.

Одним из
таких проектов стала работа учащихся 10 класса
информационно-технологического профиля на тему «Тесты на Delphi».
Выпускные экзамены в школе стали проводиться в форме единого
государственного экзамена. Как сдашь этот экзамен, такие шансы у тебя
поступить в институт. И эти ребята задумались, как помочь себе и другим
подготовиться к экзаменам. Решение они нашли, конечно с помощью
учителя: сделать компьютерную программу, в которой можно было бы
создавать тесты по любому предмету, и которая была бы проста в работе.
Учитывая, что в МАДИ(ГТУ), куда собираются они поступать, изучаются
Turbo Pascal и Delphi, для тестов была выбрана среда программирования
Delphi. Результат этого проекта: созданы диски с тестами по физики,
математики, информатики, которые используются в лицее для проверки
знаний учителями и как самоаудит учащимися. Этот проект получил первое
место на окружном конкурсе «Горизонты открытий 2008»

Сейчас в
Москве сложилась и успешно действует практика научно-практических
конференций, на которых юные исследователи выступают с сообщениями об
исследованиях, выполненных самостоятельно или под руководством школьных
учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников институтов.
Подобные мероприятия не замыкаются в рамках столицы, а выходят на
всероссийский и международный уровни.

Юношеские конференции
— одна из наиболее эффективных форм, обеспечивающих деятельностную
коммуникацию отдельных учреждений, в которых исследовательская
деятельность развивается достаточно эффективно, педагогов, учащихся.

Научно-практические
конференции являются итоговой формой исследовательской деятельности
учащихся, которые обучают овладевать навыками конструктивного общения,
что включает:

  • умение выступать перед публикой,
  • связно излагать свои мысли в процессе полемики,
  • аргументированно говорить,
  • владеть вниманием аудитории,
  • выслушивать других,
  • задавать вопросы по проблемам выступления,
  • с достоинством выходить из острых ситуаций.

В нашем лицее с 2006 года проходят научно-практические конференции в рамках конкурса «Горизонты открытия».

Экспертные
комиссии в соответствии с критериями определяют лауреатов. Подведение
итогов и объявление лауреатов школьной научно-практической конференции
проходит в виде торжественной церемонии.

Исследовательская
и проектная деятельность учеников выпускных классов поощряется
направлением их на открытые региональные, межрегиональные и
всероссийские конференции, а также решением педсовета о зачислении
исследовательской работы как итоговой на выпускном экзамене, если
ученик по данному предмету выбирает экзамен.

Таким образом,
исследование и проектирование как типы деятельности в настоящее время
теряет свою исключительную принадлежность только к научной отрасли и
быстрыми темпами входит в сферу образования с целью конструирования и
организации этого процесса путем разработки исследовательских
образовательных технологий и развития инновационных сетей по их
распространению в образовательных учреждениях, что дает возможность
развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения
действительности – возможность осваивать не суммы готовых знаний, а
методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения
совокупных знаний человечества. Это позволяет говорить о том, что
проектно-исследовательская деятельность учащихся в ближайшее время
способно занять в образовании центральную роль, она может и уже
начинает переходить в сферу образования как сферу своего воплощения и
культурного существования.




Следующий: