Проектная деятельность учащихся – одно из условий развития личности ребенка

Почти каждый день мы знакомимся с новыми проектами на телевидении, в медицине, в образовании, организации разных сторон жизни и быта. Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов в воспитании и формировании личности учащихся.

С начала работы по проблеме личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся, я стала работать и над освоением проектной технологии обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Ценность и новизна данной технологии — в систематическом формировании в социуме нового единого образовательного пространства, в которое вовлекаются учащиеся, учителя, родители, разные специалисты улуса и включают в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально-направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. 

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты — одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся — она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Что является критериями успеха работы над проектом?

  • Достигнут конечный результат. » Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  • Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  • Информация о проекте широко распространена. » Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
  • Получено удовольствие от своей деятельности.

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  • Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
  • Методы-виды деятельности.
  • Результат.

Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.

Анализируя опыт работы, приходим к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • баланс ролей;
  • четкость целей;
  • согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
  • выработка единой системы ценностей;
  • формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
  • воспитание поддержки и взаимного доверия;
  • разработка подходящей методики работы;
  • обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
  • регулярный отчет о проделанной работе;
  • ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
  • развитие навыков общения.

Отчет должен содержать следующие разделы:

  • Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
  • Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
  • Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
  • Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации — перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
  • Список использованной литературы.

При выборе тематики работ мы исходим из того, что в первую очередь должны знать дом, в котором живем. Да, сегодня дети многое знают, но не имеют часто представления о конкретном селе, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат.

Что дает работа над проектом?

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
    • приносят в класс литературу, анализируют статьи;
    • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
  • посещают местные предприятия; » совершают учебные экскурсии по родному краю;
    • посещают музеи и другие учреждения культуры;
  • проводят мониторинг;
  • занимаются исследовательской работой;
  • сотрудничают с предприятиями, общественными организациями, средствами массовой информации.

На основе полученной информации:

  • составляют списки, отчеты; » выпускают разовые или периодические бюллетени;
  • выступают перед учениками своего класса или школы;
  • сотрудничают с другими школами района;
  • пишут рефераты;
  • пишут заметки в местные газеты;
  • фотографируют;
  • рисуют.

Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном результате и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности,

При организации проектной деятельности с младшими школьниками возраст накладывает естественные ограничения, однако начинать их вовлекать в деятельность нужно именно в младшем возрасте, т.к. в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Конечно, необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Все темы предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и в основном, пути ее решения. Самым побуждающим событием должно быть появление интереса.

Исследовательская работа начинается с наблюдения за жизнью, открытия многих явлений, известных взрослым, но, неизвестных ребенку.

Поэтому в I — II классах преобладают темы проектов по наблюдению за жизнью домашних животных, птиц, растений. Например: «Соболь», «Якутская лошадь», «Брусника», «Подорожник с тропинки», «Земляника», «Берёза», «Разновидности птиц», «Волк» и т.п.

По технологии: «Мои поделки — по технологии оригами», «Украшения из бисера», «Лепка из соленого теста» и т.д.

В III — IV классах заметны более интересные, колоритные темы по технике, как «Мой любимый транспорт», «Велосипед», «Генератор», «Интернет и мои интересы», «Телефон и мы»; по экологии — «Экология нашего села». «Природный барометр», по здоровому образу жизни — «Движение — это жизнь», «Мой режим дня», «Физминутки», «Компьютер. Польза и вред.», «Оздоровительные тренажеры» и т.д.

Есть много проектов-рассказов. Это и устные рассказы (придуманные фантастические истории, рассказы-наблюдения, природоведческие рассказы, рассказы-картины). Коллекционирование всей семьей монет, марок, значков, фотографий, книг, реликвий, конфетных фантиков и т.п. тоже становятся основой проектов-рассказов.

Например: «Летний отдых», «Педагогическая династия Семеновых», «Традиции нашей семьи», «Все обо мне», «Мое фамильное древо», «Мама, папа и я — спортивная семья» и т.д.

Детей увлекают и конструктивные проекты, в том числе проекты игр. Сюда относятся изготовления материальных предметов по темам: «Наша игровая площадка», «Если б я был архитектором», «Каким я представляю свое родное село Сунтар» — создание макетов игровых площадок вызвал большой интерес у учащихся III — IV классов. Детские проекты воодушевили учителей. Они создали свои творческие группы по созданию проектов на тему: «Развивающие игры для младших школьников», и во время каникул были созданы собственными руками великолепные по замыслу, интересные по виду развивающие игры для игр во время перемены.

Круг социально значимых для детей проблем узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего одноплановы, малодифференцированы, но проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть именно из области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

В режиме проектов практикуются уроки по всем предметам, внеклассные занятия. Деятельность ученика и учителя в рамках метода проектов включают следующие этапы: выбор темы, планирование, принятие решения, выполнение, рефлексия, защита.

В процессе работы над проектом вначале с первоклассниками проводятся экскурсии, прогулки-наблюдения, совместный просмотр научно-познавательных фильмов, рассматривание книг — энциклопедий, справочников. Наряду с этим проводятся опросы, интервьюирование учениками родителей, отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Основными соучастниками проектов являются наши родители. Но при привлечении их, мы учитываем то важное обстоятельство, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами. От них требуется помощь советом, информацией, проявление заинтересованности, печать сделанной работы.

Специально для родителей проводим консультации, издаем «Памятки для родителей», собрания- лекции, на которых разъясняем суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываем об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

По завершении проектной работы в школе проводится презентация (защита) проектов в виде НПК «Первые шаги». Дети готовят выставку изделий, а также небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проектов отмечаем сертификатами, выделяем несколько номинаций как «познавательный проект», «оригинальный проект», «юный оратор», «лучшая исследовательская работа», «красочно-оформленный проект» и т.д. Следует отметить, что в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.

По итогам проектов в каждом учебном году оформляются и выпускаются сборники творческих работ «Первые шаги».

План выступления школьника примерно может быть таким:

  1. Почему я стал разрабатывать этот проект.
  2. Проводил ли предпроектную подготовку: исследование, интервьюирование, (если да, то, что было выявлено?)
  3. Основная идея моего проекта.
  4. Какими требованиями к проекту руководствовался?
  5. Какими материалами пользовался? Пришлось ли чему-то учиться? Какое оборудование использовал?
  6. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?
  7. Какие комментарии, рецензии получил от более компетентных людей, специалистов.
  8. Как смогу улучшить проект и какие направления получил для дальнейшего исследования?

Образовательная ценность защиты проектов в том, что авторы проектов учатся аргументирование формулировать и отстаивать свои проектные замысли, идеи. В то же время остальные (зрители) учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами.

Таким образом, метод проектов органично вписывается в общую систему личностно-ориентированного обучения, которая предусматривает обучение в сотрудничестве, в применении разнообразных проблемных методов, дифференциацию обучения.

Следующий: