Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в 6–9-м классах

План проведения:

  1. Цель.
  2. Задачи.
  3. Актуальность опыта.
  4. Выступление.
  5. Практическая часть.
  6. Результативность деятельности учителя –
    мастера.
  7. Самоанализ учителя – мастера.

1. Цель:

представить собственную систему работы,
нацеленную на формирование информационных
компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью
проектной технологии.

2. Задачи:

– сформировать у участников М-К представление
о собственной системе работы в проектной
технологии (учебный проект) на уроках истории;

– продемонстрировать результаты деятельности
детей в форме различных конечных продуктов
проектов.

3. Актуальность опыта:

Формирование информационных компетенций
учащихся как средства подготовки к активной
деятельности, умению адаптироваться в
информационном обществе.

4. Выступление.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарю всех, кто сегодня пришёл меня
поддержать и готов к сотрудничеству. Позвольте
мне представить свой опыт работы.

Слайд 1.

Методическая тема, над которой я работала
последние несколько лет – “Проектная
деятельность как средство формирования
информационных компетенций учащихся 6–9-х
классов”.

Слайд 2.

Она выбрана не случайно. Современное общество
выставляет ученику достаточно широкий спектр
знаниевых и деятельностных требований, поэтому
очень важно сформировать информационные
компетенции учащихся, с тем, чтобы подготовить их
к активной деятельности, умению адаптироваться в
информационном обществе.

Слайд 3.

Изучая литературу по данному вопросу, можно
заметить, что как в теории, так и в практике
образования определились отличительные
особенности традиционного подхода и проектного:
т.н. “знаниевый”, с одной стороны, и
“способностный”, с другой.

Слайд 4.

Остановлюсь на “способностном” подходе. Он
ориентируется на личность обучаемого. Одним из
показателей развития личности выступает
овладение учащимися такими мыслительными
операциями, как: синтез, сравнение, обобщение,
классификация, индукция, дедукция,
абстрагирование и др. Но наиболее существенным
становится появление потребности, интереса,
мотива к личностному росту, изменению себя,
развитию эмоционально – образной сферы,
приобретению опыта эмоционально – ценностных
отношений. Т.о., проектное обучение – полезное
дополнение к традиционной системе обучения.

Слайд 5.

В своей практике, на уроках истории,
обществознания и во внеурочной деятельности, я
использую технологию проектов. По сути, моя
технология обучения представляет систему,
которая включает в себя 3 этапа.


1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

На данном этапе учащиеся 5–6-х классов
обучаются представлять исторический материал в
различной форме (с помощью анализа,
систематизации, творческого переосмысления)

– составляют опорные конспекты, таблицы,
логические цепочки, глоссарии;
– представляют описательный текст с помощью
рисунка, поделки;
– составляют презентации и сообщения и др.

Ссылка 1 на слайде5.

В частности, в 5-м классе, изучается тема
“Чудеса Света” – это очень занимательная тема и
дети с удовольствием занимаются поиском
информации о них. Конечные продукты этого
проекта могут быть разными: от простых сообщений
до замечательных коллекций рисунков.

В ходе обобщения по курсу истории Древнего мира
ребята часто останавливаются на
театрализованных представлениях мифов Древней
Греции и Древнего Рима. Также предлагаю Вашему
вниманию работу ребят 6-го класса “Куликовская
битва”.

Возврат на слайд 5.


2. ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП.

Учащимся 6–7-х классов предлагается, по желанию,
принять участие в подготовке к урокам;
формируется система домашних заданий,
предполагающая обращение к дополнительным
источникам информации, которые углубляют и
расширяют исторические знания учащихся, их
образное восприятие исторических личностей, а
также формируется ИК культура, т.к. ребята
активно обращаются к сети ИНТЕРНЕТ. На этом этапе
продолжают формироваться предметные и
информационные компетенции учащихся и
оформляются в определённую систему. Ребята
осваивают навыки работы в группе, формируется их
готовность к самообразованию, к социальному
взаимодействию.

Ссылка 2 на слайде 5.

Вашему вниманию предлагается подготовленный
группой ребят 6-го класса макет средневекового
замка, с помощью которого они представили
описательный текст о Средневековом замке –
жилище рыцаря и феодала. Заслуживает особого
внимания долгосрочный проект в 7-м классе
“Династия Романовых до 1801 г.”. Ребятами
проделана большая работа по обработке не учебных
источников информации и выстраивании
хронологического ряда.

Возврат на слайд 5.

Третий этап можно, условно, назвать
заключительным, т.к. предполагается продолжение
развития проектной деятельности на качественно
новом уровне в 10-х и 11-х классах.


3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Учащиеся 8–9-х классов принимают участие в
работе над учебными проектами, творческими
работами, в школьном фестивале проектов,
районном и городском конкурсах. Этот этап
является наиболее плодотворным в плане
сотрудничества учителя и учеников в проектной
деятельности, т.к. ребята имеют достаточно
стабильные навыки работы с исторической
информацией и способны ею оперировать. Я включаю
в учебную программу несколько учебных проектов,
обязательных для выполнения всеми учениками
класса.

Ссылка 3 на слайде 5.

Например, по истории России в 8-м классе
“Русские первооткрыватели и путешественники”,
“Династия Романовых”; в 9-м классе по истории
России “Духовная жизнь Серебряного века”, не
остаётся без внимания тема ВОВ.

Возврат на слайд 5.

Нужно отметить, что для организации учебных
проектов нужна предварительная подготовка,
поэтому о нём объявляется за 1-2 недели, а также 1
урока для реализации недостаточно, поэтому лучше
уроки спаривать. От учителя требуется не только
умение организовать детей, но и помочь с
определением подходящих источников, рационально
распорядиться временем урока, в соответствии с
возрастными нормами, применять техническое
обеспечение урока, составлять домашние задания.
Т.о., у учащихся формируются все ключевые
компетенции, а информационные, как приоритетные.

К проектной технологии на уроках истории я
обратилась в связи с тем, что на разных этапах её
изучения возникают трудности, связанные с
несовершенством учебников. Думаю, коллеги, не
ошибусь, если предположу, что вы все с такой
проблемой столкнулись. Много замечательных
учебных изданий, но в одних информация слишком
сжата (этим страдают учебники по Всемирной
истории), либо содержат слишком большой объём
информации (учебники по истории России). А
нынешнее время, воленс – неволенс, подводит нас к
тому, что ученик должен быть сориентирован на
готовность к самостоятельному обучению и умению
грамотно оперировать различными видами
информации.

Пробуя другие технологии, а также, учитывая
требования общества, которые выставляются
современному ученику, я пришла к заключению о
том, что наиболее удачной будет проектная
деятельность.

5. Практическая часть.

Теперь, давайте перейдём от теории и
демонстрации к практике. Вспомним золотое
правило дидактики:

Услышу – забуду.
Увижу – запомню.
Сделаю – пойму.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам принять
участие в небольшом исследовании двух конечных
продуктов детского проектного творчества –
Продукт А -“Духовная жизнь серебряного века” и
Продукт Б – “Династия Романовых до 1801 г.”.

Перед вами стоит задача: определить, какие
ключевые компетенции формируются у учащихся в
ходе работы над различными видами проектов и
проранжировать их.

Для этого мы разделимся на 4 группы. Две из них
будут исследовать продукт А, а две другие –
продукт Б.

В Ваших папках есть лист (Приложение
1
), на котором указаны основные ключевые
компетенции учащихся, виды проектов.
Ознакомившись с ними и глоссарием (Приложение
2
), Вы сможете выполнить свои задания.

В целях экономии времени (не более 5 минут),
предлагаю, результаты вашей совместной
деятельности представить от группы, одним из её
членов. /Приложение 1,
работа с ноутбуками/.

5.1. Заслушивание результатов деятельности
групп, выводы.

Для общего обозрения, во время озвучивания
результатов деятельности групп, на слайде 6
используются ссылки: “Продукт А” и “Продукт Б”.

Благодарю Вас за сотрудничество.

6. Демонстрация результативности
деятельности.

Проектная деятельность базируется на трёх
китах: самостоятельность, деятельность,
результативность. Удобнее всего этот принцип
отследить с помощью алгоритма проектной
деятельности учащихся во время реализации
учебных проектов (комментарий слайдов
7,8
).

К слову о результативности. С результатами
деятельности учащихся в форме конечных
продуктов Вы уже ознакомились. Пора подвести
итоги и моей педагогической деятельности (в
данном случае).

Результативности на своих уроках я добиваюсь с
помощью целого арсенала приёмов и методов. Они
обеспечивают развитие индивидуальности и
самостоятельности ученика, формируют его
информационные и другие ключевые компетенции
(предметные, жизненные). Данную технологию я
применяю при обобщении и систематизации знаний,
при изучении нового материала, контроля знаний, а
также во внеурочной деятельности.

Слайд 9.

В частности, долгосрочный социальный проект:

“Знаем! Помним! Гордимся!”.

Основной целью этого проекта является
сохранение памяти о суровых и героических годах
нашего народа.

Задачи:

– сбор сведений о ветеранах ВОВ и
Сталинградской битвы;
– забота о ветеранах (в классе хранятся интервью,
фото, видеоролик, стендовая информация, она также
была передана в школьный музей для проведения
экскурсий).

Слайд 10.

На данный момент результаты моего опыта можно,
вкратце, представить следующим образом:

  1. Сложилась система формирования информационных
    компетенций учащихся на уроках истории.
  2. Создана мультимедиатека конечных продуктов
    учащихся, которые можно использовать на уроках
    истории, обществознания и во внеурочной
    деятельности.
  3. Разработана система уроков и домашних заданий в
    6–9-х классах, на которых учащиеся осваивают
    проектную технологию.
  4. Формируются и развиваются информационные
    компетенции, с помощью которых учащиеся
    осваивают систему работы с различной
    исторической информацией.
  5. Созданы условия для воспитания социально
    адаптированного гражданина.

В перспективе я планирую разработать систему
занятий по истории и обществознанию для учащихся
10–11-х классов, которые можно организовать, как
творческую лабораторию по обучению учащихся
проектированию, а также разрабатываю элективный
курс для учащихся 10-х класса по истории России, в
основе которого заложена проектная
деятельность.

7. Рефлексия.

Слайд 11.

Для того чтобы я смогла проанализировать,
насколько успешной была сегодня презентация
моего опыта работы, прошу Вас, уважаемые коллеги,
ответить на несколько вопросов БЛИЦ – ОПРОСА (Приложение 3), которые Вы
найдёте в своих папках.

7.1. Рефлексия (результаты опроса)

Подведём итоги нашей с Вами встречи
(озвучивание результатов опроса).

8. Самоанализ мастера.

Слайд 12.

Результаты блиц – опроса – это часть
самоанализа, которые иллюстрируют опыт,
представляемый мной на данном этапе своей
деятельности.

Презентация

Следующий: