Проект урока по теме Полезные ископаемые. Металлы. 5-й класс, курс Природоведение

Тип урока

: изучение нового материала

Цели урока:

  • Образовательные:


продолжить формирование представлений и знаний о полезных ископаемых,
практическим путем определить свойства металлов, познакомить учащихся с
понятиями: “руда”, “рудные и “нерудные” полезные ископаемые, “цветные,
черные металлы”.

  • Развивающие:

  • продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником,
    способствовать формированию информационной культуры учащихся при работе с
    различными источниками информации, компьютерными программами: Smart Notebook;
    Power Point; стимулировать любознательность и познавательный интерес.

  • Воспитательные:

  • формирование коммуникативной культуры.

    Учебно-наглядный комплекс:

    Smart – доска, учебник 5 класса “Природа.
    Неживая и Живая.”, автор Пакулова В.М., Иванова Н.В. “Природа. Неживая и Живая”,
    М.: Дрофа, 2000г. – 208 с., магниты, металлические пластины из меди, железа,
    алюминия; денежные монеты; металлическая проволока, кусочки мела; Smart – доска.
    Приложение со слайдами.

    Форма организации учебной деятельности:

    индивидуальная, фронтальная,
    работа в учебных парах.

    План урока

    1. Актуализация знаний.
    2. Изучение нового материала.
    3. Практическая работа.
    4. Итоги урока.

    Ход урока

    1 этап. Актуализация знаний

    Цель этапа:

    а) организация повторения учащимися ранее изученного материала; Тема:
    “Строение земной коры”;
    б) включить школьников в совместную деятельность по определению темы,
    целей учебного занятия, способов деятельности.

    Учитель:

    Курс Природоведения 5 класса посвящен изучению оболочек Земли.

    – Какие оболочки вы знаете? (Гидросфера, атмосфера, биосфера, литосфера).

    – С помощью интерактивной доски, вспомним какое внутреннее строение, имеет
    литосфера. (Один ученик работает по заданию слайда 2).

    Учитель:

    Согласны ли вы с утверждением?

    Горные породы – составная часть земной коры.

    Предполагаемый ход рассуждений учащихся:

    – формулируют понятие “горные породы”

    – какая взаимосвязь существует между горными породами и минералами?

    – вспоминают виды горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.

    – проверяют задание слайда 2.

    Слайд 2.

    (Ответ: 1 – земная кора – 5–80 км ; 2 – мантия – 2900 км.; 3 – внешнее
    ядро – 5500км.; 4 – внутреннее ядро – 6371км)

    Работа со слайдом 3

    (все объекты перемещаются маркером)

    – один ученик выполняет практическое задание у доски, находит соответствующее
    изображение пород;

    – учащиеся в тетрадях составляют схемы образования осадочных и магматических
    пород, работая с содержанием слайда.


    Слайд 3.

    Ответ:

    Осадочные породы

    – обломки пород – формирование слоев – процесс
    накопления– уплотнение отложений – примеры: известняк, мел, гипс;

    Учитель и учащиеся

    проверяют схемы образования осадочных горных пород.

    Для проверки схемы образования магматических пород, к доске приглашается
    ученик (работа со слайдом 4)

    Учащиеся в тетрадях записывают цифры, соответствующие схеме образования
    магматических пород. Магматические породы – извержение вулкана –
    образование потоков лавы – магма – примеры: гранит, базальт

    Слайд 4.

    Ответ: 5-4-3-6-1-2

    Учитель: С какой цель человек изучает внутреннее строение Земли,
    горные породы?

    (При работе с данным слайдом 5 возможно 2 варианта):

    1. учитель открывает “невидимую” шторку с ответами;
    2. учитель записывает ответы учащихся, не показывая текст.

    Слайд 5.

    2 этап урока – Изучение нового материала

    При обсуждении вопроса, учитель подводит учащихся к теме урока: “Полезные
    ископаемые. Металлы”– Слайд 6.

    Учитель:

    Как вы понимаете тему урока? Что вам известно о полезных
    ископаемых? Давайте, составим план изучения темы, какие вопросы необходимо
    рассмотреть сегодня на уроке?

    Предполагаемый ответ:

    – Определить: что такое полезные ископаемые? Чем они отличаются друг от
    друга?

    – Выявить свойства полезных ископаемых, металлов.

    – Узнать, как человек использует полезные ископаемые?

    – Какие полезные ископаемые есть на территории Алтайского края?

    – другое….

    Слайд 6.

    Слайд 7.

    При работе со слайдом:

    1 шаг – учащиеся самостоятельно формулируют и записывают определение в
    тетрадях.

    2 шаг – учитель с учащимися обсуждают результаты работы.

    3 шаг – учитель открывает “шторку”, уточняет определение, дает возможность
    ученикам, испытывающим затруднение в решении данного вопроса получить подсказку.



    Слайд 7.

    После обсуждения данного вопроса, учитель проводит валеологическую минутку.

    Валеологическая минутка (гимнастика для глаз)

    Рисуй глазами треугольник
    Теперь его переверни
    Вершиной вниз
    И вновь глазами
    Ты по периметру веди
    Рисуй 8 вертикально
    Ты головою не крути,
    А лишь глазами осторожно
    Ты вдоль по линии води
    И на бочок ее клади.
    Теперь следи горизонтально
    И в центре ты остановись
    Зажмурься крепко, не ленись!
    Глаза открываем мы, наконец!
    Зарядка окончилась
    Ты молодец!

    Учитель:

    Рассмотреть свойства полезных ископаемых нам поможет учебник.
    Работа организуется по вариантам.

    Слайд 8.

    Для работы у доски поочередно вызываются 2 ученика. Вместе с классом
    проверяют результаты работы, делают вывод о том, что все полезные ископаемые, в
    зависимости от происхождения делятся, на рудные – металлы и нерудные –
    неметаллы. Обладают разными свойствами.

    Ответ:

    1 вариант:

    – руда – природное образование…
    – из рудных п/иск. получают металлы;
    – выделяют руды черных и цветных металлов;
    – магматическое происхождение;
    – медь, алюминий, цинк и др.

    2 вариант

    – не содержат руды металлов (неметаллы);
    – осадочное происхождение;
    – широкий спектр использования (многообразие свойств);
    – “соли плодородия”;

    Учитель предлагает учащимся распределить полезные ископаемые по группам.

    (Слайд 9). Учащиеся с помощью маркера переносят изображения рудных и нерудных
    полезных ископаемых в соответствующие колонки в схеме слайда.

    Слайд 9.

    Ответ:

    Рудные полезные ископаемые:

    бурый железняк, ртутная руда, ртуть, золото,
    боксит;

    Нерудные полезные ископаемые:

    торф, сера, каменная соль, уголь.

    Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, которые были
    сформулированы в процессе целеполагания. Акцентирует внимание на изучении
    полезных ископаемых Алтайского края.

    В рамках данного урока, учитель ставит цель: познакомить учащихся с историей
    освоения полезных ископаемых, более подробное изучение данного вопроса
    предполагается в курсе “География Алтайского края”

    Сообщение ученика

    по теме: “История освоения полезных ископаемых на
    территории Алтайского края”. (При прослушивании доклада учащиеся фиксирую в
    тетради названия полезных ископаемых, характерных для Алтайского края)

    3 этап урока – Практическая работа

    (Слайд 10)

    Цель:

    Определить свойства металлов, выявить различия между черными и
    цветными металлами.

    Учитель:

    Объясняет особенности выполнения практической работы “в парах”,
    знакомит с необходимым оборудованием, которое есть у каждой пары на столе.

    Определяет цель практической работы: используя методы: описания, сравнения,
    исследования, наблюдения, определите свойства черных и цветных металлов, выводы
    оформите в тетрадь.

    Слайд 10.

    Ход работы:

    1 шаг –

    Рассмотрите металлические пластины, металлическую проволоку.
    Опишите их свойства.

    (твердые тела; имеют: разный цвет, характерный блеск, деформируются при
    силовом воздействии)

    Учитель:

    по тексту учебника (страница 111, параграф №28), найдите
    недостающие свойства металлов.

    Учащиеся дополняют

    свойства: ковкость, тягучесть, теплопроводность,
    способность плавиться при изменении температуры

    2 шаг

    – Сравните кусочек мела с изделием из металла.

    Какие выводы можно сделать? По чему у них разные свойства?

    а) мел крошится, растворяется в воде, образуя взвесь, не обладает блеском;
    б) разные свойства объясняются, тем, что мел относится к осадочным породам, а
    металлы к магматическим.

    3 шаг – Возьмите монеты по 10 копеек разных годов выпуска, металлические
    пластины из разных металлов. Используя магнит, проделайте опыт. Расскажите о
    своих наблюдениях.

    Примечание:

    Монеты достоинством 10 копеек в зависимости от года
    выпуска либо притягиваются магнитом, либо нет. Это объясняется свойствами
    металла, из которого они произведены.

    Вывод:

    Черные металлы (чугун) притягиваются магнитом, цветные
    (медь, алюминий)
    этим свойством не обладают.

    4 этап. Подведение итогов урока.

    Вопросы для обсуждения:

    – Почему человек использует разные металлы?

    – Какое биологическое значение имеют металлы?

    (Содержание железа в организме человека влияет на его физическое
    состояние.)

    – Учитель проверяет конспекты учащихся, выставляет оценки за урок.

    Домашнее задание

    (Слайд 11): подготовить информацию о драгоценных
    и поделочных камнях, параграф № 28




    Следующий: