Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников


Каждый человек единственный и неповторимый в
своей индивидуальности, которая выражается в
индивидуальных особенностях. Считается, что
воспитание и обучение должны максимально
опираться на индивидуальность. Необходимость
индивидуального подхода вызвана тем
обстоятельством, что любое воздействие на
ребенка преломляется через его индивидуальные
особенности, через «внутренние условия», без
учета которых невозможен по-настоящему
действенный воспитательно-образовательный
процесс. «:Всемерная поддержка
индивидуальности ребёнка признаётся одним из
основополагающих моментов всего дошкольного
образования: только на её основе могут
осуществляться полноценное развитие личности
ребёнка, раскрываться его особенные, уникальные
способности» [1].

Проблеме индивидуального подхода в воспитании
детей уделяли внимание многие представители
прогрессивной педагогики, как русской, так и
зарубежной. Уже в педагогической системе
Я.А.Коменского — великого чешского педагога -
четко обозначены положения о том, что весь
процесс обучения и воспитания детей необходимо
строить с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей и выявлять эти особенности путем
систематических наблюдений.

Однако проблема индивидуализации воспитания и
обучения остаётся и на сегодняшний день одной из
центральных психолого-педагогических проблем.
Данная проблема заключается не в решении вопроса
о необходимости индивидуализации как таковой, а
в слабой проработанности конкретных способов ее
осуществления. «Нет в современной
педагогической практике понятия более
популярного и менее отрефлексированного, чем
«индивидуальный подход». Более или менее ясно
только самое основное и общее: индивидуальный
подход в обучении — это учет индивидуальных
особенностей детей в процессе обучения и
воспитания» [2].



Основное противоречие традиционного обучения
в ДОУ связано с групповой формой его организации
и индивидуальным характером усвоения знаний.
Уровень профессиональности педагога во многом
определяется тем, как он на практике реализует
принцип индивидуального подхода к каждому
ребёнку. Воспитателю, прежде всего, необходимо
хорошо знать детей, видеть в каждом из них
индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше он
разбирается в индивидуальных особенностях
дошкольников, тем правильнее он может
организовать воспитательно-образовательный
процесс. Необходимо учесть, что педагог должен не
только представлять себе основные
характеристики детей своей группы — их
способность воспринимать материал, запоминать,
перерабатывать и использовать его, но и знать
основные принципы изучения индивидуальных
особенностей.

Занимаясь проблемой индивидуализации обучения
старших дошкольников в нескольких дошкольных
учреждениях г.Орла (в том числе на уровне
локального эксперимента в МДОУ №63), мы имеем в
виду не приспособление целей и основного
содержания обучения и воспитания к отдельному
ребёнку, а приспособление форм и методов
педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям. В этом случае реализуется
дидактический уровень индивидуального подхода,
т.е. субъектом, осуществляющим индивидуализацию,
является педагог. Для подготовки воспитателя к
работе в подобном варианте индивидуального
подхода, мы взяли за основу разработки НМЦ
кадрового обеспечения общего образования ФИРО
МОН РФ. [3].



Считаем, что сама проблема индивидуального
подхода носит творческий характер, но существуют
основные моменты при его осуществлении:

- знание и понимание детей;

- основательный теоретический баланс;

- способность педагога размышлять и умение
анализировать.

Для обеспечения выше обозначенных моментов,
подготовка педагогов к реализации технологий
индивидуального подхода включала:

  • формирование представлений о достаточно
    широком спектре индивидуальных особенностей
    дошкольников: психофизиологических,
    психологических, педагогических;
  • формирование умений диагностики определённых
    индивидуальных различий дошкольников. Конечно,
    диагностику индивидуально-психологических
    особенностей учащихся призваны осуществлять
    специалисты (педагог-психолог, логопед,
    социальный педагог), а воспитатель уже от них
    должен получать соответствующую информацию.
    Однако в силу определённых обстоятельств, на
    практике воспитателю нередко приходится
    заниматься такой диагностикой вместе со
    специалистами или даже самому. Кроме того,
    непсихологические (педагогические) особенности
    ребёнка воспитатель диагностирует
    самостоятельно. Необходимо чёткое обеспечение
    педагогическим инструментарием для подобных
    случаев диагностики.
  • развитие вариативности педагогического
    мышления, которое необходимо, например, при
    подготовке занятия, для разработки заведомо
    избыточных наборов разнотипных заданий по
    изучаемой теме. Задания распределяются на основе
    учёта индивидуальных особенностей детей.

В рамках работы творческой группы
прошедших подготовку педагогов МДОУ №63,
деятельность по реализации
индивидуального подхода в обучении старших
дошкольников
осуществляется в несколько
этапов.

На первом этапе

— был определён выбор
критериев индивидуализации. Мы учли
рекомендуемые специалистами ограничения:

- по числу (не более 1-2 особенностей);

- по значимости (выбраны особенности,
действительно важные в процессе обучения
старших дошкольников);

- по внедряемости (выбранные особенности могут
быть учтены при варьировании форм, методов,
приёмов обучения).



Второй этап

— проведена диагностика
индивидуальных особенностей детей групп,
определённых на первом этапе.

Третий этап

- (текущий в настоящее время) -
педагоги начали выбирать формы, методы и приёмы
обучения в соответствии с индивидуальными
особенностями детей. Происходит работа
воспитателя с собственным вариативным мышлением
и воображением: по каждой теме создаётся
множество заданий, которые затем распределяются
по группам индивидуализации. При этом
индивидуализация может быть как полной (каждому
типу особенностей — свой тип заданий), так и
частичной (ориентация заданий на ведущий в
группе тип, с организацией индивидуального
подхода к тем детям, которые отличаются от
большинства). Но здесь также следует вспомнить
слова А.С. Макаренко, о том, что индивидуальный
подход — это не «разрозненная возня с каждым
воспитанником».

Индивидуальный подход требует от педагога
помимо умения работать разнородно и
разнообразно, ещё и большого терпения, умения
разобраться в сложных проявлениях поведения — и
это только некоторые из причин пока недостаточно
широкого применения его на практике при широкой
декларативности. Мы считаем, что в настоящее
время эту проблему можно и нужно решать, так как
реализация индивидуального подхода помогает
вовлечь всех детей в активную деятельность по
овладению программным материалом, является
важнейшим условием успешного формирования
готовности дошкольников к обучению в школе.
«Только сочетание возрастного и
индивидуального подходов в воспитании и
обучении детей может обеспечить их
эмоциональное благополучие и полноценное
психическое развитие». [4].

Список литературы.

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б.
    Перспективная модель организации деятельности
    дошкольного образовательного учреждения. — М.:
    ЛИНКА-ПРЕССС, 1998.).
  2. Сергеев И.С. Основы педагогической
    деятельности.- СПб.: Питер, 2004.
  3. Сергеев И.С. «Особенности требований к учителю
    в свете индивидуализации обучения», М.- НМЦ
    кадрового обеспечения общего образования ФИРО
    МОН РФ
  4. «Концепция дошкольного воспитания»,
    1989.(олноценное психическое развитиеального
    подходов в воспитании и обучении детей может
    обеспечить их эмоциональное благополучие и



Следующий: