Проект изучения темы Первая мировая война в условиях концентрической структуры исторического образования сравнительный подход


К началу XXI века в общеобразовательных учебных
заведениях нашей страны произошли кардинальные
изменения как в содержании, так и в структуре
исторического образования. Это нашло отражение в
утверждении концентрической системы
преподавания обществоведческих дисциплин:
первый концентр – основная школа (5-9 классы),
второй концентр – средняя школа (10-11 классы).
Оформилась и дифференциация подходов к изучению
истории на этих двух уровнях.

В первом концентре история изучается в
классическом варианте, где в основе лежит
событийно-хронологический принцип, упор
делается на усвоение учащимися самых значимых
дат, фактов, проблем, выбор наиболее важных
исторических личностей, развитие и закрепление у
школьников навыков и умений сравнивать,
устанавливать закономерности. На этом уровне
преподаватели используют различные
объяснительные модели истории: формационную,
культурологическую, ризомную и другие.

Второй концентр нацеливает на изучение истории
на проблемно-теоретическом уровне. В полной
средней школе важнейшим итогом является не
просто усвоение фактов, событий и установление
взаимосвязей между ними, но и их интерпретация,
сравнение различных подходов к объяснению
явления, выяснение зависимости современных
тенденций развития с историческим прошлым.
Особую роль в объяснении истории на этом уровне
играют цивилизационный и социокультурный
подходы.

Такое разделение по уровням и теоретическое их
наполнение, казалось бы, позволяют учителю легко
перевести эти новые положения в практическую
плоскость. Но здесь-то и возникают проблемы: явно
не достаточное количество учебного времени для
интерпретации истории во втором концентре;
отсутствие современных, адаптированных к
условиям школы учебников и методической
литературы, основанных на цивилизационном
принципе объяснения прошлого и т.д. Одной из
трудностей для преподавателя по-прежнему
остаётся вопрос отбора материала, распределение
его по уровням и истолкование, т.к. во втором
концентре происходит возвращение к тому же
событийно-хронологическому ряду (хотя и более
насыщенному), что и в первом. Эта проблема до сих
пор недостаточно исследована, поэтому учителю
приходится браться за ее разработку на свой
страх и риск, методом проб и ошибок.

Попытаемся рассмотреть данный вопрос на
примере одной из самых важных тем всемирной и
отечественной истории XX века – Первой мировой
войны. Для разработки её сначала укажем на
главные положения, установленные Обязательным
минимумом содержания исторического образования:


Основная школа:



Средняя (полная) школа:



Первая мировая война (причины,
участники, итоги, последствия).
Версальско-Вашингтонская система. Россия в
международных отношениях начала XX века. Россия в
Первой мировой войне
Конфликты и войны в XX веке:
глобализация и последствия. Первая и Вторая
мировые войны

Столь же краток стандарт среднего образования
по истории, положения которого предлагалось
ввести в учебный процесс с сентября 2006 г. Он
определял следующий Обязательный минимум
содержания основных образовательных программ по
истории:




Основное общее
образование

Полное общее
образование

Первая мировая война: причины,
участники, основные этапы военных действий,
итоги. Россия в Первой мировой войне
Мировые войны в истории
человечества: социально-психологические,
демографические,
экономические и политические
причины и последствия. Россия в Первой мировой
войне. Влияние войны на российское общество

Как видим, только на основе этих
минимизированных положений крайне сложно
«развести» содержание, задачи, цели,
объяснительные модели по разным концентрам,
поэтому каждый преподаватель вынужден
самостоятельно «торить» пути разработки
проблемы. К сожалению, бывает и так, что в полной
средней школе, по-существу, происходит только
дублирование материала о Первой мировой войне,
уже изученного в первом концентре.

Исходя из специфики двухуровневого школьного
исторического образования, приводим вариант
возможного изучения темы: «Первая мировая
война»
в основной и средней школе.


Содержательные и
методические единицы

Первый концентр – 9
класс

Второй концентр – 11
класс

1. Цели Помочь учащимся достигнуть
понимания причин, развития, результатов Первой
мировой войны, совершенствуя навыки работы с
исторической картой, текстом учебника, схемами
рабочей тетради, развивая умения заполнять
хронологические таблицы, самостоятельно делать
выводы с формированием убеждённости в крайней
опасности войн, в преимуществах мирных способов
решения международных, межгосударственных
разногласий
Помочь учащимся понять сущность
Первой мировой войны, её особенности, глобальное
влияние на ход развития человечества, установить
место войны в ряду событий XX в.; продолжить
развитие навыков самостоятельной работы с
текстом учебника, умений поиска необходимой
информации в ходе подготовки опережающего
задания, проводить анализ документального
материала, вести дискуссию, обосновывать свою
точку зрения; воспитывать чувство
ответственности при деятельности в группе,
формировать убежденность в необходимости
совместной борьбы за сохранение мира, чувство
толерантности, стремления к сотрудничеству
2. Основное содержание Создание Тройственного союза и
Тройственного согласия, империалистические
войны конца XIX-начала XX в. как предзнаменование
мирового военного конфликта. Подготовка
различных стран к войне. Повод к войне, её
причины. Планы участников войны, их силы.
Характер Первой мировой войны. Ход военных
действий на различных фронтах. Обстановка в тылу
воюющих стран. Изменения в составе
противоборствующих блоков. Участие России в
Первой мировой войне. Материальные и социальные
итоги войны
Первая мировая война: сущность,
особенности, отличия от других крупных военных
конфликтов. Первая мировая война –
общецивилизационный, межцивилизационный или
внутрицивилизационный кризис? Характер Первой
мировой войны: мнения историков. Первая мировая
война в глазах политиков и обывателей. Влияние
Первой мировой войны на развитие цивилизации:
распад империй, формирование
государственно-монополистического капитализма,
мировой революционный кризис, пролетарские
революции, «выпадение» Советской России из
мира западной цивилизации, территориальные
изменения и новые принципы международных
отношений после Великой войны, новейший этап
истории человечества
3. Главные понятия Антанта, Тройственный союз,
империалистические войны, повод к войне, причины
войны, план Шлиффена, характер Первой мировой
войны, Четверной союз, аннексия, контрибуция,
революционизация
мировая война, цивилизационный
кризис, государственно-монополистический
капитализм, мировой революционный кризис,
Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций,
новейшая история
4. Исторические личности Франц-Фердинанд, Г. Принцип,
Франц-Иосиф, Вильгельм II, Николай II, П. Гинденбург,
Ф. Фош, А.А.Брусилов, Э.Людендорф, Нивель,
Ранненкампф, Самсонов
Франц-Фердинанд, Франц-Иосиф,
Вильгельм II, Николай II, П. Гинденбург, Ф. Фош,
А.А.Брусилов, Д. Ллойд Джордж, Ж. Клемансо, В.
Вильсон
5. Даты и события 28 июня 1914 г. – убийство
Франца-Фердинанда.
28 июля 1914 г – объявление Австро-Венгрией войны
Сербии.
1 августа 1914 г. – начало Первой мировой войны.
Сентябрь 1914 г. – битва на Марне.
Февраль-март 1916 г. – бои под Верденом
Апрель 1917 г – вступление в войну США.
3 марта 1918 г – Брестский мир.
3-4 ноября 1918 г. – капитуляция Австро-Венгрии.
11 ноября 1918 г – окончание Первой мировой войны.
28 июня 1914 г. – убийство
Франца-Фердинанда.
28 июля 1914 г – объявление Австро-Венгрией войны
Сербии.
1 августа 1914 г. – начало Первой мировой войны.
11 ноября 1918 г. – окончание Первой мировой войны.
1919 г. – Парижская конференция, создание Лиги
Наций, подписание Версальских договоров.
1921 г. – Вашингтонская конференция.
6. Формы и методы работы.
  1. Объяснение учителя.
  2. Фронтальная беседа с целью выяснения сущности
    понятий: повод и причина.
  3. Работа с исторической картой «Первая мировая
    война» – фронты, сражения, изменения линии
    фронта по годам военных действий.
  4. Выполнение схемы в рабочей тетради.
  5. Самостоятельное составление обобщающей
    таблицы «События Первой мировой войны» по
    форме: дата – событие – результаты.
  1. Объяснение учителя.
  2. Опережающее задание и сообщения учащихся на
    тему: «Первая мировая война: мнения
    отечественных и зарубежных историков».
  3. Создание «проблемной ситуации»: Первая
    мировая война – кризис общечеловеческий,
    межцивилизационный или внутрицивилизационный?
    Дискуссия по данной проблеме. Работа в группах.
  4. Первая мировая война глазами политиков и
    обывателей – работа с документами: «Из
    воспоминаний Р. Пуанкаре», «Из воспоминаний
    Б. фон Бюлова», «Из воспоминаний А.А.
    Брусилова», «Из донесений полиции в России
    осенью 1916 г.» Сопоставление информации
    источников, выявление причин разных подходов к
    оценке войны.
  5. Самостоятельная работа с текстом учебника
    (Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. 10-11
    кл., гл. X, параграф 1) по выявлению особенностей,
    отличительных качеств Первой мировой войны. По
    итогам работы учащимся предлагается сделать
    вывод об их личностном отношении к событиям,
    сущности Первой мировой войны
7. Учебно-методический комплект Настенная карта «Первая
мировая война»; учебники: Кредер А.А. Новейшая
история зарубежных стран. 9 кл.; Алексашкина Л.Н.
Новейшая история. 9 кл.; Данилов А.А., Косулина Л.Г.
История России XX в. 9 кл.; Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Рабочая тетрадь по истории России. XX в. 9 кл. Вып. I.;
1000 вопросов и ответов по истории / Под общ. ред.
Л.Н. Алексашкиной; Баева А.Т. Итоговый урок по
теме: “Первая мировая война”// Преподавание
истории в школе. – 2004. – № 6; Формирование
образа врага в Первую мировую войну. http://kamensky.perm.ru/proj/vrag/index/htm
; Интернет-история Первой мировой войны.
www.worldwar1.com ( на английском
языке)
Настенные карты: «Первая
мировая война», «Европа в 1918-1923 гг.»;
учебники: Хачатурян В.М. История мировых
цивилизаций. 10-11 кл.; Загладин Н.В. Всемирная
история. XX в. 11 кл.; Сороко-Цюпа и др. Мир в XX в. 11 кл.;
Левандовский А.А. Россия в XX в. 11 кл.; Островский
В.П., Уткин А.И. История России XX в. 11 кл.; материалы
для учителя: Алексашкина Л.Н. Мир в XX в.: Доп.
Материалы и практикум к учебникам по новейшей
истории; Уткин А. Первая мировая война //История.
Прил. к газете «Первое сентября». – 2000. – №№
33-34.
8. Время на изучение

2 учебных часа

2 учебных часа

Проект подготовлен учителем высшей категории
ср. школы №1 г. Нижнекамска Мельниковым А.А.




Следующий: