Проблема абстрагирования у современных школьников

Размышляя над этой проблемой, стоит начать со
слов К.Д. Ушинского: “Умственный труд едва ли не
самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и
приятно, но думать трудно”.

Попробуем разобраться с теми случаями, когда
учеба становится для ученика делом практически
непосильным. Причины такого явления довольно
разнообразны: это и неумение организовать свой
учебный процесс, отсутствие привычки к
умственному напряжению, слабое здоровье, а также
некоторые особенности мышления школьников,
которые зачастую и сказываются на успешности
учебы.

Предположим у ученика что-то не получается, ему
трудно понять тему. Вы, взрослый, учитель или
родитель, пытаетесь ему помочь, разъясняете,
показываете, а ему все равно не понятно. Вы
повторяете, снова объясняете, а результат тот же.
Вы в недоумении: что же тут непонятного, все так
ясно и легко… Вы можете потерять терпение и
совершенно напрасно! Если школьник не может
что-то понять (даже совершенно для вас очевидное)
это вовсе не означает, что он ленив или не
пытается думать. Дело может быть в особенностях
его мышления.

При изучении таких предметов, как математика,
ярко проявляется такая особенность детского
мышления, как конкретность. Школьники зачастую
не умеют подняться над ситуацией, понять ее
общий, абстрактный смысл.

Конкретность мышления становится источником
значительных трудностей для школьника, когда он
сталкивается с задачами, требующими
абстрагирования и обобщения (а такие задачи
встают перед подростками все чаще).

Многие педагоги и психологи наблюдали эти
трудности абстрагирования, выделения
существенного и отбрасывания несущественного на
всех этапах обучения, во всех возрастах и при
изучении всех школьных предметов.

Многие школьники с трудом переходят от счета
конкретных предметов к оперированию
отвлеченными числами, в дальнейшем многим
отвлечься от конкретных чисел и перейти к
алгебраическим буквенным выражениям.

Трудность выделения главного, существенного
отчетливо проявляется в одном из основных видов
учебной деятельности – пересказе текста.
Краткий пересказ дается школьникам гораздо
труднее, чем подробный. Выделить главное,
существенное – это большая трудность, но
отбросить второстепенное, ненужное – трудность
еще большая.

Есть одна старинная шуточная задача: “Фунт
муки стоит двенадцать копеек. Сколько будут
стоить две пятикопеечные булки?”. Попробуйте
задать ее школьникам и понаблюдайте, как они
будут ее решать. Скорее всего они станут делить,
умножать или делать еще что-нибудь, т.е. начнут со
стоимости фунта муки.



Путь восхождения от конкретного к
абстрактному, от частного к общему труден, но не
менее труден и обратный путь: переход от
абстрактных, академических знаний к их
использованию в конкретных ситуациях, при
решении прикладных задач.

Переход от грамматического правила к его
применению, от знания физического закона к
выполнению лабораторной работы, от хорошо
выученных знаний к их использованию усыпан
скорее шипами, чем розами…

Стоит только абстрактному знанию столкнутся с
действительностью, школьники в большинстве
своем пасуют. То есть, знания есть, но они лежат в
голове ученика мертвым грузом: он не может
сообразить, какими именно знаниями и как нужно
воспользоваться для решения задачи.

Может показаться, что мы столкнулись с
противоречащими друг другу явлениями: с одной
стороны, школьники легче усваивают конкретные
понятия, чем абстрактные, а с другой – легче
воспроизводят абстрактные знания, чем решают с
их помощью конкретные задачи. Но на деле в основе
этих явлений лежит одна причина – проблема
абстрагирования.

Когда школьнику предстоит самостоятельно
применить общие правила и законы в конкретной
ситуации, он должен самостоятельно найти во всем
многообразии конкретных условий то, что
необходимо для решения задачи, отбросив все
остальное, т. е. провести столь нелегкий процесс
абстрагирования.

Способность к обобщению развивается довольно
медленно, поэтому такие трудности могут
встречаться не только в младшем школьном
возрасте, но и в подростковом. И когда эти
трудности возникают, школьнику требуется
доброжелательная и терпеливая помощь взрослого.
Эта помощь может заключаться в постоянной
тренировке способности к пониманию общего,
выделению существенного и отказу от ненужного.

Умение видеть, сравнивать, схватывать суть,
выделяя главное и общее, отбрасывая
несущественное, можно тренировать буквально на
каждом шагу.

Книги и фильмы, домашние игры, шахматы,
различные детские увлечения, в т.ч. и
компьютерные игры – во всем этом есть главное и
неглавное, везде необходимо что-то знать и уметь
эти знания применять.

И если направлять ребенка, поощрять его
стремление “смотреть в корень” во всех его
занятиях, то способности его обязательно
проявятся и в учебе и весь его многотрудный путь
сквозь школьные предметы станет намного легче!




Следующий: