Процессуальный мониторинг в работе учителя географии на примере изучения темы Литосфера в 6-м классе


Для современного этапа развития общества
характерно становление новых приоритетов в
образовательной сфере, важнейшим из которых
является повышение качества образования. В этой
связи проблема поиска путей обеспечения
качества образования на всех уровнях
образовательной системы становится особенно
актуальной. Для решения этой проблемы, прежде
всего, необходима четкая картина состояния
образовательного процесса.

В практике школьного образования всегда
существовали экзамены, контрольные работы,
различные опросы, тестирование и т.д. Весь этот
контроль был ориентирован на получение фактов,
отражающих эпизодический характер состояния
обученности школьников в образовательном
учреждении. Но эти данные не позволяли
существенно влиять на качество и содержание
учебного процесса, поскольку не давали
объективной оценки уровня образовательных
достижений учащихся, не способствовали
установлению причин некачественного усвоения
изученного материала школьниками. Поэтому
неслучайно в структуре инновационной
деятельности образовательного учреждения все
чаще стали преобладать «процессуальные»
показатели, фиксирующие «что делалось»,
вместе с оценкой конечного результата.

Именно для быстрого реагирования на учебную
ситуацию был создан новый инструмент -
педагогический мониторинг. Он позволяет
организовать непрерывное, длительное наблюдение
за процессом обучения.

Применительно к педагогике мониторинг — это не
только контроль, но и изучение причин отклонений
от норм. Педагогический мониторинг эффективно
дополняет и расширяет традиционные методы
управления образовательным процессом, позволяет
в полной мере реализовать диагностическую,
коррекционную и прогностическую функции
педагога, руководителя школы. Мониторинг
обеспечивает планирование, организацию,
содержание учебного процесса, делает его
максимально точным и адресованным не общей массе
учащихся, а конкретным ученикам, нуждающимся в
индивидуальной помощи или подходе.
Педагогический мониторинг обеспечивает учителя
необходимой информацией для принятия решения.
Объекты мониторинга — это результаты
учебно-воспитательного процесса и средства,
которые используются для их достижения.
Педагогический мониторинг определяет, насколько
рациональны педагогические средства,
используемые в процессе обучения и
воспитания школьников.

Педагогический мониторинг — это система сбора,
обработки, хранения и распространения
информации о системе образования или отдельных
ее элементах, которая ориентирована на
информационное обеспечение управления,
позволяет судить о состоянии в любой момент
времени и может обеспечить прогноз ее развития. В
ходе педагогического мониторинга идет
целенаправленный сбор сущностной и
разносторонней информации, обработка,
интерпретация и систематизация полученных
данных, анализ и оценка этих данных и выработка
мер по коррекции развития системы образования
или ее объектов.

Предназначение педагогического мониторинга -
дать полную информацию всем участникам
образовательного процесса, как о самом процессе,
так и о его результатах. Основной задачей
мониторинга является предупреждение о том или
ином неблагополучии, опасности, для
эффективного функционирования объекта. Причем
здесь имеется в виду не просто констатация факта,
представляющего опасность, а
предупреждение его до того, как ситуация
может стать критической или необратимой. С
точки зрения теории управления это означает
наличие оперативной обратной связи , одного из
главных факторов качественного
функционирования процесса обучения. В своей
работе я предлагаю опыт внедрения технологии
процессуального мониторинга в учебный процесс
на примере изучения темы «Литосфера» в 6 классе.

Определяем и классифицируем общие учебные и
специальные предметные умения и навыки в теме
«Литосфера» на основе стандарта общего
образования по географии образования (по
таксономии Блума).

1) Учебно-управленческие:

  • ставить учебную задачу;
  • понимать последовательность действий;
  • сравнивать полученные результаты с учебной
    задачей;
  • оценивать свою деятельность и деятельность
    других;
  • правильно оформлять и вести тетрадь;
  • высказывать суждения;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • слушать друг друга;
  • распределять работу при совместной
    деятельности;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • организовывать работу в группе.

2) Учебно-информационные:

  • работать с учебником и дополнительной
    литературой;
  • составлять на основании текста таблицы, схемы,
    графики;
  • владеть различными видами пересказа.

3) Учебно-логические:

  • выделять главное;
  • составлять простой план;
  • сравнивать факты, явления, события по заданным
    критериям;
  • давать определение по существенным признакам;
  • высказывать суждения, подтверждать их фактами;
  • обобщать, подытоживать информацию.

6. Специальные предметные умения учащихся

Называть и показывать:

  • Виды горных пород.
  • Элементы внутреннего строения Земли.
  • Формы рельефа.
  • Географическую номенклатуру по теме.
  • Минеральные ресурсы Земли.
  • Методы изучения внутреннего строения Земли.

Приводить примеры;

  • Использования литосферы в жизни и
    хозяйственной деятельности людей.
  • Разумного и бесхозяйственного использования
    человеком полезных ископаемых.
  • Сейсмически опасных районов Земли.
  • Борьбы человека со стихийными явлениями
    природы.
  • Выветривания.

Определять:

  • Географическое положение гор, равнин и их
    высоту, определять географические координаты
    вершин гор.
  • Различия гор и равнин по высоте.
  • Виды горных пород (в коллекции, по внешним
    признакам).
  • Выветривание.

Описывать:

  • Особенности природного объекта по карте, на
    местности.
  • Стихийные явления природы Земли, связанные с
    литосферой.
  • Внутреннее строение Земли.
  • Образование и разрушение гор и равнин.

Объяснять:

  • Извержение вулканов.
  • Возникновение горячих источников, гейзеров.
  • Образование сейсмических районов Земли.
  • Изменение земной коры под воздействием
    хозяйственной деятельности человека (на примере
    своей местности).

Устанавливать:

  • Причинно-следственные связи при изучении
    образования разных групп горных пород.

Составляем текст заданий на формирование
одного или нескольких учебных умений.

1) Специальное предметное умение:

Называть и
показывать формы рельефа.

Текст учебного задания:

Пользуясь физической
картой полушарий, определите, какие горы
находятся на материке Северная Америка.

2) Специальное предметное умение:



Называть и
показывать виды горных пород.

Текст учебного задания

: Определите, какой из
названных горных пород: мел, известняк, торф,
кварцит, гранит — относится описание «это
скопление остатков растений, подвергшихся
неполному разложению в условиях болот»?

3) Совокупность предметных умений:

1. Определять виды горных пород (в коллекции, по
внешним признакам).

2. Называть и показывать формы рельефа.

3. Приводить примеры использования литосферы в
жизни и хозяйственной деятельности людей.

Текст учебного задания:

По предложенному
плану опишите особенности предложенных полезных
ископаемых в коллекции и их применение в
хозяйстве. Для выполнения работы используйте
материалы учебника, дополнительную литературу и
карты атласа.

План:

  1. Название полезного ископаемого.
  2. К какому виду полезных ископаемых относится.
  3. Где расположены месторождения: на равнинах, в
    горах, в шельфовой зоне (материковая отмель), на
    дне океана.
  4. Как используется полезное ископаемое?

Перечень действий, осуществляемых учащимся,
при разрешении учебного задания

:

1. Определяют по внешним признакам образца
название полезного ископаемого.

2. Устанавливают происхождение полезного
ископаемого: осадочное, магматическое,
метаморфическое.

3. С помощью физической карты определяют
примеры месторождений данного полезного
ископаемого.

4. Определяют формы рельефа суши или дна океана,
где добываются полезные ископаемые.

5. Приводят примеры использования полезного
ископаемого.

4) Совокупность предметных умений:

1. Называть и показывать формы рельефа.

2. Называть и показывать географическую
номенклатуру по теме.



3. Определять географическое положение гор, их
высоту, определять географические координаты
вершин гор.

4. Описывать особенности природного объекта по
карте.

5. Определять различия гор и равнин по высоте.

Текст учебного задания:



С помощью физической
карты России опишите по плану и сравните
Уральские и Кавказские горы. Результаты работы
внесите в таблицу.

Сравнение Уральских и Кавказских гор.


План Уральские горы Кавказские горы
1. Географическое положение (в какой
части страны находятся).
2. Направление горных хребтов.
3. Протяженность гор.
4. Средняя высота
5. Самая высокая вершина и ее высота.
6. Координаты самой высокой точки.

Перечень действий, осуществляемых учащимся,
при разрешении учебного задания:

  1. Читают инструкцию к работе.
  2. Находят на физической карте России указанные
    формы рельефа.
  3. Определяют географическое положение гор.
  4. Указывают направление горных хребтов (с севера
    на юг и с запада на восток).
  5. С помощью масштаба рассчитывают протяженность
    гор.
  6. С помощью послойной окраски и шкалы высот и
    глубин определяют среднюю высоту гор.
  7. Находят самые высокие вершины Уральских и
    Кавказских гор, по карте находят высоту этих
    точек.
  8. Определяют географические координаты
    высочайших вершин Урала и Кавказа.

Запускаем процессуальный мониторинг и
фиксируем его результаты в листе достижений.

Лист достижений учащихся 6″А» класса
по теме «Литосфера» (6 часов)


Общие учебные умения Давать определение по
существенным признакам
Выделять главное, сравнивать
факты, явления, события по заданным критериям
Высказывать суждения,
подтверждать их фактами
Давать определение по
существенным признакам
Следовать алгоритму, понимать
последовательность действий
Высказывать суждения,
подтверждать их фактами
Выделять главное, сравнивать
факты, явления, события по заданным критериям
Предметные умения

Фамилия, имя
учеников

Называть и показывать виды горных пород Называть и показывать формы рельефа Определять виды горных пород Приводить примеры использования
литосферы в жизни и хозяйственной деятельности
людей
Называть и показывать географическую
номенклатуру по теме
Определять географическое положение
гор, их высоту, определять географические
координаты вершин гор
Описывать особенности природного
объекта по карте
Определять различия гор и равнин по
высоте
1 2 3 4 5 6 7 8
Алимпиев Данил - + - + + - - +
Андрейчев Григорий + + + + + + + +
Биккенов Айдар + + + + + - + +




Следующий: