Проблемы выявления одаренных детей

Проблемой выявления, поддержки и развития одаренности занимаются специалисты различных стран мира. Формирование интеллектуального и творческого потенциала является приоритетной национальной задачей России. Это подтверждает федеральная целевая программа «Дети России» (на 2007-2010гг), подпрограмма «Одаренные дети».

В муниципальном общеобразовательном учреждении «средняя общеобразовательная школа №2 села Екатеринославка» работа в поддержку данной приоритетной задачи была начата в 2009 году. Первый шагом являлась разработка программы «Одарённые дети», реализация которой была запланирована в 3 три этапа.

Одной из задач первого диагностико-прогностического этапа являлось создание школьного банка «Одаренные дети». Организация этой работы была возложена на руководителя школьного научного общества учащихся «Луч» данной школы.

Было понятно, что прежде чем создавать банк «Одаренные дети», необходимо изучить теоретические подходы к данной проблеме. А именно: каких детей считать одаренными, каковы признаки одаренности, виды одаренности, возможные процедуры диагностики одаренности.

К поиску ответов на эти вопросы были привлечены участники НОУ «Луч» — учащиеся 10 классов. Они занимались как теоретическими исследованиями по проблеме, так и практическими исследованиями проблем одаренности, имеющихся в пределах образовательного пространства школы.

Поиск ответов привел к следующим результатам.

Оказывается, в психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, нет единого определения одаренности, существуют лишь альтернативные подходы к решению проблемы.

Пришлось самостоятельно определяться: какие критерии следует положить в основу отбора одаренных детей. Таким образом, четко обозначилась проблема: кого считать одаренными.

Использовать вполне официальную гуманистическую позицию: все дети талантливы и каждый человек по-своему одарен показалось не совсем удобным, так как в этой позиции сам вопрос о выявлении одаренных детей выглядит неуместным. Автоматически появляется вопрос, на который также следовало бы искать ответ: почему же так много одаренных детей и очень мало одаренных взрослых?

Второй подход, согласно которого одаренность – это дар «свыше», дар, данный Богом, предполагает отбор единиц избранных учащихся. Количество одаренных сводится к минимальному числу талантливых детей, при этом подавляющее большинство детей остаётся вне необходимости развития.

Основу нашего подхода составили «Рабочая концепция одаренности», разработанная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Дианы Борисовны Богоявленской(1998 ), а также трактовка американского ученого Дж Резнулли.

На основании этих двух подходов была принята достаточно гуманная позиция, согласно которой был осуществлен отбор одаренных детей. Ребенок обладает качествами одарённого, если демонстрирует высокий уровень достижений или же обладает возможностью достижений в какой-либо области. При таком подходе контингент одарён­ных детей достаточно широк, а также исключает возможность оставить без внимания детей с какими бы то ни было способностями. Подтверждением нашей точки зрения являются уровни проявления одаренности: способности, талант, гениальность. Таким образом, для создания банка «Одаренные дети» был использован критерий наличия какого-либо уровня одаренности.

Следующая проблема: как осуществлять отбор одаренных. Знакомство с существующими диагностиками привело к выводу, что идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Существует множество различных тестов на наличие конкретных качеств и характеристик личности – уровня интеллекта, мышления, воли, памяти, и других. Причем многие из диагностик громоздки, сложны в обработке, а также не адаптированы к возрасту учащихся. Результаты диагностик дают определенную погрешность. Тесты креативности, тесты интеллекта и другие не могут дать чёткого верного ответа — одарен ребенок или не одарен. Высокие показатели по тесту не всегда можно считать показателем одаренности, а полученные низкие значения ещё не доказательство её отсутствия. Выявление одаренных детей — это процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка и требующий определенного времени.

Психологами установлено, что наблюдение как метод исследования, зачастую дает не больше погрешности, чем проведение иной диагностики. Таким образом, для отбора детей с признаками одаренности, были привлечены учителя-предметники и классные руководители, заполняющие сводные таблицы по классам по результатам наблюдений. Приложение 1.

В нашем случае, результаты наблюдений учителей за проявлениями способностей учеников дали достаточно точные результаты. В случаях расхождения мнений по конкретному ученику вопрос решался «в пользу ученика».

Возникла следующая проблема: насколько точны и актуальны полученные данные?

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо быстро исчезнуть. Словосочетание «одаренный ребенок» не имеет право жестко фиксировать статус одаренного ребенка. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», объективно теряет признаки своей исключительности. Для многих детей такая ситуация является драматичной. Учитывая выше сказанное, было решено вместо понятия «одаренный ребенок» использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». Также принято решение о том, что считать данные банка «Одаренные дети» постоянными и не изменяющимися – ошибочно, данные банка могут и должны изменяться.

Следующая проблема, которая обозначилась в ходе работы – это проблема исследования конкретных качеств учащихся, мешающих развитию имеющихся у них способностей.

Для более полной картины о личности ребенка можно осуществлять диагностики качеств, от которых напрямую зависит развитие или отсутствие развития способностей одаренного. К числу таких качеств относят: мотивацию, волевые качества, креативность. В процессе работы были использованы диагностики:

  1. Диагностика креативности (диагностика Резнулли и диагностика Туник Е.Е.)
  2. Диагностика мотивации успеха/неудачи, мотивации одобрения.
  3. Диагностика воли.

Анализ результатов диагностик дает возможность ответить на вопрос, почему конкретный ученик не развивает свои способности: либо преобладает отрицательная мотивация, либо недостаточно волевых усилий, либо же причина следует искать в другом.

Явилось проблемой оформление полученных данных.

Работая по проблеме одаренности, следует учитывать то, что существуют разные подходы к одаренности, а именно:

  • с точки зрения возрастного развития: поздняя и ранняя;
  • с точки зрения проявления в различных видах деятельности: общая (интеллектуальная) или специальная;
  • с точки зрения формы проявления: явная и скрытая;
  • с точки зрения степени сформированности: актуальная и потенциальная;
  • с точки зрения видов деятельности и обеспечивающих ее сфер психики.

С учетом всех критериев и подходов к понятию одаренности, была составлена форма сводной таблицы. Приложение 2.

Результаты исследований учащихся МОУ СОШ №2 можно увидеть в таблице №1.

Таблица №1

Вид одаренности Количество человек в блоке В процентах от общего количества учащихся 5-10 классов
Физико-математическая 75 28
Естественнонаучная 47 18
Интеллектуальная 43 16
Гуманитарная 81 31
Интеллектуальная 43 16
Организационная 42 16
Спортивная 78 29
Ремесленная 70 26
Техническая 30 11
Хореографическая 32 12
Сценическая 55 21
Литературно-поэтическая 28 11
Изобразительная 70 26
Музыкальная 20 8
Лидерская 34 13
Аттрактивная 29 11
Духовно-ценностная 2 0,01

И еще одна проблема: кому проводить исследования? Решалась таким образом: отвечал за организацию работы руководитель НОУ, для заполнения листов наблюдений, осуществления диагностик привлекались учителя-предметники и классные руководители, занимались обработкой полученной информации учащиеся, члены НОУ «Луч», под руководством руководителя научного школьного общества учащихся.

В процессе проделанной работы был создан школьный банк «Одаренные дети», использование данных банка полезно при организации работы с учащимися по различным направлениям.

Следующий: