Проектная деятельность учащихся старших классов на примере проекта Золотое сечение в архитектуре посёлка городского типа Кильмезь

В последнее время внимание педагогов все чаще
привлекает такая новая педагогическая
технология как проектная деятельность. Главная
ее особенность в том, что эта технология создает
все условия для формирования интереса учащихся к
процессу учебной деятельности. Однако проектная
деятельность не только способствует повышению
учебной мотивации, но и развивает неординарное
мышление учащихся, организовывает школьников,
учит их видеть проблему, ставить цель и достигать
ее.

Создание проекта – это в первую очередь
творчество ученика, учитель лишь помогает ему,
координирует работу. То есть проектная
деятельность позволяет ученикам не только
овладеть знаниями и умениями, но и научиться
самостоятельно применять их на практике.
Проектная деятельность как правило имеет
межпредметную направленность. Таким образом,
учащиеся видят связь между различными
дисциплинами, у них формируется целостное
восприятие окружающего мира. Все эти особенности
делают проектную деятельность наиболее
актуальной педагогической технологией.

Наш проект посвящен теме «Золотое сечение».
Работа подготовлена учащимся 11 класса Григорием
Сайфуллиным в течение полугодия. Тема работы
раскрывается на примере архитектуры поселка
городского типа Кильмезь Кировской области.

Цель проектной деятельности как
педагогической технологии:
развитие
познавательного интереса к математическим
дисциплинам путем применения полученных знаний
по теме «Золотое сечение» на практике.

Задачи проектной деятельности:

  • Обобщение и систематизация знаний по теме
    «Золотое сечение»;
  • развитие самостоятельности у учащихся;
  • формирование умения по сбору информации на
    заданную тему и ее применению на практике;
  • развитие воображения и творческого мышления.

Тип проекта: индивидуальный,
исследовательский, межпредметный, в рамках
городского поселения.
При создании проекта использовались знания из
различных областей знаний: математики, черчения,
истории, мировой художественной культуры,
музыкальной литературы, биологии, скульптуры,
физики, астрономии, фото- и киноискусства,
информатики, архитектуры, зодчества и
градостроительства.

Оборудование: компьютер, принтер,
сканер, цифровой фотоаппарат, проектор, экран.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.
2. Теоретический.
3. Исследовательский.
4. Обобщающе-рефлекторный.

Ход проекта (курсивом отмечена работа
учителя на каждом из этапов):

1. Подготовительный этап. Ученик
формулирует тему проекта, определяет цели и
задачи, обозначает гипотезу, планирует
результаты и составляет план работы.

Цель, сформулированная учащимся, –
исследовать применение принципов золотого
сечения в архитектуре родного поселка.

Задачи будущего проекта он определил
так:

а) Повторить понятие «золотое сечение»,
познакомиться с алгебраическим нахождением,
способом практического построения золотого
сечения.
б) Изучить историю золотого сечения.
в) Разобрать понятия, связанные с золотым
сечением («второе золотое сечение», «числа
Фибоначчи», «золотые треугольники» и
«пентаграммы»).
г) Исследовать применение золотого сечения в
разных областях знаний: в математике, искусстве,
естественных науках и т.д.
д) Рассмотреть применение золотого сечения в
архитектуре зданий пгт Кильмезь.

Исходя из этих целей, был составлен план работы.

На этом этапе роль учителя состоит в
организации деятельности учащегося и его
мотивации. Важно заинтересовать ученика
темой. В нашем случае мотивом для работы над
проектом стало факультативное занятие в 11
классах, где речь шла о широком применении
золотого сечения в различных областях знаний:
архитектуре, скульптуре, живописи и т.д.

На подготовительном этапе учитель помогает
ученику сформулировать цели, задачи проекта и
сформировать гипотезу – предположение, которое
ученик будет подтверждать или опровергать в
своей работе.

В нашем случае гипотезой стало предположение о
том, что в архитектуре пгт. Кильмезь применение
золотого сечения довольно распространено.
Скорее всего, формулирование гипотезы вызовет
у учащегося некоторые затруднения, роль учителя
здесь – направить ученика в нужное русло, но ни в
коем случае не формулировать за него.

2. На теоретическом этапе учащийся
собирает информацию, в том числе данные из
Кильмезского муниципального архива, ищет
иллюстрации по теме, повторяет и пополняет свои
знания по теории вопроса.

Сбор информации и ее систематизация идет по
следующему плану:

1. Золотое сечение в математике.

  • Второе золотое сечение.
  • Золотой треугольник.

2. История золотого сечения.

  • Ряд Фибоначчи.

3. Золотое сечение в живописи.

  • Рафаэль.
  • Леонардо да Винчи.
  • Иван Иванович Шишкин.

4. Золотое сечение в музыке.
5. Золотое сечение в биологии.

  • ритм сердца
  • ритм мозга
  • бабочки
  • росток
  • яйцо
  • ящерица
  • анатомия человека.

6. Золотое сечение в скульптуре.

  • статуя Аполлона Бельведерского
  • статуя «Дорифор».

7. Золотое сечение в киноискусстве. Зрительные
центры.
8. Золотое сечение в фотографии.
9. Золотое сечение в физике.
10. Золотое сечение в архитектуре.
11. Золотое сечение и симметрия.
12. Золотые пропорции в космическом пространстве.
13. Золотое сечение в строении снежинок.
14. Золотое сечение в шрифтах и бытовых предметах.

На этом этапе роль учителя сводится к
минимуму, так как эта работа хорошо знакома
ученику. Учитель может помочь в подборе
литературы, других источников информации,
подсказать способы и приемы ее обработки.

3. Исследовательский этап. Учащийся
подбирает объекты архитектуры поселка, которые
соответствуют критериям золотого сечения,
фотографирует их и исследует архитектурные
особенностей этих зданий.

На рисунках приведены примеры зданий пгт.
Кильмезь, которые изучал ученик.

Жилой дом по адресу: ул. Больничная, 11 < Рисунок 1>,
здание магазина ОРСа по ул. Советская, 52 <
Рисунок 2>,
здание ОСБ №4420, ул. Советская, 75 < Рисунок 3>,
здание отделения федерального казначейства по
ул. Советская, 77 < Рисунок 4>,
здание ОСБ №4420, ул. Советская, 75 < Рисунок 5>,
здание редакции газеты «Сельская трибуна», ул.
Советская, 59 < Рисунок 6>,
жилой дом по адресу: ул. Советская, 61 < Рисунок 7>.

К этому моменту ученик должен уже очень хорошо
знать всю теорию, так как ему необходимо «видеть»
золотое сечение на практике, анализировать
полученные данные и формулировать выводы
исследования.

Учитель проводит индивидуальные
консультации, направляет мысль ученика в нужное
русло при поиске объектов архитектуры и их
анализе.

4. Обобщающе-рефлекторный этап
предполагает оформление результатов в виде
проектной работы и презентации.

Учащийся готовится к защите проекта и защищает
его. На защиту работы приглашаются учителя и
старшеклассники. После представления проекта
его автор отвечает на вопросы ребят.

Учитель помогает составить презентацию и
текст выступления, сформулировать выводы по
работе. После презентации в беседе с учащимся
педагог подводит его к рефлексии, сопоставлению
целей и результатов работы, гипотезы и выводов.

Итоги проекта

В процессе подготовки проектной деятельности
учащийся с большой долей самостоятельности
исследует и применяет на практике теоретический
материал, пройденный на уроках математики и
изученный во внеурочное время. Это не только
расширяет и закрепляет его знания по теме, но и
способствует личностному росту учащегося,
формирует его самостоятельность, внутренне
организует, заставляет ученика сталкиваться с
трудностями и преодолевать их. Таким образом,
цели и задачи, которые мы ставили перед началом
проектной деятельности, выполнены.

Литература:

  1. Белянин В., Романова Е. Золотая пропорция. / /
    Наука и жизнь. 2003. №6.
  2. Бердукидзе А. Д. Золотое сечение. / / Квант.
    1973. №8.
  3. Величко М.В. Математика. 9-11 классы:
    проектная деятельность учащихся. – Волгоград:
    Учитель, 2007.
  4. Вергазова О.Б. Золотая пропорция: от
    древнерусских саженей до современного дизайна. //
    Математика в школе. 2007. №8.
  5. Щетников А. Золотое сечение в античной
    математике. // Математика. 2006. №18.

Следующий: