Проблемное обучение на уроках в профильных социально-гуманитарных классах

«Тысяча учителей – тысяча методов».
Китайская пословица.

«Две – три мысли, два –три впечатления поглубже выжитые в
детстве, собственным  усилием (а если  хотите, так и страданием), приведут
ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…
Ф.М.Достоевский.

Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года» стала разработка системы профильного
обучения в старших классах.

Профильное обучение учащихся – это требование времени,
общества. Оно становится промежуточным звеном между общеобразовательным уровнем
и профессиональным образованием.

Особенностью преподавания истории в профильных социально-гуманитарных
классах является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно –
историческому анализу, а на этой основе  — к развитию исторического мышления
учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы
с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений,
определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и
личностям истории России и всеобщей истории.

Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемном
подходе и принципах системного исторического анализа.

Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную
деятельность учащихся.

Проблемный метод обучения - есть совокупность
действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную
деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных
вопросов и задач, содержащих противоречие.

Этапы проблемного обучения

I. Разработка проблемных
вопросов

Вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • увлекательным, но соответствующим логике науки;
  • емким, способным охватить широкий круг вопросов;
  • предполагающим научный спор;
  • создающий затруднения, необходимые для проблемной
    ситуации.

Примеры проблемных вопросов по истории России

  • Россия в XVI веке на перепутье –
    парламентский путь или самодержавие?
  • Руководители народных восстаний Степан Разин и Емельян
    Пугачев– разбойники или защитники народа?
  • XVII век в истории России – шаг
    вперед или назад?
  • Культура России в XVIII веке: раскол, или расцвет, или упадок?
  • Реальна ли была альтернатива эволюции российского
    абсолютизма в «конституционно – аристократическую монархию?»
  • Экономика России в 1894 – 1913 годах: это расцвет или
    кризис?»
  • Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или
    трагическая случайность?
  • Октябрь 1917 год: переворот, восстание или революция?»

II. Перевод проблемного вопроса в
проблемную ситуацию

  • Через углубление проблемного вопроса;
  • Через поиск разных граней его решения;
  • Через сопоставление разных вариантов ответов.

Проблемный вопрос к уроку – дискуссии в 11 классе: Николай
II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа,
царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли
на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако
в 1917  г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с
престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 группа — поиск информации, аргументация
вопроса НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, аргументация
вопроса НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая
литература, Интернет, СМИ.

 Результаты поисково –
исследовательской работы.

1 группа.

Факты:

  • Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
  • «Кровавое воскресение», 1905 год.
  • Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой
    войны.

2 группа.

Факты:

  • Рождение Николая II 6 мая, в день
    святого Иова Многострадального.
  • Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного
    путешествия в Японии.
  • Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
  • Расстрел царской семьи.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из
династии Романовых.

  • Главная задача его внутренней политики: укрепление
    самодержавия;
  • Многие считали его слабым правителем;
  • Многие считали его идеальным семьянином;

НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

III. Формы решения проблемных
ситуаций.

  • Дискуссия;
  • Научный спор;
  • Проблемная лекция;
  • Проблемный семинар;
  • Исследовательская работа с историческими, правовыми
    документами, текстами, материалами проблемного направления.

Темы проблемных семинаров в 10-11 классах по истории
России.

  • Движение или восстание декабристов?
  • «Прусский» или «американский» путь развития капитализма
    ожидался в послереформенной России?
  • Проблема иностранного вмешательства в дела России в годы
    гражданской войны в исторической литературе.
  • Переход к новому времени в России и Западной Европе: общее
    и особенности.
  • Церковный раскол как социокультурный и религиозный
    феномен.
  • Были ли альтернативы исторического развития
    послепетровской России?

Проблемное обучение может проводиться посредством
решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1. Задачи на анализ теоретических положений,
высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки
говорят о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, другие же заявляют,
что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина
нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся –
доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по
всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.

2.Задачи на противоположные высказывания одного человека.

Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип
свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого
была свободная торговля.

3. Задачи на оценку конкретной личности. Например
«Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин:
реформатор или деспот?», Николай II – «кровавый» или «святой мученик?»

4. Задачи на сопоставление прошлого и современности,
российских и
западных    аналогов. Учащиеся разрабатывают научно –
исследовательские работы на темы : «Демографические взрывы и катастрофы».,
«Сила права или право силы?» и т. д.

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе

Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.

Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран
или….?

Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на
становление личности Ивана IV? (сочинение-эссе)

Урок 2. Реформы 50-х гг.

Проблемный вопрос: была ли Россия сословно –
представительной монархией?

Проблемное домашнее задание: в чем сходство и
различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во
Франции? (составить сравнительную таблицу)

Урок 3. Опричнина.

Проблемный вопрос: зачем понадобилось
создавать опричнину?

Проблемное домашнее задание: была ли
жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной? (работа с историческими
документами)

Урок 4. Внешняя политика России при Иване IV.

Проблемный вопрос: Почему Россия победила на
Востоке и проиграла на Западе и на Юге?

Проблемное домашнее задание: какие внутренние
и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана IV? (Защита проектов.)

Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.

Оценки современников, историков.

 Разрешение проблемного вопроса к теме.

Вопросы:

  1. Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного
    историки?
  2. Ваше отношение к личности Ивана IV.
  3. Альтернативные пути развития России при Иване

Выводы

На данном этапе развития человечества проблемное изучение
просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую
личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных
ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому
самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед
ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед
проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет
более защищен от стрессов.

Следующий: