Проектная деятельность на уроках географии. Проект Страны мира


Презентация



Курс “Экономическая и социальная география
мира” 10 класса является завершающим этапом в
изучении школьной географии. При его прохождении
возникают трудности разного характера и
некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к
подготовке которых привлекаются ученики.

Вторая половина учебного года посвящена
изучению раздела “Региональный обзор стран”.
Вопросы страноведения органически вписываются в
изучение данного раздела.

Выдающийся ученый ХХ века Н.Н. Баранский писал:
“Основным объектом изучения в географии
является страна и район (большой или маленький)
во всем их своеобразии — природном,
хозяйственном, культурном, политическом.
Характеристика стран и районов — главное
содержание географической работы”.

Страноведение не является набором самых
разнообразных знаний, оно использует материалы
различных наук: истории, географии, демографии,
экономики, социологии, политологии и даже
литературы и искусства.

История – раскрывает периоды возникновение,
развитие и функционирования государства,
выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.

Экономика — выявляет сочетание отраслевой и
территориальной структуры хозяйства, отражающих
эффективность материального обеспечения
общества.

Демография – это ориентация на человека и все
стороны его жизни, связанные с территорией.

Большое значение играет “политический
портрет” территории, связи с другими странами.

Искусство и литература вносят образность в
восприятие страны.

Посредством совокупности этих понятий
создается целостный, слитный образ территории,
“образ места”.

В разделе “Региональный обзор мира” все уроки
я делю на две группы: уроки по темам “Общая
характеристика Зарубежной Европы”, “Общая
характеристика Зарубежной Азии” и т.д. Они носят
типологический характер: урок-лекция,
урок-диалог, урок-практикум.

Уроки изучения отдельных стран – это
выполнение практической работы

“Составление экономико-географической
характеристики одной из стран”, отражение
результатов в рефератной форме на основе
использования разнообразных источников знаний.

Форму традиционного реферата я заменила
творческой работой “Путешествие по стране” с
использованием информационных технологий.
Информационные технологии являются современным
средством обучения, которое очень быстро
внедряется в учебный процесс и позволяет
расширить кругозор школьников,
систематизировать полученные знания, развивать
логическое мышление и художественный вкус.

Организационная работа по подготовке
творческой работы “Путешествие по стране”
строится следующим образом:

1 этап — подготовительный

.

1.

ученик, из предложенного списка, выбирает
страну, о которой будет делать работу;

2.

изучает типовой план характеристики
страны.

План характеристики страны.

1. Страна, столица.

2. Краткая историческая справка.



3. Политико-географическое положение:

  • положение на материке;
  • какие страны окружают;
  • в какие блоки входит страна и окружающие ее
    государства;
  • очаги напряженности и конфликтов в этом
    регионе;
  • изменение ПГП во времени;
  • влияние ПГП на развитие хозяйства

4. Экономико-географическое положение;

  • выходы на мировые торговые пути;
  • положение к главным топливно-сырьевым и
    промышленным и с/х районам мира;
  • изменение ЭГП во времени (образование новых
    соседних стран, строительство транспортных
    путей и т.д.);
  • вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства;

5. Хозяйственная оценка природных ресурсов.

  • рельеф;
  • климат;

а) ресурсы ля промышленности (оценка)

  • топливно-энергетические;
  • ресурсы для металлургии;
  • водные и гидроресурсы;
  • лесные;
  • рекреационные;
  • и другие природные ресурсы;

б) ресурсы для с/х

  • сумма температур;
  • зона увлажнения, коэффициент увлажнения;
  • почвы;

в) общий вывод об обеспеченности ресурсами
страны.

6. Население.

  • плотность;
  • размещение;
  • национальный состав;
  • естественный прирост и проблемы с ним
    связанные, демографическая политика;
  • миграции;
  • соотношение городского и сельского населения;
  • крупные города, агломерации;
  • структура занятости населения (сколько в
    промышленности, в сх, в непроизводственной
    сфере);

7. Общая характеристика хозяйства:

  • уровень развития страны;
  • ведущие отрасли экономики;
  • уровень оснащенности экономики достижениями
    НТР;

8. Промышленность.

  • название главных отраслей специализации;
  • крупные центры;
  • территориальное размещение (причины);

9. Сельское хозяйство.

  • общая характеристика аграрных отношений;
  • характеристика главных отраслей и их
    размещение (причины);

10. Транспорт.

  • ведущие виды транспорта;
  • густота транспортной сети;
  • крупные транспортные злы, порты.

11. Внутренние различия (выделение развитых и
отсталых районов).

12. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт).

3.

Ученик самостоятельно подбирает
информацию для раскрытия пунктов плана.

Источниками знаний являются учебник, карты
атласа, справочники, дополнительная литература о
стране, информация из Интернета.

Развивается дидактический принцип –
ориентация учащихся на самостоятельный отбор и
проработку материала.

2 этап — подготовительный.

1. Каждый ученик получает индивидуальные
консультации учителя по отобранному материалу и
правилам его оформления.



Здесь работает еще один дидактический принцип
– это оптимальное содержание и формы изложения.

2. На основе собранного материала в
компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word, Adobe
Photoshop создаются слайды и компонуются в
компьютерную презентацию. В презентации
включается так же видеоролики, музыкальное
сопровождение. C помощью использования
информационных технологий происходит
формирование межпредметных связей.

Для полного раскрытия “образа страны” в
типовой план характеристики страны
девятиклассники добавляют свои пункты, например,
народные традиции, национальная кухня, обряды,
праздники и т.д. Многие делятся личными
впечатлениями о стране, в которой побывали.

Так же в типовой план я добавила свой пункт
плана, он является последним слайдом
презентации, считаю, его особенно важным. Цифры,
факты со временем стираются из памяти, но
ассоциированное восприятие страны остается
надолго.

Например, Финляндия – это страна сыра “Виола”,
тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества,
качественной обуви, зимних видов спорта и т.д.

Япония – это страна сакуры, суши, восходящего
солнца, высококачественной электроники и т.д.

З этап – творческий отчет

.

Это проведение учеником урока “Путешествие по
стране” с использованием компьютерной
презентации.

На уроке происходит работа по развитию устной
монологической речи. Учебный монолог переходит в
учебный диалог обсуждения темы, оценивание
выступающего одноклассниками.

Таким образом, каждый десятиклассник, выполняя
практическую работу “Составление
экономико-географической характеристики
страны”, учится самостоятельной и систематичной
работе с разными источниками информации. Также
активизируется и познавательная деятельность
ребёнка.

За несколько лет работы идея практической
творческой работы превратилась в ученический
проект “Страны мира”, в котором насчитывается
более 40 работ. Ученики нашей школы выступали с
проектом “Страны мира” на окружном и городском
конкурсах по информационным технологиям.

Накопленный материал с успехом используется
как на уроках географии, так и во внеурочной
работе.

Познание других народов, территорий расширяет
кругозор, способствует развитию эстетического
воспитания, все это формирует систему духовных
ценностей юных россиян.




Следующий: