Проектная деятельность в краеведении


Краеведение является основой духовного и
нравственного возрождения общества, имеет
большое значение в
образовательно-воспитательном процессе. Оно
включает в себя обширный материал по географии,
истории. Основной задачей курса является:
формирование национального самосознания
молодого поколения, повышение уровня общего
образования путем дальнейшего углубленного
изучение своего края.

Одним из методов обучения учащихся
краеведению может быть метод проектов. Метод
проектов органично вписывается в систему
личностно ориентированного обучения и
способствует организации разнообразной
самостоятельной деятельности учащихся, но при
этом не исключает и не заменяет других методов
обучения. Это метод обучения может применяться
как на уроках, так и во внеклассной работе. Он
ориентирован на достижение целей самих учащихся,
и поэтому уникален. Проект формирует невероятно
большое количество умений и навыков, и поэтому он
эффективен. Дает столь необходимый школьникам
опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

В обучении географии краеведения
метод проектов занимает важное место. Суть его
заключается в самостоятельном освоении
школьниками учебного материала по географии и
получении конкретного результата в виде
конкретного продукта. Он позволяет приблизить
обучение, учебную деятельность школьников к
решению практических, общественно значимых
задач, что реализует идею сближения школьного
образования с жизнью, делает процесс обучения
активным и личностно значимым.

Работа над любым проектом может быть
организована как индивидуальная, групповая,
коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах
работы имеет место и групповая, и индивидуальная
работа. Результатом работы школьников могут быть
какие-либо макеты, разработки, карты, схемы,
буклеты, презентации и т.п. Главное, чтобы
выбранная тема проекта была тесно связана с
реальной жизнью и личностно значима для каждого
школьника.

Очень важно, что при работе над
проектом школьники не только овладевают
конкретными знаниями, как познавательные,
практические, оценочные, и приобретают новые, но
и учатся взаимодействовать друг с другом,
работать в творческом коллективе.

Работа над проектом требует
продолжительного времени: от нескольких недель,
до нескольких месяцев. Поэтому четкость в
организации работы школьников и промежуточный
контроль над работой от этапа к этапу –
необходимые условия успешного выполнения
поставленной задачи.



Формирование умения обобщать и
систематизировать информацию, полученную в
процессе проектной деятельности на примере
проекта “Прошлое и настоящее гербов города
Екатеринбурга”

Цели и задачи:

дать общее представление о геральдике и
гербах;

  • продолжить работу по воспитанию патриотизма и
    гражданственности учащихся;
  • содействовать формирования понятия “Малая
    Родина” на местном материале (знакомство с
    гербами города Екатеринбурга);
  • использовать умения и навыки учащихся,
    полученные на уроках информатики.
  • Познавательная деятельность

    Умение создавать краеведческие
    проекты

    Информационная деятельность

  • Работа с учебными, научно-популярными текстами
  • Овладение первоначальными умениями передачи,
    поиска, преобразования, хранения информации,
    использования компьютера.
  • Организационная деятельность



  • Выполнение инструкций, точное следование
    образцу и простейшим алгоритмам.
  • Определение способов контроля и оценки
    деятельности.

  • Этапы работы над проектом

    1. Начало проекта.

    Тема проекта не предлагается, а
    выбирается учащимися самостоятельно.
    Определение темы и целей проекта. Формирование
    инициативной группы или выбор учащегося для
    индивидуальной работы. Обсуждение тему проекта и
    при необходимости получение дополнительной
    информации.


    2. Планирование работы.

    Определение источников необходимой
    информации. Определение способов сбора и анализа
    информации. Определение способа представления
    результатов. Установление критериев оценки
    результатов проекта.


    3. Сбор информации.

    Сбор и уточнение информации. Выбор
    оптимального варианта хода проекта. Поэтапное
    выполнение исследовательских задач проекта


    4. Структурирование информации.

    Ученики систематизировали информацию,
    обсудили, как лучше оформить результат групповой
    работы, сделали наброски чернового варианта.


    5. Расширение информации

    .

    Анализ информации. Формулирование
    выводов. Выполняют исследование и работают над
    проектом,


    6. Оформление результатов работы

    .

    Оформление творческих проектов.
    Подготовка презентации по теме проекта.


    7. Презентация проекта.

    Подготовка отчета о ходе выполнения
    проекта с объяснением полученных результатов.
    Представляют проект, участвуют в его
    коллективном самоанализе и оценке. (Приложение1. Презентация)


    8. Рефлексия. Подведение итогов

    .

    Анализ выполнения проекта,
    достигнутых результатов (успехов и неудач) и
    причин этого.

    Литература:



  • Бычков А. В. Метод проектов в современной школе.
    – М., 2000.
  • Иванов П.В. Современное школьное краеведение. //
    Советская педагогика. 1990, №10. С.9–24.
  • Крылова В.А.“Проектная деятельность учащихся
    по географии” “География” Приложение к 1
    сентября №22, 2007 г.
  • Презентация




    Следующий: