Проектная деятельность на уроках географии по теме: Коренное население Северной Америки


Цель:

познакомить учащихся с коренным
населением Северной Америки.

Задачи:

Создать мотивационную среду для
самостоятельной игровой деятельности учащихся
через постановку проблемы в виде эвристической
беседы.

  • Развитие познавательных потребностей и
    способностей учащихся через самостоятельную
    работу в группах и решение проблемной ситуации.

    Развитие коммуникативной культуры

  • Развитие творческих способностей, умения
    анализировать и систематизировать материал
  • Развитие эмоциональной сферы личности через
    создание ситуации успеха и самореализацию.
    1. Развитие рефлексивных способностей через
      самооценку и взаимооценку.
    2. Воспитание гуманистического отношения к другим
      народам через знакомство с их бытом, музыкой,
      костюмами и через обращение к художественной
      литературе об этих народах.

    Оборудование:

    -учебники географии 7 класс «География
    материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина,
    В.А Щенев;

    -физическая карта Северной Америки;

    -атласы 7 класса по географии;

    - листы ватмана- 3шт.;

    -иллюстрации по теме «Коренное населении
    Северной Америки»;

    -ножницы 3шт.;

    - клей 3 шт., фломастеры, маркеры;

    - конверты с заданиями;

    -загадки 2шт.;

    - дарц с подсказками к заданиям;

    - клюква в туеске;

    - магнитофон с записями музыки эскимосов и
    индейцев;

    - элементы костюмов: песцовая шапка, перо с
    мережкой;

    - выставка книг.

    Парты расставлены на 4 группы.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Приветствие учащихся, представление.
    Организация рабочего места( на столах должны
    лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши,
    фломастеры. Клей, ножницы, конверт с заданием,
    папка с иллюстрациями и дополнительной
    информацией, ватман, 20 значков «Агент 007», анкеты,
    у 1 и 2 группы – элементы костюма, у 3 группы –
    загадки, у 4 группы – жюри – таблицы с оценочными
    материалом).

    Учащиеся распределяются на 4 группы.

    2. Тема урока не сообщается, учащиеся должны
    сами выйти на нее в конце урока.

    Создание игровой проблемной ситуации.

    - Ребята! Я хочу сегодня начать урок с
    необычного вопроса. Кто такой Джеймс Бонд ( шпион,
    агент
    ) ? Правильно, агент 007. А Вы ученики 7
    класса. Общая цифра — 7. Предлагаю сыграть в агента
    007.

    - Какими качествами характера должен обладать
    секретный агент?( Внимательный – правильно, это
    пригодится для изучения материала; аккуратный –
    для аккуратного оформления информации;
    спокойный – для умения сосредоточиться и т. д.).

    - У вас 3 команды агентов 007. У каждой команды на
    столе – пакет с секретным заданием и все
    необходимое для его решения. Вы отправляетесь на
    неизвестную территорию для осуществления
    секретной миссии – сбора информации.

    После возвращения вам надо отчитаться о
    выполнении задания перед «Центром управления»( жюри
    – 3-4 человека- 4 команда
    ).

    Они оценят вас по следующим критериям:

    - правильность изложения материала;

    - полнота ответа;

    - логичность ответа;

    - наглядность проекта;

    - уважение к другой команде;

    - время.

    Время работы в команде – 10-12 минут. Время ответа
    – 2 минуты.

    Выберите старшего.

    Время пошло! (Звучит музыка «Миссия не
    выполнима» в ходе выполнения всего задания).

    Учитель подходит к командам , консультирует.

    1 команда

    .

    На столе- ватман с контуром Северной Америки.

    Задание в конверте

    : «Найти материал об
    индейцах Северной Америки, подготовить проект на
    ватмане и рассказать о них».

    Ценные указания

    :

    1. Прочитать текст – параграф 56 –«Население
    Северной Америки» стр. 220-222.

    2. Прочитать дополнительный материал на
    карточках и использовать его при ответе ( интересные
    сведения , приготовленные учителем
    ).

    3. Оформить проект( используя рисунки,
    иллюстрации, значки
    ).Наклеить на место
    проживания индейцев их национальные жилища и
    фигурку индейца.

    4. Заполнить на контуре Северной Америки схему:

    народ индейцы

    численность 15 млн. чел.

    место проживания центр и юг
    Северной Америки

    национальное жилище вигвам

    занятия охота, рыболовство

    5. Подготовить рассказ по схеме об индейцах.

    6. При отчете использовать элементы
    национального костюма.

    2 команда

    .

    На столе — ватман с контуром Северной Америки.

    Задание:

    «Найти материал об эскимосах
    Северной Америки, подготовить проект на ватмане
    и рассказать о них.»

    Ценные указания

    :

    1. Прочитать текст – параграф 56 «Население
    Северной Америки» стр. 220-222.

    2. Прочитать дополнительный материал на
    карточках и использовать его при ответе ( интересные
    сведения , приготовленные учителем
    ).



    3. Оформить проект( используя рисунки,
    иллюстрации, значки
    ).Наклеить на место
    проживания эскимосов их национальные жилища и
    фигурку эскимоса.

    4. Заполнить схему на контуре Северной Америки:

    народ эскимосы

    численность 55 тыс. чел.

    место проживания север материка

    национальное жилище иглу

    занятия охота, рыболовство,
    разведение оленей

    5.Подготовить рассказ по схеме об эскимосах.

    6. При отчете использовать элементы
    национального костюма.

    3 команда

    . На столе- ватман с контуром
    Северной Америки.

    Задание:

    «Отобрать интересный материал –
    «изюминки» об эскимосах и индейцах Северной
    Америки. Оформить проект «Мозаика фактов» на
    ватмане и рассказать об этом.

    Ценные указания

    :

    1. Разгадать загадки:

    а) «Что индейцы Северной Америки называли
    «следом белого человека»?( Подсказки приколоты
    в дарце, который висит на стене).

    б) «Красная, румяная – ягода багряная,

    на болоте растет, витамин «С» дает»?

    ( Ответы у жюри: на первую загадку – рисунок,
    на вторую- клюква в туесочке
    ).

    2.Найти интересные сведения о коренных народах(
    индейцах и эскимосах
    ) в дополнительном
    материале на столе.

    Смотри: а)карточки; б) журналы; в) книги.

    3. На квадраты ( из цветной бумаги, их – 5 штук)
    написать по одному интересному сведению( кратко).

    4. Приклеить цветные квадраты на контур
    Северной Америки( внутрь).

    5. Приготовить рассказ об этих сведениях.

    4 команда

    – «Центр управления» или жюри.

    Задание:

    1. Прочитать текст – параграф 56 –«Население
    Северной Америки» стр. 220-222.

    2. Прочитать дополнительный текст ( такой же
    как для команды
    ).

    3. Придумать дополнительные вопросы для команд( по
    2 для каждой
    ).

    4. После выступления каждой команды – заполнять
    таблицу «Результаты работы» (Приложение
    1).

    5. После выступления всех команд подвести итоги
    и кратко прокомментировать оценку.

    6. При равном количестве баллов задать командам
    дополнительный вопрос , не по их теме.

    За две минуты до окончания срока –
    предупредить команды о том, что время
    заканчивается.

    - Внимание! Время закончилось. Вызывается 1
    команда секретных агентов для отчета в «Центр
    управления» ( включается музыка «Земля инков»).

    -Прочитайте ваше задание для остальных команд.
    Слушаем, какую информацию вы собрали.

    Ответ команды по проекту, с показом по
    физической карте Северной Америки.

    - Спасибо, садитесь!

    - Вызывается 2 команда «агентов 007»(звучит
    музыка народов Севера
    ). Слушаем ваше задание.

    Ответ команды по тому же плану.

    - Спасибо, садитесь!

    - В «Центр управления» вызывается следующая 3
    команда «секретных агентов».

    - Прочитайте задание. Начните, пожалуйста, с
    загадок.

    Ответы команды.

    - Спасибо, командам!

    - Сейчас возьмите анкеты на столах( они лежали
    лицевой стороной вниз
    ) и ответьте на вопросы в
    течении 2 минут, а «Центр управления» подведет
    итоги (Приложение 2).

    - Время закончилось!(Звучит музыка «Фанфары»).Отложите
    анкеты. Слово – жюри.

    Жюри объявляет итоги.

    Учитель:

    «Мне кажется, что сегодня победили
    все команды. Каждая принесла ценную информацию в
    «Центр управления». Если бы не было работы какой-
    либо из команд, то мы не получили бы целостную
    картину по теме урока. Вы , молодцы, сумели
    собрать информацию в единое целое. Победила –
    дружба!

    Старшие каждой команды – получите для своей
    команды памятные значки – «агент 007».

    -А теперь, давайте подведем итоги.

    - На каком материке мы побывали?(Северная
    Америка
    )

    - Кто главные герои нашей игры?(Индейцы и
    эскимосы
    )

    - Как их назвать одним словосочетанием? (Коренное
    население
    )

    - Значит тема нашего урока называется …( «Коренное
    население Северной Америки
    »)

    -Молодцы, но это еще не все. Обратите ваше
    внимание на стенку с книгами.

    Я рекомендую прочитать книги

    об индейцах
    Фенимора Купера: «Последний из могикан»,
    «Зверобой», «Пионеры», Сат О.К. «Земля соленых
    скал»; произведение об эскимосах Юрия Рытхеу
    «Сон в начале тумана».

    -В качестве домашнего задания

    — посмотреть по
    телевизору в воскресенье 20 марта 2005 года на
    канале «Россия» в 10.00 передачу «Вокруг света»,
    тема: «Индейцы Мексики».

    в подарок , за хорошую работу, класс
    получает- пирог с брусникой. Эту ягоду
    использовали в пищу как эскимосы, так и индейцы
    Северной Америки.

    Спасибо за работу!




    Следующий: