Проект программы по предмету История русской культуры

Современный культурный социум чрезвычайно
сложен и противоречив. Окружающая жизнь
предлагает человеку разные понимания мира,
разные точки зрения на его осмысление. Тем не
менее, сегодня, как никогда (что вероятно,
характерно для рубежа веков), человек ищет ответа
на важные вопросы земного бытия:

Каков мир и место человека в нем?

Что является сегодня нравственным эталоном?

Что есть красота и что является эстетическим
эталоном?

Школьнику на все эти вопросы прямо или косвенно
даются ответы в предметах
естественно-математического и гуманитарного
циклов.

Математика, физика, химия, биология создают
естественно- научную картину мира.

Истории — общественно-научную. Литература,
языки, музыка, изобразительное искусство тоже
знакомит с окружающим миром, с его осмыслением,
но через творчество человека.

Нелёгкие времена переживает наша Родина.
Изучение и пропаганда русской культуры,
творчества её великих творцов, её традиций,
сегодня как никогда актуальны и необходимы.

Для этой важной миссии и разработана данная
программа. Она предназначена для изучения
учащимися 8 класса два часа в неделю в течение
одного года (68 часов).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

сформировать у учащихся
целостные представления об исторических
традициях и ценностях художественной культуры
России.

ЗАДАЧИ:

  • раскрыть истоки и основные этапы исторического
    развития русской художественной культуры.
  • выявить в многогранном историческом наследии
    русской художественной культуры наиболее
    значимые явления и обобщить их.
  • познакомить учащихся с творцами художественных
    произведений, оставивших наиболее заметный след
    в истории русской художественной культуры.
  • проанализировать шедевры русского искусства
    (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки,
    литературы) с позиций эстетической актуальности
    и духовно-нравственной ценности художественных
    образов.
  • воспитывать через изучение русской культуры у
    учащихся чувства гордости, патриотизма за своё
    Отечество, свою культуру.
  • АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА.

    За последние годы в России разработан ряд
    программ курса «Мировая художественная
    культура» для учащихся средних классов
    общеобразовательной школы и для старших классов
    гимназий, лицеев и т.д.

    Среди них : Солодовников Ю.А. «Художественная
    культура древнего мира, средних веков и эпохи
    Возрождения» — Москва, 2001 г.;

    «Мировая художественная культура» 5-11 классы
    (факультативный курс) под редакцией В.Г.
    Марацман.- Москва, 1998 г.;

    Киященко Н.И., Рапацкая Л.А., Шапинская Е.Н.,
    Сокольников Н.М. «Мировая художественная
    культура» 9 класс -Москва ,1999 г. ;

    И.В. Кошмина «Мировая художественная
    культура» 6-9 классы- Москва ,2001 г. ;

    О.Б. Лисичкина «Мировая художественная
    культура» для средней школы ,старшие классы.-
    Санкт-Петербург , 1997 г. ; и другие.

    Новизна программы в концентрации материала,
    освещающего доминантные идеи разных периодов
    истории России , имеющие актуальное значение для
    духовно-нравственного, эстетического,
    творческого воспитания учащихся
    общеобразовательных школ России.

    Концепция курса — основана на
    методологических положениях, согласно которым
    приоритет отдается изучению русской
    художественной культуре.

    Исходя из этого в программе:

    а) раскрыта историческая логика формирования и
    развития русских национальных ценностей,
    выделена проблематика, связанная с выявлением
    духовно-нравственного значения произведений
    русского искусства различных видов и жанров.

    б) в разделе, где становление русской
    художественной культуры рассматривается
    исторически с древнейших времен до начала ХХ
    века, охватывает 8 столетий.

    в) в разделах, знакомящих с более поздними
    эпохами (ХVII- нач. XXв.) автор опирается на реальные
    факты историко — художественного развития,
    следует традиции, сложившейся в
    искусствоведении.

    г) произведения русских мастеров не
    «вкраплены» в общеевропейский
    культурно-художественный процесс, а
    представлены в контексте русских национальных
    духовно-нравственных и эстетических приоритетов
    в их историческом развитии.

    Автор пытается избежать дублирования курса
    истории, поэтому в программе нет упоминаний о
    многих памятниках древнерусской культуры. По
    этим же соображениям сокращен материал о
    памятниках литературы, музыки, театра.
    Принципиальным для данной программы является
    отсутствие какого-либо «крена» литературного,
    музыкального, театрального, изобразительного,
    поскольку эти предметы хорошо изучены учащимися
    до 8 класса.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

    Программа состоит из трёх разделов вводной
    части и основного курса , построенного по
    принципу историзма с древнейших времен
    возникновения до ХХ века.

    Принцип историзма, положенный в основу
    программы, трактуется как способ «погружения в
    культуру» определенной исторической эпохи
    развития России.

    В вводной части учащиеся знакомятся в широком
    смысле с основными видами искусств через
    изучение науки искусствознание. Ибо имеет
    первоначальные знания по видам искусств, главным
    в разделе является творчество учащихся через
    теорию к практике.

    Творческие работы по живописи, лепка,
    составление чертежей и макетов, создание стихов
    и размышлений об искусстве, культуре и её месте в
    жизни человека, значения для становления
    личности.

    Творческие работы посвящены изучению малой
    родине г.Зея, осенью отмечается день города и
    широко празднуется общественностью.

    Основная часть состоит из двух разделов,
    делится на 10 глав.

    «Культура Древнерусского государства».
    Начало IХ до ХVII века, охватывает период в восемь
    веков истории России.

    «Культура Нового времени» с ХVIII до ХХ веков,
    рассматривает развитие русской культуры с
    реформ Петра I до Серебряного века русской
    культуры.

    В программе запланировано посещение выставок,
    музеев, просмотр видео материалов по истории
    русской культуры.

    Помимо теоретических знаний учащиеся
    овладевают практическими, ибо имеют возможность
    видеть, любоваться произведениями искусств
    своих современников и являются активными
    творцами.

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    «По законам красоты» (8 часов)

    Введение в предмет. Содержание и цели урока.

    Введение в основы искусствознания. Искусство
    слова, звука, изображения.

    Пространственные пластические искусства. Виды
    и жанры ИЗО.

    Архитектура . «Каменная летопись мира» . Язык,
    особенности, виды, стили.

    Скульптура. «Молчаливая и скрытая муза». Виды,
    жанры, язык.

    Творческая работа.

    Графика «Эти ритмы линий».

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    I раздел.

    Глава I.

    Культура древнерусского государства (IХ-начало
    ХII в.) (5 часов)

    Общая характеристика. «Эпоха монументального
    историзма». Славянское язычество. Открытия,
    знания.

    Понятия религии. Первобытные религии.

    Фольклор. Народные промыслы, ремесла, обычаи.

    Принятие христианства. Две ветви христианства.

    Письменность. Просвещение.
    Общественно-политическая мысль и литература.

    Архитектура Древней Руси. Живопись.

    Глава II.

    «Золотой век культуры Домонгольской Руси» (ХII
    -30-е годы ХIII в.) (3 часа)

    Общая характеристика.

    1. Литература и научные знания.
    2. Зодчество.
    3. Живопись

    Глава III.

    Русская культура ХIV-XV веков (4 часа)

    Просвещение и накопление знаний. Общественные
    идеи.

    Фольклор и литература : Храмовое зодчество.
    Русская иконопись. Живопись и творчество Ф.
    Грека, А. Рублева.

    Глава IV.

    Культура эпохи русского предвозрождения (2
    часа)

    Фольклор. Общественная и политическая мысль.
    Литература.

    Зодчество. «Московский Кремль»

    Живопись. Творчество Дионисия.

    II раздел.

    Глава VI.

    «Культура нового времени». (ХVIII-начало XX веков)
    (6 часов)

    Общая характеристика. Преобразования Петра I .
    Образование и наука. Книжное дело и печать.
    Общественная жизнь.

    Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество
    Растрелли Б., Трезини Д. и т.д. Новое явление в быту
    и общественной жизни. Живопись.

    Глава VII.

    Формирование русской национальной культуры
    (середина ХVIII- XIX веков)

    (8 часов)

    Общая характеристика. Система образования.
    Наука и техника. Общественная жизнь.

    Живопись середины ХVIII века. Творчество И.
    Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари,
    Г.Гроот .Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева.

    Глава VIII.

    Культура предреформенной России (начало XIX
    века) (3 часа)

    Общая характеристика эпохи. Образование, наука,
    техника. Общественная мысль. Театр. Музыка.

    Скульптура и живопись (обзор резервного
    времени на экскурсии, поездки, встречи).

    Глава IX.

    Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (6
    часов)

    Общая характеристика эпохи. Школа. Печать.
    Просвещение. Наука и техника. Общественная мысль.

    Архитектура. Живопись. Суриков В., В. Васнецов.
    Живопись Перов В. Передвижники. Литература.

    Скульптура. Музыка и театр.

    Глава X.

    «Серебряный век русской культуры» (конец
    XIX-нач. XXвека) (6 часов)

    Общая характеристика эпохи. Образование,
    просвещение, наука. Литература.

    Музыка. Театр.

    Архитектура. Живопись.

    МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

    Определяются:

    • возрастными особенностями учащихся и общей
      воспитательной направленностью данной
      дисциплины, которая может играть важнейшую
      мировоззренческую роль в современной российской
      школе.
    • активным использованием творческих методов
      обучения, проблемно-поискового характера,
      основанных на включении школьников в
      самостоятельную учебную деятельность, связанную
      с оценкой, анализом художественных явлений.

    СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

    В результате изучения курса «Истории русской
    культуры» учащиеся должны :

    ЗНАТЬ:

    • основные этапы в художественном развитии
      человечества;
    • культурные доминанты различных эпох в развитии
      русской культуры;
    • эстетические идеалы различных эпох русской
      культуры;
    • что такое искусство, на какие виды, роды и жанры
      оно делится;
    • роль и место классического наследия России в
      художественной культуре
    • современности;
    • основные особенности художественного развития
      культуры России;
    • выдающиеся памятники и произведения искусства
      различных эпох русской культуры;
    • основные художественные музеи России и мира;

    УМЕТЬ:

    • отличать произведения искусства различных
      видов и жанров;
    • самостоятельно давать оценку произведениям
      искусства;
    • показать на конкретных примерах место и роль
      художественной культуры России в мировой
      культуре;
    • составлять краткий конспект урока и лекций;
    • пользоваться справочной и специальной
      литературой по искусству, анализировать и
      пересказывать её.

    Дата Тема разделаСодержание урокаТворческие задания
    I раздел.

    «По законам красоты» (8 часов)

    Введение в предмет.

    Содержание и цели
    урока.

    Проверочная работа.

    Работа с
    карточками (мысли великих)

    Введение в основы искусствознания.

    Искусство
    слова, звука, изображения.

    Творческая работа ко дню города.
    Пространственные пластические
    искусства.

    Виды и жанры ИЗО.

    Работа по карточкам.
    Архитектура .

    «Каменная летопись
    мира»

    Язык, особенности, виды, стили

    План

    Мой дом .

    Работа по карточкам.

    Скульптура.

    «Молчаливая и скрытая
    муза»

    Виды, жанры, язык

    Галерея

    Создаем скульптуру (пластилин)

    Творческая работаПластилин, макет (спички)
    Графика

    «Эти ритмы линий»

    Рисунок на свободную тему
    II раздел.

    Глава I.

    Культура древнерусского государства (IХ-начало
    ХII в.)

    Общая характеристика.

    «Эпоха
    монументального историзма».

    Славянское язычество.

    Открытия, знания

    Конспект
    Понятия религии.

    Первобытные религии.

    Маска шамана.
    Фольклор.

    Народные промыслы, ремесла,
    обычаи.

    Рисунок.
    Принятие христианства.

    Две ветви
    христианства.

    Кроссворд.
    Письменность.

    Просвещение.

    Общественно-политическая мысль и литература.

    Источники древнерусской литературы
    (знакомство).
    Архитектура Древней Руси.Живопись.Работа по карточкам.

    3 часа на видео
    просмотры (13 часов)

    Вторая четверть. Глава II.

    «Золотой век
    культуры Домонгольской Руси»

    (ХII -30-е годы ХIII в.) (3 часа)

    Общая характеристика.

    1.Литература и
    научные знания.

    2.Зодчество.

    3. Живопись

    Творческая работа
    Глава III.

    Русская культура ХIV-XV веков (4
    часа)

    Просвещение и накопление знаний.

    Общественные
    идеи.

    Фольклор и литература :

    Храмовое
    зодчество.

    Русская иконопись.Живопись и твор-во Ф.Грека,
    А.Рублева

    Народные песни, сказы, легенды, былины.

    Иллюстрации.

    Глава IV.

    Культура эпохи русского
    предвозрождения (2 часа)

    Фольклор.

    Общественная и политическая
    мысль.

    Литература.

    Зодчество.

    «Московский Кремль»

    Макет.

    Чертеж.

    Живопись.

    Творчество Дионисия.

    Галерея.
    Глава V.

    Барокко в русской культуре ХVII
    в.

    (3 часа)

    Общая характеристика.

    Школа и
    просвещение.

    Научные знания.

    Общественная мысль

    Кроссворд.
    Зодчество. Живопись.

    «Годуновская
    школа».

    «Строгановская школа»

    Видео слайды.

    Иллюстрации.

    2 часа на видео просмотр
    (14 часов)

    Третья четверть. III раздел.

    Глава VI.

    Культура нового времени.

    (ХVIII-начало XX веков)

    (6 часов)

    Общая характеристика.

    Преобразования
    Петра I .

    Образование и наука.

    Книжное дело и печать.

    Общественная жизнь.

    Составление конспекта.
    Архитектура ХVIII века. Петербург.

    Творчество
    Растрелли Б., Трезини Д.

    Новое явление в быту и общественной жизни.

    Живопись.

    Рефераты по творчеству.
    Глава VII.

    Формирование русской
    национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)(8 ч.)

    Общая характеристика.

    Система
    образования.

    Наука и техника.

    Общественная жизнь.

    Живопись середины ХVIII века

    Творчество
    И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари,
    Г.Гроот Гравюры.

    Творчество А. Зубова, М. Махаева.

    Доклады.

    Сообщения.

    Скульптура ХVIII века.

    Творчество
    А.Растрелли.

    Архитектура ХVIII века. Москва.

    Творчество
    В. Баженова, М.Казакова, И.Старова, Ч. Камерон,
    Д.Кваренги.

    Литература. Театр. Музыка.

    Рефераты.

    Кроссворд.



    Страницы: 1 | 2 | Весь текст


    Следующий: