Проект урока-конференции по теме: Заполярный театр драмы в истории художественной культуры региона


Методические рекомендации.

В данной разработке к интегрированному уроку
мировой художественной культуры и краеведения
предлагается материал с рядом методических
рекомендаций и план занятия по теме “ История
Заполярного театра драмы в годы Великой
Отечественной войны и его влияние на
художественную культуру края”. В этом году наша
страна празднует грандиозное событие,
повлиявшее на ход истории не только нашего
государства, но и мира в целом. 60 лет со дня победы
России в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.
Много исследований, уроков и мероприятий будет
посвящено теме войны и победы, в настоящее время,
когда открываются архивы, и страницы периодики,
наконец, открылись для рассказов бывших
политзаключённых на уроках истории и
краеведения учащиеся смогут много узнать об
истории одного из самых северных городов России,
истории Hорильска. В работе по программе
интегрированного курса истории и мировой
художественной культуры нами была поставлена
цель, на примере одного исторического периода
рассмотреть явление художественной культуры
региона, так родилась идея данного проекта урока.

Подготовка к уроку:

разработка слайдов в
программе Power Point, оформление аудитории в
соответствии с историческим периодом,
подготовка стендов, иллюстрационного материала,
фото — коллажей.

Цель занятия:

создание условий для
воспитания и реализации
интеллектуально-творческого потенциала детей,
путем включения их в различные виды
исследовательской деятельности.

ХОД УРОКА:


1 блок урока “ИСТОРИЧЕСКИЙ”

В данном разделе урока, учащимся было
предложено проанализировать период, в течение
которого зарождался Заполярный театр и город.

История создания города за полярным кругом.

Учащийся 1.

История создания города за
полярным кругом начинается с 1935 года.1июля 1935
года правительством подписан указ о создании на
Таймырском полуострове первого лагеря -
“Никельстрой”. Статус города Норильск получит
только 15 июля 1953 года. «В Канаде есть несколько
поселений, расположенных на Дальнем Севере, но ни
одно из них не может сравниться с Норильском. То,
что Вам удалось совершить здесь, в суровейших
географических и климатических условиях, в зоне
вечной мерзлоты, несомненно, стало одним из
современных чудес света», так скажет о
Норильске Пьер Элиот Трюдо, премьер – министр
Канады.

На проекционном экране идут слайды с
изображением строящегося города, северных
пейзажей, мемориальных памятников.

Учащийся 2.

Первый театр за полярным кругом. История
театра начинается трагически: в сталинских
лагерях на Таймырском полуострове. Это была,
пожалуй, самая театральная “ зона ” в мире,
поскольку почти в каждом из лаготделений
создавалась своя труппа, полупрофессиональная
по статусу, но с первоклассными мастерами из
обеих столиц : Москвы и Санкт-Петербурга
(Ленинграда), из провинциальных городов и столиц
республик СССР. О декорациях, костюмах,
постановках того времени ходят легенды. Здесь
«сидел» Лев Гумилев, лагерным театральным
художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия
Урусова (урожденная княгиня, актриса Театра им.
Ермолаевой), Виталий Головин (сын певца Большого
театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх),
Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский. Сюда в
1944 году выслали в полном составе Львовскую
хоровую капеллу. Здесь в апреле 1945 года
драмколлектив 2-го лаготделения поставил «Без
вины виноватые» А.Островского. «На зоне»
каждый год проходили театральные фестивали,
награждали номинантов. В скупых приказах 40-ых
годов, хранимых городским архивом, звучат иногда
удивительные формулировки, например, «Лучший
джазовый коллектив Норильлага»: В каждом
лагерном отделении, кроме штрафного, был
расположенный либо в бараке, либо в специально
выстроенном здании, «клуб». Почти во всех
имелись сцены. В штате клуба обязательно -
заведующий клубом, киномеханик и художник.
Подчинён он был начальнику КВЧ -
«Культурно-Воспитательной Части», а этими
начальниками руководил начальник КВО -
«Культурно-Воспитательного Отдела» лагеря,
они утверждали репертуар, выбор пьес, авторов,
отвечали за “ художественный просмотр”.

Учащийся 3.

Второе отделение Норильлага
населено было в основном интеллигенцией. Почти
во всех лаготделениях были любительские кружки:
музыкальные, либо театральные, либо просто
сборные, по принципу «кто что умеет». В тех
отделениях, где в зоне были и женщины, и мужчины,
легче было собрать драматический кружок Позже, в
1947 году, когда разделили мужчин и женщин по
разным отделениям, стало труднее всё это
организовать. В десятом лагерном отделении был
профессиональный оркестр. Hашёлся скрипач
Августович, из числа «братски
освобождённых» в Западной Белоруссии.. Там
были и скрипка, и гитары, и балалайки, и труба, и
барабан, — в общем, как в стихотворении Саши
Чёрного: «мандолина, гитара и бас»! В
репертуаре были куплеты Эскамильо из
«Кармен». Труппа завоевала популярность не
только у себя, но часто бывала приглашаема в
другие лагерные отделения. Вообще обмен труппами
или отдельными номерами между отделениями очень
поощрялся, и таким образом разнообразилось
общение между заключёнными.

2 блок урока “КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ”

На экране идет иллюстрационный ряд:
фотографии людей, чьим трудом был построен город
на вечной мерзлоте. За кадром звучит голос
ведущего и сюжет- “ воспоминание”

Ведущий 1.

Из воспоминаний Павла
Владимировича Чебуркина- политзаключенного
Норильлага: “ Через какое-то время я перешёл жить
и работать во второе лаготделение, населённое в
основном интеллигенцией и квалифицированными
рабочими, причём зона была смешанная — там жили и
женщины: уборщицы, портнихи, маляры (это кроме
интеллигенции). Здесь же жили и
професссиональные (по сути дела) артисты, из
которых составилось основное ядро большого
«Театра КВО». Здесь собралась хорошая
драматическая группа. А также самодеятельные
актеры. А. Болотная — великолепная драматическая
актриса. Она блестяще сыграла Кручинину в «Без
вины виноватых». Архитектор Юрий Дыховичный,
инженер Григорьев. Цирковой актёр Иннокентий
Протасов. А режиссёром труппы был
профессиональный режиссёр из Умани Михаил
Hиколаевич Гладков (не путать с его тёзкой, бывшим
главным режиссёром Малого Театра в Москве).
Остальных я по именам не помню, но ставили и
Островского, и «Ревизора». Ещё были
исполнители отдельных программ. Прекрасный
тенор Покровский, провизор по профессии;
виолончелист Тимаков, пианист Ерёменко, и
баянисты — Иван Пронькин и ещё один (забыл его
фамилию), закончивший консерваторию и попавший в
лагерь за чужие грехи. Кто-то разворовал
имущество филармонии, где он служил, а его
«подставили». Получил большой срок.
Художником в этой труппе был график из Ростова
Аркадий Дадулад, а декоратором — Скопин-Чарский,
талантливый художник, и мастер на все руки…”

Ведущий 2.

Из всех лаготделений после
прибытия новых этапов путём опроса искали
таланты и переводили их во 2-е лаготделение «на
прослушивание». И находили! Так, при мне
привезли целую капеллу украинской народной
песни, 8 человек. Эта капелла была организована во
Львове сразу после «братского
присоединения» Западной Украины. И капелла
поехала по разным городам с гастролями. И в
Средней Азии пытались эти артисты, не
признававшие своё насильственное гражданство
СССР, присоединиться к Армии Польской, которая
под командованием ген. Андерса формировалась в
тех местах. Их конечно всех арестовали, обвинили
в «измене Родине» и послали петь в Hорильск.
Пели они очень хорошо. Тенор Дацко, бас
Мачульский, баритон (бывший кантор) Бхария, почти
не знавший русского языка…. Был собран хороший
джаз-оркестр, где душой был саксофонист Василий
Ильич Малинин из джаза Скоморовского (статья 58-10).
После освобождения из лагеря он уехал в Калугу,
где и умер в 1951 году. Был при этом театре и духовой
оркестр полного состава, им руководил
капельмейстер Тихомиров, оркестр выходил на
центральную площадку зоны и играл вальсы Штрауса
и русских композиторов.

Учащиеся комментируют слайды и стенд,
на котором представлены материалы из архива
Норильского музея.

Учащийся 1

. Из архивных материалов.: “Одним из
этапов прибыла очень болезненная женщина, -
Екатерина Владимировна Бобкова. «Кто Вы?»
-»Я балетмейстер Одесского оперного театра».
Врачи ахнули: «да откуда же вы такая?»
Оказывается, в годы оккупации, когда Одесса была
под Румынией, она ездила в Бухарест и ставила там
балет «Бахчисарайский фонтан». Вот и
заработала себе «измену Родине». А пока по
тюрьмам и пересылкам её довезли сюда, дошла до
такого состояния. Сразу положили её в больницу и
шесть месяцев приводили в норму. Сама она сразу
ещё не могла танцевать, но начала роли раздавать
и учить тех, кто мало-мальски был способен к
танцу. В числе заключённых была профессиональная
балерина из Саратовского театра Эльза Деринг,
профессиональный балетмейстер Александр
Стрыгин, сам хороший танцовщик. В общем, через год
было готово танцевально-вокально-драматическое
представление — «Бахчисарайский фонтан» по
Пушкину. И сама Бобкова уже танцевала Зарему.
Успех был шумный. Этот спектакль в порядке
«культурного обмена в системе ГУЛАГа» на
самолёте возили в Ухтпечлаг. С «Холопкой» и
«Свадьбой в Малиновке», причём там
режиссёром был Константин Эггерт, а солистом -
баритон Головин из Большого Театра.”

Учащийся 3



. Артисты играли не только для
заключённых, но и в «Доме Инженерных
Работников» для показа концертов
вольнонаёмным служащим Комбината. Приводили их
под конвоем, конвоир оставался при входе, а
артисты шли за кулисы, и если там бывал начальник
политотдела комбината подполковник Козловский,
то он, подойдя к буфету, давал распоряжение:
«Hалить артистам по чарке! Hо чтобы ни в едином
глазу!» Изредка для заключённых давали
концерты приглашаемые в Hорильск вольнонаёмные
артисты. В частности, жившая в ссылке в Дудинке,
известная в 30-х годах, оперная «прима» –
Чарская, она пела не один сезон в оперетте
Дарьяла «Карамболетту»,»Сильву»! Ещё из
заключённых музыкантов – скрипач-профессионал
Евгений Есилевич. В начале войны он оказался на
гастролях в заполярной Игарке, где в него
влюбилась одна из певиц местной самодеятельной
труппы. А когда он отверг её, пошла к
уполномоченному HКВД, и “ сообщила”, что
Есилевич отвергает советскую власть … Скрипачу
дали 8 лет по статье 58 пункт 10, и определили играть
в театре КВО Норильлага. Лагерная администрация
прекрасно понимала, что без искусства нет
полноценной работы. Hачальник Hорильлага
подполковник Воронин сам был вполне
интеллигентным человеком. С дореволюционным
военным образованием, он прекрасно разбирался в
музыке, сам обладал поставленным лирическим
тенором. Поэтому он очень поддерживал всех людей
искусства. К сожалению, северный климат не
благоприятствовал здоровью многих из актеров,
музыкантов, певцов. Очень хорошая певица с
Западной Украины, Галина Дробитько, попавший в
заключение солист Варшавской Оперы, баритон
Малец, были тяжело больны Не известна судьба
Ирены Кримс, «примы» из Рижской оперетты.

На экране портрет Сергея Дягилева,
ведущий представляет одно из проектных
исследований.

Ведущий 1.

Одним из важных моментов в
исследовании театрального искусства в лагерных
актерских труппах Норильска, является важный
факт, связанный с тем, что история Сергея
Дягилева тесно переплетается с историей людей,
его родственников, друзей. География “
дягелевских сезонов” включает в себя не только
Париж и Монте-Карло, но Соловки и Норильлаг. В то
время как завоевывались мировые столицы,
огромное количество талантливых артистов,
художников, музыкантов осваивали отдаленные
пространства на Белом море и около Северного
полярного круга. “…уже не Рерих и не Бенуа, не
Лансере и Бакст привлекают внимание
художников, — писал Кривулин в статье “Мир
искусства” и русская пассеистическая
революция”, — а фигура Дягилева как некий
артефакт, как эстетический феномен успешной
работы с материалом, более сложным и косным,
нежели холст, краски, камень, бронза или огни
рампы и актерское самолюбие…”.

Ведущий 2.

Из воспоминаний о Марии Юдиной, из
книги Андреевой и Можайской “Лучи Божественной
любви” … Постоянно бывает у нас семья Дягилевых,
наших родственников: Валентин Павлович,
Александра Алексеевна и два их сына подростка,
Сережа и Вася. Когда у нас служатся молебны,
Валентин Павлович дирижирует хором. В 1928 году он
будет расстрелян на Соловках. Жена его и младший
сын арестованы и сосланы в Сибирь. В Ленинграде
остался Сережа — будущий талантливый музыкант.
Сережу Дягилева арестовали в 1937 году на
последнем курсе консерватории. Его жена,
ожидавшая ребенка, уехала к своим родителям в
Новгород и оказалась в оккупации. Оставляя город,
немцы угнали в Германию на работы и Милицу
Владимировну с маленькой дочкой. Много они
претерпели и в конце войны оказались в Берлине.
Была возможность податься на Запад, как это
сделал И.М. Андреевский, но сердце подсказывало
молодой женщине, что муж ее жив. И она вернулась в
Россию. Сердце не обмануло. Сережа, окончив срок,
работал в Норильске дирижером.

Ведущий 2.

Приведем отрывок из произведения
Александра Ласкина, исследующего жизнь и
творчество Сергея Дягилева, о племяннике Василии
Дягилеве : “…Как это было? До поздней ночи
репетировали квартет под руководством музыканта
Иосифа Флярковского. Затем довольные легли
спать. Потом этот страшный стук в дверь. Мама
вошла к детям в спальню со словами: “Нас обоих
сейчас арестуют”. Вот это и есть его детство.
Кто-то еще играет в казаков-разбойников, а
Василий уже просыпался от крика: “Вставай!
Проверка документов!”. Он и сейчас видит: как
всегда подтянутый, отец выходит из дома, крупный
чин ГПУ Спилве заводит мотоцикл…Все последующие
годы Василий Дягилев таился. Старался не
упоминать об отце, сидящем на Соловках, о брате в
Норильлаге, о дяде в Париже и Венеции.” Каждый из
заключенных актеров подходил под особый приказ
за № 00219.№

Учащийся 1.

00219 Совершенно секретно (Особая
папка) ПРИКАЗ Министра внутренних дел Союза ССР
за 1948 г. “Об организации лагерей МВД со строгим
режимом для содержания особо опасных
государственных преступников”.“28” февраля 1948
года г. Москва. Постановлением Совета Министров
СССР от 21 февраля 1948 г. № 416-159 СС на Министерство
внутренних дел СССР возложена организация
особых лагерей в районе Колымы, на Дальнем
Севере, Норильске, Коми АССР, в районе Караганды и
в Темниках Мордовской АССР для содержания
осужденных к лишению свободы шпионов,
диверсантов, террористов, троцкистов, правых
меньшевиков, эсеров, анархистотов,
националистов, белоэмигрантов, и участников
других антисоветских организаций и групп и лиц,
представляющих опасность по своим антисоветским
связям и вражеской деятельности.

Учащийся 2.

Театр в последние годы войны. В
1944- 1945 годах Норильский заполярный театр
проводил гастроли. Артисты Заполярья
обслуживали госпитали Красноярского края. С
большим успехом прошли пьесы: “Стакан воды”
Скриба, “Дама-невидимка” Кальдерона,
“Чрезвычайный закон” братьев Тур, “Сады
цветут” Масса и Куличенко.В гастролях театр
переформировался. Многие работники театра по
решению Всесоюзного Комитета искусств при СИ К
РСФСР и Красного Комитета переведены в Краевой
драматический театр. Взамен ушедших театр
пополнился новыми артистами. В этом сезоне
норильчане увидят на сцене Елену Михайловну
Юровскую, Михаила Ивановича Шелагина, Анатолия
Юльевича Гургеновича, Александра Федоровича
Макарова и других.Сейчас театр работает над
пьесой Николая Погодина “Лодочница”, которую он
покажет норильчанам в ноябре месяце. Пьеса
отражает героические будни Сталинграда. В ролях
заняты артисты Корчанов, Валентинов, Галахова,
Юровская, Шелагин и другие.Театр также
восстанавливает три спектакля, поставленных в
прошлом сезоне. Полученные денежные средства от
этих спектаклей пойдут в фонд обороны, на
постройку танка “Артист Заполярья”.Вновь театр
будет работать над спектаклями “На всякого
мудреца довольно простоты” Островского,
“Укрощение строптивой” Шекспира. «Поединок,
или капитан Бахметьев” братьев Тур и Шейнина,
“Новые похождения бравого солдата Швейка”
Слободского и другими. Зимний сезон начинается в
расширенном, хорошо отделанном драматическом
театре, который располагает двумя фойе. При
театре организуется студия, где молодежь будет
обучаться театральному искусству.

Учащийся 3.

В «Нью-Йорк Геральд
Трибюн» от 29 сентября 1944 г появится статья: “В
Норильске имеется стационарный театр,
электроцентраль, футбольный стадион, залы для
танцев, лекций и демонстраций фильмов. При этом
Норильск находится в северной Сибири, у
семидесятой параллели, в области вечной
мерзлоты, в “замороженной пустыни” Почти каждое
слово в статье американского журналиста Мориса
Гиндуса, написанной в далеком 1944 году, несет в
себе эмоции удивления. Война, 70-я параллель… и
вдруг театр?

Учащийся 1.

А много позднее Серж Лейрак,
французский журналист, так представит миру свою
встречу с Заполярным театром: Кто мог
представить себе подобное свидание с искусством
в Норильске? Предубеждений у меня было
предостаточно. К предложению провести вечер в
городском театре драмы имени Вл. Маяковского я
отнесся без большого энтузиазма. Ну можно ли
ожидать много от этой северной трупы?…Театр ищет
ясности в театральном языке. Ищет современные
формы. Стремится вовлечь зрителя в контакт с
этими современными формами. Отсюда и
использование элементов пластики, музыки,
минимум декораций и отказ от всякого
визуального, сценического обозначения,
отвлекающего зрителя от главного в пьесе – от
сложности показываемого времени, от внутреннего
богатства героев… Это подлинно
профессиональная работа!»

В заключении учащиеся демонстрируют
собственные рисунки и фотоматериалы о городе,
зарисовки сцен спектаклей, читают свои
произведения о Норильске ( эссе, поэтические
строки)

Учитель.



О Норильске пишут, поют, рисуют,
снимают кино, рассказывают в книгах гораздо чаще,
чем о любом другом «среднем» городе. Когда
под Москвой велись ожесточенные бои, когда, после
парада, прямо с Красной Площади войска шли на
передовую, когда сам исход войны был
непредсказуем, был открыт Норильский Заполярный
театр, и на наш взгляд это хоть и малая, но так
необходимая помощь стране в годы Великой
Отечественной войны.

Слайды, видеоматериал:

1.

1. Театр в годы войны.

2.



2. С.В. Дягилев




Следующий: