Проект урока географии в 5-м классе по теме: Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха


ВВЕДЕНИЕ

В нашей школе во II ступень переходят
дети, которые закончили I ступень по программе РО
Л.В.Занкова и продолжат обучение по той же
программе.

Мы приобрели для этих классов в городе
Самаре учебники под названием “Основы
географии”, авторы М.А. Никонова, И.Б. Шилина, О.А.
Бахчиева.

Авторы учебника рекомендуют обучать
по системе Л.В. Занкова пятиклассников, или
шестиклассников общеобразовательных школ и
гимназий, которые обучались по этой программе в
начальной школе.

Имея большой опыт работы, я
запланировала в 5 классе изучить материал двух
учебников (“Основы географии”, 5 класс и учебник
географии за 6 класс автора Т.П. Герасимовой), так
как в учебнике за 5 класс, нет многих понятий и
терминов. Я с ними пройду программу 6 класса, а в 6
классе начну изучать учебник по программе 7
класса, то есть опережение на 1 год.

Через дополнительный материал
учебника реализую принципы развивающего
обучения Л.В. Занкова в основной школе:

  • Принцип обучения на высоком уровне трудности.
  • Изучение материала быстрым темпом.
  • Осознание школьниками процесса обучения.
  • Индивидуальный подход к учащимся на основе
    изучения индивидуально-психологических
    особенностей обучаемых.


“ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА ОДНА ИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ХАРАКТЕРИСТИК СОСТОЯНИЯ ВОЗДУХА”

Цели и задачи урока

1) Сформировать представления о
способе измерения температуры воздуха, ее
суточных колебаниях, а также о факторах, влияющих
на амплитуду температуры воздуха.

2) Сформировать умения учащихся
выполнять практическое задание по вычерчиванию
графика хода годовых температур в г. Нерюнгри.

3) Сформировать знания о своем крае.

Оборудование

Термометры, календари погоды,
физическая карта полушарий, атласы Якутии,
климатическая карта Якутии.

Термины и понятия

Температура воздуха, амплитуда,
средняя температура – суточная, максимальная,
минимальная, изотерма.

Формы проведения урока



1) Беседа.

2) Самостоятельная работа проблемного
характера по вычислению средней суточной
температуры и амплитуды колебания температур.

3) Практическая работа по вычерчиванию
графика хода годовых температур в нашем городе
(работа в парах).

Содержание урока

1

. Самостоятельная работа по
группировке понятий: температура, кислород, азот,
облака, погода, ветер, углекислый газ, тропосфера,
стратосфера, мезосфера (работа в группах).

Учащиеся отвечают, как сгруппировали
понятия и объясняют, почему именно так. (Цель этой
работы – развитие логического мышления).

I группа — погода: облака, ветер,
температура.

II группа — строение атмосферы:
тропосфера, стратосфера, мезосфера.

III группа — состав воздуха: кислород,
азот, углекислый газ.



2.

Беседа. Сегодня на уроке будем
говорить о температуре воздуха – одной из самых
главных характеристик состояния воздуха.

Мы послушаем отрывок из книги шведской
писательницы “Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями” и ответим на вопрос: “Почему
замерз глупый Тролль?” В книге рассказывается о
глупом Тролле, который решил: “Построю дом
поближе к солнцу, — пусть оно меня греет”.

И Тролль принялся за работу. Он собирал
повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро
гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

- Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал
Тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине
этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж
рядом с Солнцем не замерзну! И Тролль полез на
гору.

Только что такое? Чем выше он лезет, тем
холоднее становится. Добрался до вершины. “Ну, -
думает, — отсюда до солнца рукой подать!”. А у
самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль
этот был упрямый, — если уж ему в голову что
западает – ничем не выбьешь. Решил на горе
строить дом – и построил. Солнце как будто
близко, а холод все равно до костей пробирает.

Так глупый Тролль и замерз.

Ребята высказывают свое мнение и
отмечают, что воздух греется от земной
поверхности и чем дальше (выше), тем холоднее.

Поэтому замерз Тролль.

3.

Работа с рисунком 73 (учебник, 6
класс) – зависимость нагревания земной
поверхности от угла падения солнечных лучей.

Вывод учащихся.



Чем выше солнце над
горизонтом, тем сильнее греется земная
поверхность и воздух над ней. (По атласу Якутии
определяем высоту солнцестояния: летом – 56,6?,
зимой – 9,8?над горизонтом).

4.

Проблема – как измерять
температуру воздуха.

Люди каких профессий следят за
температурой воздуха?

Найдите ошибку в тексте.

Зачитывают.

Один человек приехал впервые в Африку и решил
узнать, какова температура воздуха? Он в 6ч. 30мин.
утра вынес термометр на балкон и положил на
солнце. Когда вернулся с завтрака, термометр
показывал + 48° С. Удалось ли ему в то утро узнать
температуру воздуха?

Дети отвечают, что нет, так как температуру
воздуха измеряют в тени, на высоте 2 метра от
земной поверхности.

Рассказывают по рисунку (страница 111, учебник, 5
класс) о “Гноме, который взобрался по лестнице в
метеобудку для снятия показаний температуры с
термометра”.

Рассказ о метеорологических наблюдениях в
поселке Чульман Нерюнгринского района.

5. Беседа о разной температуре воздуха в
зависимости от времени суток, сезона, от высоты
рельефа, от рельефа территории. Анализ
рисунка со среднегодовыми температурами Земли и
объяснения изменения температура от экватора к
полюсам.

6. Знакомство детей с дополнительной
информацией в учебнике 5 класса “Мудрой совы”
(игровые персонажи), с самым жарким местом в мире
(Африка, Ливийские пустыни +56?С ). Показ учителем
на карте Ливийской пустыни.

А где у нас полюс холода? Учащиеся называют:
север, Арктика, Антарктида.

Учитель уточняет Антарктида, станция Восток –
89,2?С.

7. Анализ годового хода температур в городе
Нерюнгри и амплитуды колебания температуры.
Определение среднесуточных температур. Что
такое изотерма на климатической карте? (Учащиеся
знакомятся с изотермами по карте Якутии).

8. Практическая работа – начертить график
хода годовых температур в городе Нерюнгри
(работа в парах, заготовки для построения
графиков раздаю группам учащихся, контроль и
взаимоконтроль выполненных графиков
осуществляют сами учащиеся). (Рисунок1).

9. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.

Что нового открыли для себя?

Учащиеся отвечают:

  1. Воздух греется от земной поверхности.
  2. Температура воздуха понижается с высотой.
  3. Температура воздуха зависит от:
  • угла падения солнечных лучей;
  • от подстилающей поверхности (суша, вода);
  • сезонов года;
  • высоты рельефа.




Следующий: