Проект урока географии в 8-м классе Дальний Восток

Цель урока: учащиеся формируют образ
территории Дальнего Востока Российской
Федерации, выявляют особенности природы региона
через осуществление самостоятельной поисковой
работы с картами атласа, текстом учебника,
применение ранее полученных знаний при
составлении характеристики природного
комплекса страны и развитие коммуникативных
умений при обсуждении полученных результатов.

Задачи урока:

  1. Учащиеся формируют образ территории Дальнего
    Востока на основе использования тематических
    карт, текста учебника, фото и художественных
    иллюстраций в виде компьютерной презентации;
  2. Учащиеся составляют характеристику природы
    региона Дальнего Востока на основе
    использования плана характеристики ПК, вопросов
    инструктивной карточки, карт атласа и текста
    учебного пособия;
  3. Учащиеся развивают умения составления краткого
    графического конспекта об особенностях природы
    региона и публичного сообщения о результатах
    работы;
  4. Учащиеся развивают умения самостоятельно
    ставить учебные задачи, планировать свою учебную
    деятельность и подводить итоги выполненной
    работы.

Тип урока: урок изучения нового
материала

Методы обучения:

  • по источнику передачи и восприятия учебной
    информации: словесные (беседа), практические
    (выполнение заданий);
  • по степени самостоятельности мышления
    учащихся: объяснительно-иллюстративный,
    частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности:


фронтальная, индивидуальная, работа в малых
группах.

Учебное пособие:

Баринова, И. И. География
России. Природа. 8 класс.: Учеб. для общеобразоват.
учеб.заведений / И.И.Баринова. – М. : Дрофа, 2002. –
288с. : ил., карт.

Оборудование:

Физическая карта РФ, таблица “Дальний Восток”,
инструктивные карточки для малых групп учащихся,
шаблоны территории региона на каждого учащегося,
компьютерная презентация (мультимедиа-проектор,
экран), иллюстрации.

Место урока в теме:

Тема “Дальний Восток” изучается последней в
разделе “Регионы России”. На ее изучение
отводится 3 часа:

1-2. Дальний Восток.

3. Природные ресурсы Дальнего Востока;

4. Природные комплексы Дальнего Востока.
Природные уникумы.

Первые 2 урока “Дальний Восток” направлены на
создание образа региона с выявлением
особенностей природы, на формирование мотивации
изучения данной территории. В связи с тем, что
изучение Дальнего Востока завершает знакомство
с природой регионов России, большая роль
отводится самостоятельному изучению
школьниками данной территории с применением уже
имеющихся знаний и умений.

Презентация. Приложение
1

Но край, таким богатством чудный,
Что за окном, красуясь, тек,
Лесной, земельный, горнорудный,
Простертый вдоль и поперек,
Он таил в себе подспудный
Уже знакомый мне упрек.
Смотри, читалось в том упреке,
Как изобилен и широк
Не просто край иной, далекий,
А Дальний, именно, Восток.
А.Т.Твардовский

ХОД УРОКА


Этап урока,
хронометраж

Действия учителя

Действия
учащихся

Методические
комментарии

Организационный момент. (1–2 мин) Приветствие. Учет посещаемости,
проверка готовности учащихся к уроку.
Реализация
функциональных возможностей дежурных.
Готовность класса к работе.
Создание положительного
отношения к уроку, подготовка учащихся к
серьезной, вдумчивой работе.
Актуализация знаний учащихся.
(10–12 мин.)
Зачитывает отрывок
стихотворения А.Твардовского о Дальнем Востоке с
демонстрацией компьютерной презентации “Образ
Дальнего Востока”.

Задает вопросы:

Какой регион отличается представленными
характеристиками? Объявляет тему урока “Дальний
Восток”

А что вам уже известно о Дальнем Востоке? (На
доске фиксируется список известного ученикам
учебного материала).

Посмотрите на перечень известных Вам
характеристик Дальнего Востока, достаточен ли он
для создания полного образа территории?

Какие же задачи нам нужно решить, чтобы образ
региона, где мы живем, был более полным и
красочным? (фиксирует задачи на доске).

Каким образом мы сможем решить поставленные
перед нами задачи? (При затруднении учащихся
демонстрирует слайд с планом составления
характеристики природного региона)

Внимательно прослушивают
и просматривают слайды презентации.

Отвечают на
вопрос учителя.

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы и работают с доской

Формулируют учебные задачи на урок по изучению
природных особенностей Дальнего Востока и
фиксируют их в тетради.

Называют план характеристики природной
территории, тем самым планируют работу на уроке

Создается визуальная мотивация
к изучению территории Дальнего Востока.

Формируется
список известных характеристик природы региона
с целью: выявить исходный уровень знаний
учащихся и подвести ребят к самостоятельной
формулировке учебных задач на урок.

Актуализируются знания приемов учебной
деятельности по составлению характеристики
природного региона.

Изучение нового
материала (25–30 мин.)

Самостоятельная работа в
малых группах по составлению графического
конспекта “Особенности природы Дальнего
Востока”.
Предлагает учащимся в
тетради отобразить территорию Дальнего Востока
и индивидуально или в малых группах составить
графический конспект “Особенности природы
Дальнего Востока”. Для работы предлагаются
шаблоны территории и инструктивные карточки с
перечнем вопросов.

Оказывает по необходимости
индивидуальную помощь учащимся.

Выполняет рисунок территории региона на доске.

Учащиеся внимательно
прослушивают задание и инструктаж учителя по
составлению графического конспекта
“Особенности природы Дальнего Востока”.

В
малых группах (по 2 человека) отвечают на вопросы
инструктивной карточки и составляют в тетрадях
графический конспект, используя карты атласа,
текст § 41 и дополнительные раздаточные
материалы.

Последний регион в изучении
природы России целесообразно изучать в ходе
самостоятельной поисковой деятельности с
картами атласа и текстом учебника и отражать
результаты работы в виде кластера. Ребята
самостоятельно получают новые знания об
особенностях природы Дальнего Востока и
закрепляют навык составления характеристики
природы региона.
Сообщение о результатах
самостоятельной работы. Составление обобщенного
графического конспекта на доске.
(20–25 мин.) Предлагает учащимся
познакомить всю аудиторию с результатами своей
работы и составить на доске обобщенный
графический конспект.

Прослушивает отчеты
учащихся, корректирует, помогает отразить на
обобщенном графическом конспекте особенности
природы Дальнего Востока. Задает наводящие
вопросы для уточнения данных о природе региона.

Представители малых групп
отчитываются по своим графическим конспектам
одного из компонентов природы Дальнего Востока,
остальные внимательно слушают, анализируют и
дополняют выступления одноклассников, дополняют
свои конспекты.
Развиваются умения обобщать и
представлять полученные знания на аудиторию;

Развиваются
коммуникативные умения в интерактивном режиме
работы

Рефлексия. (10–15 мин.) Обращает внимание на
список особенностей территории Дальнего
Востока, составленный в начале урока и просит
дополнить его.

Задает вопрос: Какой образ
региона вы бы составили сейчас?

Учащиеся обращаются к списку
характеристик природы Дальнего Востока, которые
они знали до проделанной работы и помогают
учителю дополнить его.

Выборочно (по желанию)
отвечают на вопросы.

Происходит
рефлексия-сопоставление и оценка учебного
материала для каждого учащегося до и после
получения новой информации о природе региона.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок. (3 мин.)
Задает вопросы:

Все
поставленные задачи были решены нами в ходе
урока? Если нет, то в чем заключается причина их
невыполнения?

Можно ли их будет решить дома и на следующем
уроке?

Кто из ребят проявил себя сегодня лучшим
образом?

- Кому бы вы посоветовали отредактировать свои
работы дома?

Отвечают на вопросы учителя,
проводят самооценку и оценку учебной
деятельности на уроке.
Система вопросов по выполнению
учебных задач, обращенных к учащимся,
способствует постепенному формированию умения
проводить самооценку и оценку учебной работы на
уроке.
Д/3. (1–2 мин.) Объявляет д/з: § 41 (всем),
составить вопросы по особенностям природы
Дальнего Востока
Учащиеся записывают д/з в
дневники,
Дифференцированное дом.задание
позволяет индивидуально подходить к решению
образовательных и воспитательных задач на уроке
и дома

Следующий: