Проектная деятельность на уроках географии. Урок по теме Введение в проект Вулканы


Цель урока: Подготовить учащихся к работе над проектом «Вулканы» (определить темы
исследований учащихся, сформулировать цели исследований, определить формы
представления результатов).

Условия проведения урока: Вводный урок.

Оборудование:

  • 2 модели вулкана (Приложение 1, вариант 1, вариант 2).
  • Презентация учителя (Приложение 2).
  • Проектор, компьютеры.
  • Карточки-задания (Приложение 3).
  • Энциклопедия «Хочешь знать почему?». Серия «Мир открытий». М.: «Махаон»,
    2005.

План урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный. Здравствуйте, ребята.

Чтение сообщения ведущего научного сотрудника института вулканологии
и сейсмологии ДВО РФН Алексея Озерова: «Вновь активизировался вулкан на
Камчатке, «спавший» 44 года. Извержение вулкана Шивелуч, ставшее одним
из самых мощных за последние годы, произошло в ночь со вторника на
среду. Из кратера исполина поднялись мощные столбы пепла, в южном
направлении спустилась лавина газа, пепла и обломков магматического
материала температурой порядка 800 градусов Цельсия протяженностью 6-7
километров».



Демонстрация моделей вулканов (Приложение 1, варианты 1, 2).

Изучение география мы сегодня проведем необычно – в форме проекта. В
проекте исследование по теме проекта выполняют его участники, то есть
учащиеся. Ребята, актуальную на сегодняшний день тему проекта.



Слушают.

Называют тему проекта («Вулканы»).

2. Основной. О чем пойдет речь в нашем проекте? Сформулируйте
основополагающий вопрос.
Работают по заданию 1 (Приложение 3) в парах.
Формулируют основополагающий вопрос проекта.

Прочтите текст:

«На земном шаре около 600 вулканов. У каждого вулкана свой характер,
свой голос, свой ритм работы, своя температура, особое дыхание. С
вулканами связано много тайн. Вулканы издавна привлекали внимание
человека. Люди всегда стремились к тому, чтобы познать вулканы. Глядя на
эти удивительные горы, они задавали себе вопрос:
______________________-?»

Записывает вопросы на доске на доске (с целью экономии
времени ведет записи сам)
В случае множества вопросов выбирают наиболее общий.
(Вулканы – какие они?)
Демонстрирует презентацию. (Приложение 2) Продолжают работу в парах. Выполняют задание 2
(Приложение 3).

Сравните вулканы по форме, цвету, наличию снегов.

Составляют проблемный вопрос.

Записывает на доске проблемные вопросы. Обсуждают, выбирают наиболее общий вопрос,
соответствующий основополагающему вопросу проекта. (Почему вулканы
разные?)
Вы поставили очень серьезную и объемную проблему. Для
решения ее мы поделимся на группы и составим частные вопросы. Организует
группы учащихся.
Делятся на 3 группы.

Работают по карточкам-заданиям с
информационными ресурсами.

Задание 3. (Приложение 3)

Составляют частные вопросы.

Записывает частные вопросы на доске Называют частные вопросы
Чтобы ответить на частные вопросы, нужно провести
исследование
Продолжают работу в группах. Выполняют задание 4 (по
каждому частному вопросу записывают тему исследования).
Приложение 3. По
одному частному вопросу может быть несколько тем исследования.


Заполните таблицу:

Записывает на доске. Зачитывают темы и цели исследований, источники
информации, формы представления.
3. Заключительный. Организует выбор тем исследований. Выбор тем исследований.

Ребята разбиваются на группы,
выбирают темы исследований групповые или индивидуальные (если частных
вопросов и тем исследования более трех). Если исследования групповые, то
учащиеся распределяют этапы исследования между собой.



Рефлексия:
  1. Чему вы научились сегодня?
  2. Что еще вы хотели бы узнать по теме проекта?
  3. Кому в группе вы помогли? (Кто помог вам?)?
Отвечают на вопросы.
Домашнее задание (с целью организации работы выдает
буклеты. (Приложение 4))
Подобрать информацию по теме исследования.

Подобрать творческое название проекта. Задание 5.
(Приложение 3)

Примечание::

Аннотация проекта: Проект реализуется за 3 часа (1 час — в соответствии с
программой, 2 часа взяты либо из резервного времени, либо из муниципального
компонента). В рамках исследования школьники знакомятся с учебным материалом по
теме, проводят поиск и анализ информации, делают выводы. По итогам проекта
учащиеся готовят отчет в форме мультимедийных презентаций, буклетов, таблиц,
электронных карт, альбомов, схем и др.). Презентация результатов
исследовательских работ учащихся осуществляется на заключительном уроке по теме.
Материалы проекта можно использовать на уроках географии(7 класс, 8 класс),
природоведения (5 класс).




Следующий: