Природа чтения


I. Природа чтения.

Одной из основных задач обучения
младших школьников является обучение чтению. В
начальной школе особенно важно уделять внимание
осознанности читаемого. Ребенок должен
изначально понимать, о чем он читает, понимать
смысл слова, словосочетания, предложения, текста
в целом. Необходимо добиваться правильности,
безошибочности чтения. Правильное, осознанное
чтение позволит ребенку с первых дней грамотно
писать на уроках русского языка. В дальнейшем
отработка умения читать целыми словами поможет
ученику быстро набрать темп чтения.

Рассмотрим чтение с психологической и
психолингвистической точки зрения.

Речь – это язык в действии и общении.
Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или
читаем; когда мы передаем сообщение, мы говорим
или пишем. Таким образом, существуют четыре вида
речевой деятельности, связанные между собой:
слушание и чтение, говорение и письмо. Структура
речевой деятельности аналогична структуре любой
другой деятельности.

Первый уровень – мотивационное звено,
наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами
чтения у младшего школьника являются желание
научиться читать, что-то конкретно узнать из
книги, понять, о чем в ней говорится, получить
удовольствие от чтения.

Второй уровень деятельности –
ориентировочно-исследовательский
(аналитико-синтетический), уровень планирования,
внутренней организации речевой деятельности.
Ученик рассматривает структуру текста
(подзаголовок, части) и пытается предугадать
события. Эта рабочая часть связана с первичным
восприятием текста.

Третий уровень любой деятельности –
исполнительский. При чтении ученик производит
смысловую обработку текста, используя различные
действия: размечает тексты, подчеркивает важные
мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные
акценты, определяет личностное отношение к
событиям, героям, осмысливает и решает, в чем же
смысл событий и поступков, или выделяет путем
анализа главную мысль. Результатом, продуктом
действий с текстом становится понимание его
смысла.

Итак, предметом речевой деятельности
является мысль, а результатом – ее понимание.

Так происходит развитие чтения как
субъекта речевой деятельности. Другие виды
речевой деятельности – слушание, говорение и
письмо имеют ту же структуру и содержательную
часть.

Для чтения вслух необходимо, чтобы
было развито слуховое и зрительное восприятие
звуков, слов, сочетаний слов, предложений,
небольшого законченного текста. Кроме того,
важно, чтобы был четко поставлен речевой аппарат
– произношение, правильное дыхание, голос.
Конечно, важна и развитая память (долговременная
и краткосрочная) и, главное, – мышление, которое
необходимо для понимания предметного,
фактического содержания текста, его подтекста и
смысла. А также требуется развитое внимание. (Приложение 1)

Понимая значимость обучения чтению в
образовании, воспитании и развитии детей я ищу
пути повышения качества обучения на своих
уроках. Я изучаю опыт ученых, педагогов –
новаторов, работающих в этой области, и выбираю
оттуда наиболее важные и продуктивные, на мой
взгляд, приемы и методы работы по
совершенствованию чтения младших школьников.




II. Пути совершенствования техники чтения.

Младший школьник при выпуске из начальной
школы должен овладеть синтетическим чтением,
которое характеризуется слияние техники чтения
и пониманием текста.

В начальной школе уч-ся осваивают изучающее
чтение, которое требует определенных навыков и
понимания текста.

1. Развитие четкости произношения.

Работу по развитию четкости произношения
начинается с упражнений, развивающих речевой
аппарат. Развитие четкого произношения
осуществляется введением скороговорок,
чистоговорок, фонетических разминок.

Параллельно с чистоговорками,
скороговорками, пословицами включаю упражнения
по отработке сочетаний гласных и согласных.

Дети с большим удовольствием находят
сами скороговорки, чистоговорки, и даже
придумывают свои фонетические разминки и
чистоговорки.

2. Технология формирования техники чтения.



Развитие чтения немыслимо без опоры на
развитую к шести годам у ребенка устную речь.
Используя одновременно звуковой и графический
ряд, будем двигаться от абсолютного
доминирования звукового ряда как носителя
понимаемого сообщения, к доминированию
графического ряда в качестве носителя
информации.

Первый шаг:

Учитель читает текст
на экране, проецируемый через проектор, дети
молча следят пальчиком.

Второй шаг:

По мере автоматизации
действия, вместо того, чтобы следить, держа руку
на весу, дети начинают следить по книге.

Третий шаг:

Теперь предложим
ребенку читать шепотом вместе с диктором.

Следующим шагом

убирается
пальчик, дети следят по тексту одними глазами,
читая текст вместе с диктором вслух.

3. Резервное чтение.

Уже в первом классе начинаю применять
методику педагога – новатора, академика
Академии творческой педагогики, Н.А. Зайцева
автора образовательных технологий, основанных
на принципиально новых подходах к обучению
грамоте и обеспечивающих высокую
результативность.



С четвертой четверти, когда дети
выучили весь алфавит, на всех уроках, не только
чтения, в начале урока проводятся пятиминутки
чтения:

4. Упражнения, используемые для обучения чтению.

Очень важны упражнения на развитие
зрительной памяти. (Приложение
2)

Для развития смысловой догадки
(антиципационного восприятия текста) с момента
перехода к чтению связных текстов вводилось
упражнение “Угадай”. (Приложение
3)
,
Упражнения на антиципацию частей
скороговорок.

5. Выразительное чтение.

Отсутствие выразительности чтения или
наличие ложной выразительности свидетельствуют
об отсутствии целостного восприятия и
осмысления текста, о неподготовленности ребенка
к определению задачи своего чтения и выбора в
соответствии с ней конкретной интонации.

Для формирования выразительного
чтения учащиеся должны овладеть умениями,
которые вырабатываются в процессе анализа
произведения, а также умениями пользоваться
интонационными средствами выразительности. Из
ряда умений, связанных с анализом текста, можно
выделить

  1. Умение разбираться в эмоциональном настрое
    произведения, его героев, автора;
  2. Умение представлять в своем воображении
    картины, события, лица на основе так называемых
    “словесных картин”;
  3. Умение постигать смысл описанных событий и
    фактов, создавать о них свои суждения и выражать
    к ним свое определенное отношение
  4. Умение определять задачу своего чтения – что
    сообщается слушателям, какие мысли и чувства
    возникли у героев и у читателя.


III. Заключение.

Обучая детей чтению, на
соответствующих этапах обучения, применяя
методики, разработанные педагогами-новаторами,
добиваюсь хороших результатов. Правильное,
осознанное чтение помогает ребенку грамотно
писать на уроках русского языка, быстро решать
задачи и выполнять задания на уроках математики.

Завершая свое выступление, мне
хотелось бы процитировать слова А.И.Герцена “Не
забывай, что самое колоссальное орудие
многостороннего образования — чтение”, и мы,
учителя начальных классов в ответе за то, какое
образование получат наши дети в будущем.




Следующий: