Проблема формирования гражданской компетентности учащихся в учебном процессе


Компетенция или компетентность в переводе с
латинского competentia означает круг вопросов, в
которых человек хорошо осведомлён, обладает
познаниями и опытом. Компетентный в определенной
области человек обладает соответствующими
знаниями и способностями, позволяющими ему
обоснованно судить об этой области и эффективно
действовать в ней.

В современной педагогической науке
встречается ряд достаточно близких по своему
содержанию терминов – «гражданская
компетентность», «гражданская компетенция»,
«компетенции гражданственности».

Согласно «Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года» под
гражданской компетенцией принято понимать
готовность к применению знаний о праве, политике,
обществе, государстве, политико-правовых умений
и навыков при исполнении различных гражданских
ролей. Она направлена на грамотное поведение
гражданина в различных политических, правовых и
общественных ситуациях.

По мнению В.Ш. Масленниковой, гражданская
компетенция – это совокупность готовности и
способности, позволяющих личности активно,
ответственно и эффективно реализовывать весь
комплекс гражданских прав и обязанностей в
демократическом обществе, применять свои знания
и умения на практике [4].
Термин «компетенции гражданственности» был
введен И.А. Зимней в результате транслитерации
термина “competence of citizenship”. Под «компетенциями
гражданственности» принято понимать знания и
соблюдение прав и обязанностей гражданина;
свободу и ответственность, уверенность в себе,
собственное достоинство, гражданский долг;
знание и гордость за символы государства (герб,
флаг, гимн) [2].

Проводимые автором данной статьи
экспериментальное исследование и обобщение
источников научно-методической литературы
позволяют рассматривать гражданскую
компетентность как «суммарный показатель
вышеназванных компетенций гражданственности, а
также как комплекс гражданских знаний и умений,
гражданских качеств; навыков и практического
опыта гражданской деятельности, вызванных
ориентацией субъекта на реализацию гражданских
ценностей» [3].

Одной из задач современной педагогической
науки является поиск средств формирования
гражданской компетентности у школьников и
студентов.

Некоторое время формирование гражданской
компетентности в процессе получения, как
среднего, так и профессионального образования
напрямую связывалось сугубо с содержанием
различных учебных дисциплин. Так, по мнению Т.Б.
Болотиной, в ходе изучения истории и
обществоведения учащиеся получают
представление о духовном развитии человека, о
различии понятий «равенство» и «равноправие».
Курс литературы дает дополнительные возможности
для уточнения и конкретизации важнейших понятий:
«мораль», «право», «законность»,
«ответственность», «достоинство», «честь».
Внимание учащихся привлекается к вопросам
этико-философского характера: о добре и зле,
жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге,
человеке и природе, человеке и нации, чести и
долге, совести, нравственном выборе. При изучении
иностранного языка школьники получают общие
сведения о стране языка, который они изучают, о
национальной культуре и ее вкладе в мировую
культуру, что способствует взаимопониманию
между сообществами и народами, толерантности.
Предметы естественно-научного цикла (биология,
валеология, экология, география) акцентируют
внимание на природных, социальных и
экономических аспектах прав человека; на
изучении закономерностей природы, пренебрежение
которыми ведет к гибельным последствиям;
формирует чувство ответственности за мир,
сохранение окружающей среды, как в местном, так и
глобальном масштабах [1].

В.Ш. Масленникова считает, что эффективность
процесса формирования гражданской
компетентности у обучаемых зависит не от
содержания учебной дисциплины, а от правильности
подбора методов обучения и воспитания. К таким
методам возможно отнести убеждение и
разъяснение, положительный пример (демонстрация
положительной модели поведения), проблемные
ситуации и ситуации достижения успеха, анализ
конфликтов, моделей, стилей поведения и принятия
решений, демократический диалог и
состязательность, педагогический менеджмент,
ролевые игры, педагогическое управление лидером
и культивирование авторитета, методику
коллективных творческих дел, традиций, средств
народной педагогики. [4].



Особую роль в процессе формирования
гражданской компетентности также играет
гражданская деятельность (природоохранного,
экономического, правового, политического,
патриотического и т.д. характера).

Для формирования такого компонента
гражданской компетентности как гражданское
самосознание многие российские и французские
педагоги особо выделяют метод написания
«социальных биографий» (или изучения личных
документов). Он позволяет исследовать
субъективные стороны общественной жизни. Он
фиксирует личные отношения человека к тем
социальным процессам, социально-психологическим
ситуациям, в которые он был включен
опосредованно или непосредственно. Формами
данного метода являются ненаправленные
интервью, свидетельства родственников,
различного рода переписка, фотографии,
автобиографические фрагменты, сообщения о своей
жизни в целом (о каких-то её этапах или жизни
своей семьи, кого-либо из родственников и т.п.) Все
эти формы биографического метода с разной
степенью глубины и особенности позволяют
выявить специфику жизненного опыта человека,
характер реализации его жизненных сил в процессе
совместной жизнедеятельности с другими людьми,
при включении его в различные социальные группы
[4, 5].

В американской педагогике принято
подразделять методы формирования гражданской
компетентности на методы формирования
гражданского знания и методы выработки
гражданских навыков. В свою очередь, различают
два блока методов формирования гражданской
компетентности – информационно-дискуссионные
(лекции, беседы, рассказы, проблемные задачи,
просмотр видеокассет, использование
компьютерных технологий) и методы
самостоятельного освоения материала (выполнение
заданий по изучению учебных тем с применением
учебников, монографий, биографий, автобиографий,
исторических рассказов, эпоса). Методы выработки
гражданских навыков направлены на
интеллектуальные навыки (через использование
методов дискуссии, «мозгового штурма»,
театрализации, анализа оперативной политической
информации, проведение общенациональных
мероприятий, политические деловые игры) и
практические навыки (проведение социологических
опросов, работа в благотворительных
организациях, участие в судебных процессах над
малолетними правонарушителями, работа над
созданием общественных проектов, участие в
управлении школой) [6].



Также, по мнению ряда исследователей в области
педагогической науки, в процессе формирования
гражданской компетентности крайне важно
использовать метод беседы. Беседа о
гражданственности – это разговор коллектива
идейных единомышленников. Главная цель беседы –
вызвать у молодежи увлечение, которое нужно
превратить в стремление и подвести к мыслям, что
главное в жизни – оставить после себя след на
земле – извечная мечта настоящего человека [4].

В работе с первокурсниками Чайковского
профессионально-педагогического колледжа (в
частности, со студентами отделения среднего
профессионального образования, обучающихся в
группах педагогических специальностей) мы
используем многие из перечисленных выше методов
и форм организации учебного процесса. Особой
популярностью у наших обучаемых пользуются
дискуссии, «мозговые атаки», а также упражнения
на рефлексию типа «Нарисуй фамильный герб»,
«Письмо в будущее». Подобные формы работы
используются педагогами колледжа на занятиях по
различным дисциплинам – «Введение в
специальность», «Иностранный язык»,
«Педагогическая этика» и т.д.

На предметах педагогического цикла, которые
изучаются нашими первокурсниками в качестве
факультативов, юноши и девушки развивают не
только те или иные качества, являющиеся
индикаторами гражданской компетентности
(эмпатию, социальную активность и т.п.), но и
параллельно работают над развитием у себя
рефлексивных умений и навыков, над формированием
профессиональной мотивации будущих педагогов.

Следует также отметить, что на уроках
иностранного языка процесс формирования
гражданской компетентности происходит в
нескольких направлениях – как формирование
экологической, правовой, политической культуры
обучаемых и т.д.

Так, например, в ходе изучения лексической темы
«Защита окружающей среды» (“The Protection of Environment”)
студентам предлагается занятие на тему “Don’t Be
a Litterbug!”
(буквально «Не будь
распространителем мусора!»). В течение 80 минут
обучаемые участвуют в различных формах
индивидуальной, парной и групповой работы – они
отвечают на вопросы викторины, предложенной
преподавателем, разрабатывают свой глоссарий по
теме занятия, а также создают и защищают перед
группой эскизы «дорожных знаков, которые
призывали бы население Земли не мусорить»! Как
показывает опыт, занятие всегда проходит
интенсивно, студенты активно работают, обсуждают
действительно важные для каждого из них,
наболевшие проблемы загрязнения окружающей
среды.

Поскольку согласно рабочей программе
дисциплины и календарно-тематическому
планированию данное занятие проводится в апреле
месяца, активное обсуждение экологических
проблем студентами не остается голословным, оно
формирует мотивацию юношей и девушек к
осуществлению деятельности природоохранного
характера (одному из важнейших видов гражданской
деятельности) – студенты охотно участвуют в
субботниках, занимаются озеленением территории
около колледжа и т.д.

Способствует формированию гражданской
компетентности средствами урока иностранного
языка и использование разнообразных ролевых игр,
в частности воспроизводящих элементы правовой
деятельности (одной из наиболее популярных и
любимых нашими студентами ролевых игр является
“The Trial” – «Суд»).
Следует заметить, что подобные формы учебной
деятельности возможно использовать и на
занятиях по другим дисциплинам – химии,
биологии, экологии, географии, обществознанию,
истории и т.д.



Обобщая всё вышесказанное, можно прийти к тому
выводу, что на сегодняшний день формирование
гражданской компетентности в учебном процессе
происходит не столько благодаря содержанию
учебных дисциплин гуманитарного цикла, сколько
благодаря оптимальному подбору педагогом
методов обучения, направленных именно на
развитие гражданских знаний, качеств, навыков,
ценностей. Определение таких методов, а также
организационных форм обучения и является одной
из важнейших задач современной отечественной и
зарубежной педагогики.

Список литературы:

1. Болотина Т.В. Гражданское образование
как актуальная проблема современной школы // Мир
образования – образование в мире. – 2001. – № 2. – C.
28–34.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая
парадигма результата современного образования.
// Компетенции в образовании: опыт
проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.
Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 33 – 45.
3. Котова Г.Л. Индикаторы сформированности
гражданской компетентности. // Компетенции в
образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. /
под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 189 – 195.
4. Масленникова В.Ш. Педагогическая модель
социально-ориентированной личности студента :
метод. пособие. – Казань: ИСПО РАО, 2006. – 124 с.
5. Сысоева М.Е. Подготовка студентов
педагогических вузов Франции к гражданскому
воспитанию школьников (80–90 годы, ХХ век): автореф.
дис. … канд. пед. наук. – М., 1999. – 24 c.
6. Фахрутдинова А.В. Гражданское
образование учащихся в средней школе США (конец
ХХ века): автореф. дис. канд. пед. наук. – Казань,
2001. – 22 с.




Следующий: