Проект урока по географии на тему Коренные социально-экономические реформы в России 9-й класс

Цель: Определить пути, последствия и значение социально-экономических реформ в России.

Задачи: рассмотреть внешнеэкономические связи России и ее регионов; выявить отрицательные и положительные стороны социально-экономических реформ; формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой, выделять главное, составлять логические схемы, анализировать; способствовать воспитанию патриотизма; способствовать воспитанию культуры общения.

Средства обучения:

  • иллюстрации учебника,
  • политическая карта России, атлас,
  • дополнительная литература, «География Архангельской области» учебное пособие для учащихся,
  • Статистический материал.

Тип урока: комбинированный.

Общие методы:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый,
  • реферативный,
  • аналитический.

Формы учебной деятельности:

  • представление сообщений,
  • устное обсуждение проблемы,
  • работа со статистическими материалами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и учеников, проверка присутствующих на уроке, сообщение учителем темы урока. Запись темы в тетрадях.

2. Актуализация опорных понятий.

Фронтальная работа с классом по повторению ранее пройденного материала.

Россия – это огромный остров между востоком и западом, прошлым и будущим. Страна испытала в ходе модернизации катаклизмы, обозначившие содержательные рамки XX века. Первый – революция и социалистический эксперимент, второй – его крах и распад СССР с попыткой перехода к демократии и рынку.

Начиная изучение темы «Хозяйство России», мы с вами говорили об экономических системах. Назовите их.

Вспомните и назовите особенности командной системы в экономике.

Назовите недостатки и преимущества такой системы.

Каковы особенности рыночной экономической системы?

Какие недостатки и преимущества здесь можно выделить?

3. Изучение нового материала.

Учитель: Рассмотрим место России и ее регионов на мировой арене.

1 ученик зачитывает сообщение: «Экономика – внешняя торговля» (излагается материал по внешнеэкономическим связям России; об основных социально-экономических реформах, имеющих значение во внешней торговле государства).

Учащиеся: Выслушав выступающего, анализируют геополитическое влияние России на положение дел в мире. Выявляют основу экономического влияния страны. Определяют социально-экономические реформы и их значение во внешней торговле.

2 ученик делает сообщение по теме «Иностранные инвестиции и совместный бизнес» (отражена информация об инвестициях в экономику России и совместном бизнесе России и стран ближнего и дальнего зарубежья).

Учащиеся: На основе полученной информации и статистических данных дают оценку уровня развития бизнеса и инвестиционных отношений России и зарубежных стран. Выявляют социально-экономические реформы, имеющие важное значение для дальнейшего развития этих отношений.



3 ученик выступает по теме «Российские регионы во внешней торговле» (статистические данные по доле российских регионов во внешней торговле страны).

Учащиеся: Анализируют статистические данные, приведенные в сообщении, делают вывод о регионах-лидерах. Определяют пути социально-экономических реформ, влияющих на развитие регионов России.

4 ученик зачитывает сообщение «Архангельская область и страны Баренц-региона» (региональный компонент).

Учащиеся: Делают вывод о месте Архангельской области во внешней торговле России.

Учитель: Выслушав выступающих, давайте выделим пути социально-экономических реформ в России 90-х годов ХХ века.

Учащиеся: На основе проанализированного материала, выделяют пути социально-экономического развития страны. Записывают в тетрадь.

(а. Либерализация цен; б. Приватизация собственности; в. Образование массы мелких предприятий).

Учитель: Мы с вами выявили возможные положительные стороны проведения социально-экономических реформ в России. Теперь давайте попробуем выделить их отрицательные последствия.

Учащиеся: Выявляют возможные причины возникновения отрицательных последствий социально-экономических реформ. Делают запись в тетради.

(а. рост теневой экономики; б. рост преступности; в. безработица и снижение уровня жизни россиян; г. Снижение объема производства в промышленности).

4. Обобщение.

Проводится коллективная работа класса с картами атласа. По картам атласа и диаграммам, на стр. 46 – 47 (в атласе), учащиеся анализируют особенности экономических отношений России и зарубежных стран. Дают характеристику экспорта и импорта товаров.

Вывод: На современном этапе развития России четко прослеживается необходимость социально-экономических преобразований. Проведение социально-экономических реформ поможет России выйти из социально-экономического кризиса и стать одним из центров мировой экономики.

5. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учеников. Выставляет оценки.

Литература:

  1. учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» — М.: Дрофа, 2004.;
  2. Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2007.;
  3. ЖУРНАЛ «География в школе»;
  4. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» — М.: «ЭКЗАМЕН», 2006.;
  5. Преминина Я.К., Туровник И.В. «География Архангельской области. 9 класс» — Архангельск: изд-во Поморского государственного университета, 1999.;
  6. География в таблицах 6-11 классы: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2005.



Следующий: