Проект урока по истории Отечества в 6-м классе Древнерусское хозяйство

Класс: 6

Предмет: История Отечества

Тип урока (по И.П. Подласову): урок
формирования новых знаний.

Цели и задачи урока:

  1. Формировать мировоззрения о тесной связи
    занятий людей в древности;
  2. Познакомить с хозяйством восточных славян и
    тяжелым трудом населения;
  3. Формировать умения работать с картой, учебной
    картиной;
  4. Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.

- Учить уважать историю Отечества.

Методы обучения: репродуктивный,
эвристический, исследовательский, проблемно-
поисковый.

Форма организации занятия: беседа,
самостоятельная работа, практическая работа.

Средства обучения: Историческая
карта, учебная картина, текст учебника, карточки.

Форма организации работы в классе:
фронтальная, индивидуальная, коллективная,
парная, индивидуально-дифференцирована.

Хронометраж урока:

  • Организационный этап — 2 мин.
  • Этап подготовки учащихся к активному и
    сознательному усвоению нового материала 3 мин.
  • Этап усвоения новых знаний — 18 мин.
  • Этап обеспечения планируемого уровня знаний — 5
    мин.
  • Этап закрепления нового материала — 5 мин.
  • Этап информирования учащихся о домашнем
    задании, инструктаж по его выполнению.- 5 мин.
  • Рефлексивно-оценочный этап — 2 мин.

Литература:

  1. Т.В. Черникова “История России IX-XVI века”, Дрофа,
    2005.
  2. М.М. Левина Процесс обучения на уроке. – М., 1976.
  3. М.И Махмутов. Современный урок. – М., 1981.
  4. В.А Онищук. Типы, структура и методика урока в
    школе – Киев, 1976.
  5. В.П. Симонов Урок и его анализ//Народное
    образование. – 1981. — № 7
Этапы

Цели, задачи,
методы этапа

Содержание деятельности учителя Содержание работы ученика
I. Организационный этап

Цель:

Стимулирование деятельности учащихся,
обеспечение их общей готовности.

Задача:

Обеспечить своевременное и организованное
начало урока.

Взаимные приветствия учителя и
учащихся;

Фиксация отсутствующих;

Организация внимания и внутренней готовности.

Готовность класса к работе
II. Этап подготовки учащихся к
активному и сознательному усвоению нового
материала.

Цель:

Организация и направление к цели урока
познавательной деятельности учащихся.

Задача:

- Сформулировать совместно с учащимися цели,
темы и задач изучения нового материала;

- показать его практическую значимость;

Методы стимулирования и мотивации.

Цель урока, сформулированная вместе с
учащимися становиться для них личностно
значимой.

Понимая замысел заданий учителя, дети могут в
полной мере проявить активность,
самостоятельность инициативу при работе над
ними.

1.Организация работы фронтальная,
направленной на выяснение степени усвоения
ранее пройденного материала, определение
типичных недостатков в знаниях и их причины,
ликвидацию обнаруженных недочетов.

Вопросы для учащихся:

-что такое экономика?

- что включает в себя понятие “экономика”?

- что такое натуральное хозяйство?

- могли ли быть деньги у славян? (учащиеся должны
показать знания из курса экономики) .

Итак, что нам предстоит узнать сегодня на
уроке:

На доске- тема урока “Занятия и хозяйство
древних славян”

Совместная формулировка целей урока:

-Повторить и закрепить знания о занятиях
древних жителей;

-Познакомиться с хозяйством восточных славян и
тяжелым трудом населения

-Учиться уважать историю Отечества.

Ответы учащихся:

Экономика- способ
ведения хозяйства.

Это понятие включает в себя занятия населения

Активная работа учащихся показывает их
готовность к восприятию темы

III. Этап подготовки учащихся к
активному и сознательному усвоению нового
материала.

Цель:

Организация и направление к цели урока
познавательной деятельности учащихся.

Задача:

- Сформулировать совместно с учащимися цели,
темы и задач изучения нового материала;

- показать его практическую значимость;

Методы стимулирования и мотивации.

Цель урока, сформулированная вместе с
учащимися становиться для них личностно
значимой и направлена на:

- формирование мировоззрения о тесной связи
занятий людей в древности;

- формирование умения работать с картой,
учебной картиной

- учить изложению мыслей вслух перед
аудиторией.

Обеспечение осознания задач урока учащимися;

  • заинтересованное отношение к их реализации;
  • раскрытие цели для самих школьников.

Понимая замысел заданий учителя, дети могут в
полной мере проявить активность,
самостоятельность инициативу при работе над
ними.

- Вот сегодня мы и познакомимся с
занятием восточных славян в IX-XI веках, поговорим
об их хозяйстве.

Территория, где расселились
Восточные славяне — благоприятное место для
хозяйственной деятельности. Но прежде, чем
говорить о занятиях славян, Вы уже знаете, что
историю первобытности характеризуют два тира
хозяйства: присваивающее и производящее

Объясните эти термины

Заглянем в древний поселок: (вывешивается
историческая картина) и смотрим, чем же
занимались славяне.

Составление таблицы, на основе картины и
учебника:

Поселения Восточные славяне селились в лесах, у болот и
озер, поселок был небольшой- 1-5 дворов, живут в
жалких хижинах, далеко друг от друга
Земледелие Подсечно-огневая система:

1 год: вырубали леса

2 год: сжигали и сеяли прямо в золу

С/х культуры Земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо.

Огородные:
капуста, репка, свекла, .морковка, редька, чеснок

Орудия Топор, мотыга, соха, рало
Скотоводство С земледелием было тесно связано скотоводство,
Славяне выводили свиней, коров, мелкий рогатый
скот
Промыслы Бортничество, охота и рыболовство
Торговля Внутренний рынок был развит слабо, в основном
проходил обмен продуктов питания на ремесленные
изделия

Вопросы к учащимся:

- Какое занятие было главным?

- Какие системы земледелия нам уже известны?

- Что такое подсечно- огневая система?

Задание: составить небольшой рассказ по
картине.

Индивидуальное задание ученику. Написать
небольшое сочинение (эссе) по картине
“Славянский поселок” (картина на карточке) .

А Вы знаете, что пушнина, мед и воск составляли
основу славянской торговли с соседями, прежде
всего с Византией?

Сообщение учащегося из “Повести временных
лет” “Путь из варяг в греки” ремесло.

Обсуждение терминов

Открывают учебник
на стр. 43

1. Работают (в парах) по заданию учителя,
показывая глубину и осознанность задания.

Заполнение таблицы

Совместная деятельность учащихся и учителя
способствует раскрепощению детей, воспитывает
коммуникативную культуру

Учащиеся (1-2 чел.) Озвучивают результат своей
работы, отвечают на дополнительные вопросы, на
собственных примерах показывают осознанность,
глубину понимания

Ответы учащихся показывают усвоенность
материала, по которому работали.

Ученица читает составленное
эссе.

Рассказ ученика и показ пути по карте:

“Путь из варяг в греки:

По Днепру-возле Смоленска волоком до Ловоти-в
оз. Ильмень-в Волхов-в оз. Нево-в Варяжское море-до
Рима-до Царьграда-Понтийское (Черное) море

IV. Этап обеспечения планируемого
уровня знаний.

Цель:

Усвоение знаний и умений на уровне осознания.

Задача:

- Выделить и повторить узловые моменты;

- проанализировать результат усваиваемых или
усвоенных знаний,

- скорректировать знания

Методы:

1) частично-поисковый

2) организации учебно-познавательной
деятельности (аналитические, дедуктивные)

Развитие умения анализировать приобретенные
знания, явления, осуществлять дедуктивные
умозаключения стимулирует развитие мышления.
Выделяя главное, улавливая различия, сопоставляя
и сравнивая, приводя свои знания в систему
учащиеся избегают формализма в знаниях.

1. Проверка глубины понимания учащимися
учебного материала, внутренних закономерностей
и связей сущности новых понятий через:

создание
нестандартной ситуации.

Написание исторического диктанта;

диктант “ Происхождение денег”

Задание: вставьте пропущенные термины:

В древности люди жили общинами, вели
(натуральное) хозяйство, в котором все
необходимое изготовляется только для
собственного потребления. Постепенно люди
перестали трудиться сообща, группа людей
выполняла часть общей работы, то есть появилось
(разделение труда) . Приспосабливаясь к природным
условиям, люди совершенствовали свои навыки,
отдельные виды деятельности сосредотачивались в
руках тех, кто справлялся с ней лучше других.

Изготавливая то, что у них лучше получается,
хозяйства производили меньше других вещей,
необходимых для жизни. Так возник (обмен) между
хозяйствами. Продукт, произведенный не для
собственного потребления, а для обмена или
продажи называется (товаром) . Вначале одни
товары обменивались на другие. Но с развитием
обмена появилась необходимость в особом
(эквиваленте) , то есть таком товаре, с которым
можно было сравнить все другие. Всеобщий
эквивалент товаров- это (деньги

) . Пишут Исторический диктант
“Происхождение денег”. V. Этап закрепления нового
материала.

Цель:

Усвоение умений пользоваться знаниями.

Задача:

Учить оперировать полученной информацией.

Методы:

практические: письменные и устные упражнения

1. Я предлагаю вам выразительно
прочитать стихотворение А.М. Майкова “НИВА” и
ответить на вопросы.

1. Постановка вопросов,
требующих активной мыслительной деятельности
учащихся; обращение к классу;

2. Учителем выдвигаются требования дополнить,
уточнить или исправить ответ ученика.

Выразительное чтение стихотворения

Учащиеся
фронтально отвечают на вопросы

VI. Этап информирования учащихся о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель:

Восприятие и понимание всеми учащимися
домашнего задания.

Задачи:

- Сообщить учащимся о домашнем задании,

- разъяснить методику его выполнения

- мотивировать необходимость и обязательность
выполнения оптимального объема задания.

Методы: 1) самостоятельной познавательной
деятельности учащихся:

самостоятельные работы по изучаемому
материалу (работа с учебником)

самостоятельные работы по познавательной
деятельности (по заданному образцу)

2) Дифференциация заданий

Сознательность учащихся этого класса не
позволяет минимализировать домашнюю работу.

Самостоятельность выбор задания сможет
превратить сам факт домашнего труда из скучной и
нудной необходимости в увлекательную работу по
самообразованию и проверке собственных умений

Я предлагаю вам 4 вида домашнего задания
(на карточках) .

1. Вы изучаете §11, письменно
отвечаете на вопросы после него.

2. Выписать из учебника §11 в исторический
словарь новые термины и выучите их.

3. Вы сами составляете и кроссворд или анаграмму
по материалу изученному на уроке.

4. Вы разрабатываете 3 – 4 вопроса с несколькими
вариантами ответов на каждый (мини-тест) по
материалу, изученному на сегодняшнем уроке для
его выполнения любому ученику класса на
следующем уроке.

Возможно, вы выберете то, которое поможет вам
лучше запомнить, усвоить все, что мы узнали и чему
научились на сегодняшнем уроке или то, которое
потребует минимальных затрат времени и сил, но
его сложность будет ниже ваших учебных
возможностей. Поэтому оценка за выполнение
домашней работы будет выставлена с учетом -
правильности выполнения задания,

- аккуратности оформления,

- соотношения ваших способностей с выбранным
вариантом задания.

Проверка понимания учащимися содержания
работы, способов ее выполнения, критериев оценки.

Аргументированный выбор вида домашнего
задания VII. Рефлексивно-оценочный этап

Цель:

Рефлексия, оценка собственной деятельности

Задача:

Проанализировать, дать оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу на
будущее.

Мысленное возвращение к прошлым действиям
поможет увидеть результат своей работы и
повторить ключевые моменты нового материала.

- Какую задачу мы ставили перед собой на
уроке?

- Мы выполнили ее?

- Как именно мы ее выполнили?

- По каким критериям мы оценим работу на уроке?

Самооценка и оценка работы класса и отдельных
учащихся. Аргументация выставленных отметок,
замечания по уроку, предложения о возможных
изменениях на последующих уроках.

Отвечают на поставленные вопросы
сообразно своим представлениям и собственной
роли на уроке.

Следующий: