Проблемное обучение как основа процесса перехода от школы обучения к школе развития

О проблемном обучении, или, по крайней мере, его
основной идее известно давно. Истоки такого
обучения можно найти в далеком прошлом. Так,
можно сослаться на высказывание Квинтилиана
(ок.35-95 гг.) в его философско-педагогическом труде
“Наставление в ораторском искусстве”: “Ребенок
должен бороться за то, чтобы достичь успеха в
учении, но следует делать так, чтобы он очень
хотел его достичь”. При желании можно сослаться
на Сократа, учившего еще раньше Квинтилиана (469-399
гг. до н.э.), который использовал в обучении метод
наводящих вопросов, с помощью которых вел
ученика от одного “открытия истины” к другому.
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в
педагогике и психологии усилилось внимание к
теоретическим основам проблемного обучения и к
практическому его применению в школе. Этот
значительный интерес вызван тем, что проблемное
обучение создает условия для формирования
положительной мотивации учения и глубокого
усвоения знаний.

В чем сущность проблемного обучения? Хочется
начать с небольшого “погружения” в
психолого-педагогические основы данного метода.
В учебно-воспитательном процессе ученик
действует, выполняет задания учителей, их
требования, слушает объяснение нового материала,
замечания, разъяснения и т.д. Это, в большинстве
случаев, ситуативная, не вполне осознанная и
большей частью не рациональная саморегуляция.
Осознанная рациональная саморегуляция
означает умение ученика без внешнего контроля,
может быть с помощью, но без стимуляции со
стороны учителей, самостоятельно, рационально
организовывать свою деятельность по
осуществлению принятых целей и свое поведение.
Что же лежит в основе осознанной саморегуляции?

Совершенно понятно, что в данном процессе
большую роль играет способность ребенка
прилагать волевые усилия для достижения
поставленных целей. Воля является важнейшим
качеством личности человека. Трудно найти
родителя или учителя, который бы не стремился
воспитать эти качества у своих детей. Все хотят
видеть своих воспитанников волевыми,
настойчивыми, целеустремленными. Именно эти
качества делают человека свободным и
сознательным субъектом собственной
жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить
цели и добиваться намеченного. Можно полагать,
что становление воли является одной из главных
линий развития личности ребенка.

Что же необходимо для того, чтобы ребенок
сознательно прикладывал волевые усилия в тех или
иных ситуациях в учебной деятельности? Лучшим
ответом на поставленный вопрос, с моей точки
зрения, являются слова С.Л.Рубинштейна: “Для
того, чтобы учащийся по настоящему включился в
работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним
ставятся в ходе учебной деятельности, были не
только понятны, но и внутренне приняты,
т.е. чтобы они приобрели значимость для
учащегося и нашли, таким образом, отклик в его
переживаниях”.[1]

Очевидно, что сказанное относится не только к
учебным заданиям, но и вообще к любым задачам,
которые перед учеником ставит учитель. А эти
задачи будут приняты учеником, если у него по
отношению к ним будет соответствующая мотивация.
Мотивы классифицируются по разным основаниям.
Пожалуй, наиболее естественная классификация
производится по отношению мотивов к самой
деятельности. Если мотивы, побуждающие данную
деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними
по отношению к этой деятельности; если же мотивы
непосредственно связаны с самой деятельностью,
то их называют внутренними. Если,
например, ученик решает задачу, то внешними
мотивами этой деятельности могут быть
стремление получить хорошую отметку, показать
своим товарищам свое умение решать задачи,
избежать неприятностей и т.д. Внутренними
мотивами в данном случае могут быть интерес к
процессу решения, стремление овладеть новым
способом решения и т.д. Мотив- это побуждение к
определенной деятельности. Очевидно, что
наиболее эффективной будет деятельность, в
основе которой лежат внутренние мотивы. Так что
же необходимо для того, чтобы ученик выполнял
учебные задания, руководствуясь в большей мере
внутренними мотивами?

Мотив выступает как форма проявления потребности.
“Потребность есть особая программа
жизнедеятельности человека”. [2] Основой этой
программы является нужда человека в чем-либо или
в ком-либо. Это может быть нужда в каких-то
предметах, а может быть и нужда в каком-то
отношении. Любая такая нужда, пока она не
удовлетворена, вызывает активность человека.
Потребности программы отношения человека к
жизни, к окружающему миру — побуждают личность
выполнять определенные действия, прилагать
волевые усилия, искать и создавать такие
ситуации, в которых эти отношения могли бы стать
реальными.

Дело в том, что среди многих потребностей,
присущих человеку, имеется очень важная “потребность
в эмоциональном насыщении
”. [3] Человек
нуждается в переживании эмоций, если такого
насыщения эмоциями не происходит, то наступает
эмоциональный голод. Он переживается в форме
скуки и тоски. Одним из существующих средств и
путей эмоционального насыщения человека
является интерес, сильное стремление к
определенной деятельности. Интерес — потребность
в определенных эмоциональных переживаниях
является важным мотивом деятельности. Недаром
многие педагоги согласны со словами
Л.С.Выготского о том, что “искусство обучения
есть искусство возбуждения и удовлетворения
интересов”. [3]



Одним из методов обучения (его трактуют и как
принцип обучения, и как новый тип учебного
процесса, и как новую дидактическую систему),
направленным в первую очередь на “возбуждение
интереса” является метод проблемного обучения.
Обучение заключается в создании проблемной
ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций
в ходе совместной деятельности обучающихся и
учителя, при оптимальной самостоятельности
учеников и под общим направляющим руководством
учителя, а также в овладении учащимися в процессе
такой деятельности знаниями и общими принципами
решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает
между собой процесс обучения с процессами
исследования, творчества.

Проблемная ситуация есть, в первую очередь,
противоречие: между теоретически возможным
путем решения задачи и практической
неосуществимостью его, между традиционными,
сложившимися способами использования знаний и
необходимостью применять эти способы в новых
условиях, между многообразием системы
сложившихся знаний и необходимостью выбрать
лишь одно из них, использование которого
обеспечит самое оптимальное с точки зрения
выбранных критериев решение и т.д. Ставить
проблему совершенно обязательно, чтобы
обеспечить интерес к материалу и развитие
учащихся. Таким образом, на проблемном уроке
ученики в процессе исследовательской,
творческой деятельности сами “открывают
знания”. Правда, творчество за партой всегда
отличается от настоящего научного. Ученый ставит
перед собой еще не изученную проблему и в
результате открывает объективно новое знание.
Школьник ставит учебную проблему и открывает
знание, новое лишь для него самого, а не для всего
человечества. Но от этого радость от “новых
открытий для себя” не становиться меньше.

Несколько слов о проблемной организации
учебного процесса. Она может быть разной, в
зависимости от той роли, которую берет на себя
учитель, в зависимости от характера выдвинутой
проблемы. Существует несколько основных
принципов организации проблемного урока.

1. Изучение учебной темы начинается с
постановки перед учащимся основной исходной
проблемной задачи. При этом надо по возможности
находить такие формы подачи материала и такие
содержательные моменты, которые вызовут интерес
учащихся.

2. Все дальнейшее изучение учебной темы должно
проводиться путем развертывания системы
заданий, причем эта система должна обладать
внутренней логикой, когда каждая последующая
задача логически вытекает из предыдущей. Учебный
материал делиться на небольшие порции -
отдельные шаги. Каждый шаг содержит логически
законченную информацию и вопрос, на который
должен дать ответ ученик. Ответ на поставленный
вопрос и становиться отправной точкой для
следующего шага в процессе разрешения
проблемной ситуации.

3. Очень важно, чтобы логика развертывания
системы задач была ясна не только самому учителю,
но и всем учащимся, чтобы эта логика вела весь
процесс изучения учебного материала. В некоторых
случаях учитель может вербализовать сущность
возникающих задач и логику их развертывания.

Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями
процесса перехода от “школы объяснения” к
“школе развития”. Важнейшей характеристикой
новой школы является проблемное обучение.
Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть
единственной педагогической целью: школа должна
всемерно развивать познавательные и творческие
возможности учеников и действенно, а не на
словах, воспитывать взрослеющую личность.
Значит, все должно быть по-другому: и
психологическая атмосфера занятий, и учебное
содержание, и методика преподавания. А в методике
в первую очередь следует изменить часть,
отвечающую за введение нового материала: ученики
должны открывать знания, а не получать их в
готовом виде. Проблемное обучение, наряду с
методом учебных проектов, применением новых
методов обучения (например, учебных деловых игр и
т.д.) станет важным фактором успешного проведения
занятий в рамках профильных курсов. Проблемное
обучение- будущее нашего образования.

Список литературы:

Рубинштейн С.Л., Психологическая наука и дело
воспитания, Москва, 1976

Божович Л.И., Воспитание и целенаправленное
формирование личности, Москва, 1974

Выгодский Л.С., История развития высших
психических функций, Москва, 1983, Собр.соч — Т.3




Следующий: