Проект как инновационный метод учебной деятельности

То, что дети могут сегодня сделать только
вместе, завтра они в состоянии сделать
самостоятельно.
Л.С.Выготский.

Современная система образования ориентирована на формирование человека, не
только обладающего разносторонними знаниями, но и умеющего добывать необходимую
информацию. Приходит понимание, что в век высоких технологий, быстрых изменений,
чтобы справиться с большими объемами информации, новыми проблемами и задачами
будущего, необходимо научиться учиться. Таким образом, актуальными становится
использования в образовательном процессе методов и методических приемов, которые
формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора
необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить
умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные
технологии, которые учителя-предметники используют как на уроке, так и во
внеурочной работе. Участие в проектной деятельности расширяет возможности для
решения различных проблем, преодоления трудностей в учебе и общении. Повышение
интереса к учебному предмету (и мотивации в целом), развитие творческих
способностей, формирования чувства ответственности – к таким положительным
результатам может привести осознанная деятельность учащихся над проектом при
целенаправленном руководстве учителя.

В своей педагогической деятельности я активно применяю метод проектирования.

Проследим процесс подготовки проекта и формы участия школьников в данной
деятельности. Первоначально создается группа, в которую входят учащиеся,
мотивированные на исследовательскую деятельность. Инициатором может быть
учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования.

В 2009–2010 учебном году была проведена исследовательская работа по изучению
традиций деревянного зодчества Древней Руси. Проект получил название “Раз
дощечка, два дощечка – будет.. .чудо!”.

Эта тема была раскрыта на основе краеведческого материала. Так сложилось, что
на границе московского района Южное Бутово и Подмосковья находится печально
известный Бутовский полигон, место массовых расстрелов в 1930-е годы. В память о
невинно убиенных в 1994 году силами родственников был построен деревянный храм
Новомученников и Исповедников Российских в Бутово. Архитектор Д.М.Шаховской
использовал традиции строительства раннехристианских храмов-мартирий.

На основе краеведческого материала и возникла тема исследования, которая
заинтересовала учащихся 8 класса. Исследование начинается с

четкой формулировки цели работы, гипотезы, которая должна быть подтверждена
или опровергнута в процессе деятельности.

Приведем пример по конкретной работе. Цель: доказать на основе краеведческого
материала, что традиции деревянного зодчества Древней Руси являются наиболее
оптимальными для деревянных сооружений и в современное время.

Гипотеза: Мы предполагаем, что принципы и технология деревянного зодчества
Руси сформировались в традицию, так как они соответствуют природным условиям
России, а также особенностям духовной жизни общества.

Проектная деятельность основывается на различных методах, которые имеют не
только теоретический, но и практический характер. Учащимися был собран большой
исторический материал о традициях деревянного зодчества Руси 16–17 вв., написан
реферат. Проект отличается от реферативной деятельности тем, что имеет и
практический результат: авторами проекта был сделан макет 22-главой
Преображенской церкви (о. Кижи), жемчужины русского деревянного зодчества.
Работа над макетом очень увлекательна, познавательна и для современных
школьников очень необычна.

Также авторы работы поставили перед собой задачу исследовать технологию
деревянного зодчества и выполнить технологические операции по изготовлению сруба
русской избы (небольших размеров). Сам процесс подготовки материалов (деревянных
брусков), изготовление части сруба по технологии в “обло” был трудоемким. Но
результат был отличным: во-первых, исследование привело к углублению знаний по
истории Бутовского полигона (краеведение); во-вторых, исследование выявило
преемственность традиций деревянного зодчества Руси 16–17 вв. и современной
России; в-третьих, исследование в определенной степени подтвердило, что
традиционные принципы и технология деревянного зодчества Руси соответствовали
природным условиям России, и также поддерживались особенностями духовной жизни
народа (православные традиции в строительстве церквей).

Результаты исследования сами по себе интересны и познавательны. Но для
учащихся, авторов проекта, очень важен сам процесс проектной деятельности, так
как он формирует у них способность организовать свою жизнь как проект: умение
определить жизненную перспективу, сформулировать цель, привлечь необходимые
средства, наметить план действий и, наконец, осуществить его, оценить, был ли
этот проект успешен.

Формирование проектного типа мышления – залог успешности в будущем.

Следующий: